Статья
Народные представления о ведьмах в демонологических рассказах сел Никопольского района Днепропетровской области
В своей работе мы делаем попытку фиксирования и анализа проблемы, что кажется актуальным - демонологические представления и их бытования на территории Днепропетровской области.
Нас заинтересовали корни набожности людей, их веры в потусторонние силы, а также причины веры в существование ведьм в частности. Ответы на эти вопросы мы пытались найти в письменных упоминаниях, художественной литературе и рассказах, которые были собраны на территории Никопольского района и города Желтые Воды Днепропетровской области.
Материалы украинской демонологии дают возможность глубже познать и понять духовный мир наших предков, их верования и отношение к действительности. Можно думать, что до того времени, пока человечество будет верить в Бога и Ангелов, так же в той или иной вымышленной форме будут жить на земле, под землей, в воде и на небесах Демон и другие темные или светлые духи. По нашему мнению, пока у людей будет вера, не умрет и не исчезнет то, что мы, украинцы, обобщенно называем "нечистой силой".
Ведьма - по народным поверьям колдунья, служанка дьявола, что имеет сверхъестественные способности наносить вред живым существам.
Ведьмы выступают как бы посредниками между миром реальным и потусторонним. Слово "ведьма" происходит от древнерусского "ВЕДЬ" - знать, что указывает на древнее происхождение этого образа в украинском фольклоре и свидетельствует о существовании особой касты среди языческих волхвов женского пола, которые выполняли определенные ритуальные действия.
В славянской мифологии образ ведьмы совпадает с образом Кикимора, но для территории Центральной Украины это понятие не характерно, потому что в некоторых селах Никопольского района люди отождествляют ведьму с ропавкою, босорканею, чередильницею, ведюхою, ведьохою, колдуньей, знахаркой.
Поражает образ ведьмы. На голову выше соседок, белые и красные пятна на лице, морщины на шее, крючкуватий нос с широкими крыльями, все вынюхивает, пушок над верхней губой, подбородок выступает вперед, маленький хвостик. Но главное, что отличает ведьму - это глаза. Они у нее большие, как пятаки.
Ведьмы бывают двух категорий: обученные и от рождения. Подтверждением таких представлений может быть повествование Рябоконь Анны Петровны, 1923 г. р., уроженки с. Сечевик Днепропетровской области. Она утверждает, что "... настоящие ведьмы должны быть с хвостиками маленькими, поэтому они нигде не купаются, не раздеваются. Есть и такие, что от их тогда учатся".
Женщина, желающая стать ведьмой, заключает сделку с чертом. После этого выполняются различные колдовские действия.
До сих пор существуют поверья о наваждение засухи. Заметив дождевую тучу, надвигающуюся на село, ведьма трясет фартуком, и облако в тоже мгновение оказывается под замком в сундуке. Для возврата облака на небо следует полить водой ведьму (информатор Панкратова Марфа Сидірівна, 1928 г. р., уроженка с. Покровского Днепропетровской области).
Сегодня бытуют поверья о том, как лишить ведьму волшебной силы (схватить воровку на горячем или удостовериться, что перед тобой настоящая ведьма). Она купается только тогда, когда не светит солнце, никогда не прыгает через костер, боясь потерять хвост.
Можно по-разному идти к пониманию образа ведьмы, познать в ежедневной жизни, но свой путь к пониманию нечистой силы, ведьмы частности, пролег через раздел фольклористики - демонологію.
Слово "ведьма" в наше время можно услышать только от стариков или в глухом селе. В широких кругах населения, с экранов телевидения, на страницах книг, журналов мы часто встречаемся с экстрасенсами, которые могут отвести порчу, с паранормальными явлениями, с полтергейстами и др. Это свидетельствует, что человек не столько пытается бороться с ведьмами, а больше ищет путей сосуществования и использования чрезвычайных свойств и их знаний на пользу людям.
|
|