Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ЖАНРОВО-ПОЭТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА ПРИДНЕПРОВЬЯ



К исследованию детского фольклора обращались этнографы, фольклористы, педагоги и писатели (собиратели: п. чубинский, І.Манжура, М.Вовчок, М.лысенко, д. яворницкий, В.Верховинець; исследователи: О.І.Дей, Г.В.Довженок, О.А.Правдюк, Г.А.Барташевич, Л.Б.Стрюк, Ф.З.Яловий, П.Г.Черемський).

Объектом нашего исследования являются образцы обрядового и необрядового фольклора, найденные и записанные на территории Дніпропетровької области учащимися школ и слушателями МАН. Информационной базой для изучения стали материалы полевых исследований, проведенных Днепропетровским и Львовским отделениями МАН Украины во время экспедиций «К народным истокам» (1998, 1999, 2000 годы), конкурсные материалы фольклорной экспедиции «Обычаи, игры и обряды моего края» (2000 год).

Изучив особенности 190 выбранных образцов, мы пришли к следующим выводам:

Мы рассмотрели, как сегодня фиксируется фольклор на жанровом уровне и обнаружили, что пласт необрядового фольклора значительно шире, чем обрядового (133 и 57 образцов соответственно). Это колядки, щедривки, посевалки, весенние игры-хороводы и заклички в обрядовом фольклоре; колыбельные песни, потешки, дразнилки и считалки - в необрядовому.

Наиболее активно из всех жанров бытуют потешки и колыбельные, о чем свидетельствует их количество (49 и 38 образцов соответственно). Чаще всего их носителями являются люди старшего возраста. Реже встречаются жанры собственно детского фольклора: дразнилки (29) и считалки (17). Мы отмечаем возвращение к быту колядок, щедривок (по 16 образцов) и посевалок (8 произведений), но с другим функциональным назначением. Эти жанры приобрели черты развлекательности и бытового окраску. Меньше всего мы зафиксировали образцы жанра весеннего календарного цикла (веснушек, хороводных игр, закличок), что свидетельствует о постепенном их исчезновения.

Проведенная работа дает основания подтвердить вывод о потере древнейших обрядов. Мы пришли к выводу, что детский фольклор продолжает существовать исключительно на семейно-бытовом уровне.

Произведениям детского фольклора присуща тематическая и сюжетная разнообразие, мелодичность, красочность образов и мыслей, богатство языковых средств, краткий сюжет, отсутствие позасюжетних элементов, присутствие в текстах близких для детского мировосприятия образов.

Отмечаем, что изменилась классическая форма колядки: из четырех частей на сегодня функционирует только одна - собственно колядка. Более устойчивой оказалась композиция щедривок (наличие традиционного припева «Щедрый вечер, добрый вечер»), посевалок (монологическая пожелания урожая и изобилия с соответствующими действиями), закличок (присутствие обращения и выражения желаемого действия глаголом повелительного наклонения). Во многих произведениях встречаются характерные для жанра запевы (для колыбельных - «Ой, ты же коту, коту...» и «Ой, люли, люли...»; для колядок - «Коляд, коляд, колядниця...» и «Колядин, колядин...»; «чучикалок» - «Ой, чук, чук...»; для посевалок - «Сею, вею, повіваю...»). Наблюдения над содержанием и формой колыбельных песен и закличок позволяют заметить сходство этих жанров с заговорами.

Образная система произведений детского фольклора достаточно устойчива и опирается на глубину образной информации ребенка. Как правило, это образы близких ребенку людей, некоторых животных, персонифицированных образов Сна, Дремоты, Гулей. Для создания образной системы важными являются повторение, накопления пожеланий, простейшие ласкательные эпитеты и сравнения. Для создания образа в дражнилках также используется гипербола.

Выделяем такие языковые средства создания образов: ласкательные слова («головушка», «здоровье»), звукоподражания («ков-ков», «хиті-хиті»), непосредственные обращения в форме существительного в кличному падеже, уменьшенные формы слов («котик», «хвостик»). Употребление внутренней рифмы усиливает своеобразие звучания дразнилок и их юмористическое окраску. Почти для всех жанров характерно использование глаголов в повелительном наклонении («выгляни», «иди», «дайте», «выносите», «спи»).