Статья
ЛЕСЯ УКРАИНКА
МАРИНИСТИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В ФОЛЬКЛОРНЫХ ЗАПИСЕЙ ЛЕСИ УКРАИНКИ
Связи Леси Украинки с фольклором были исключительно плодотворными для отечественного писательства и науки. Весомым вкладом в ее наследство стала работа над записью народных песен, осуществлена в значительной мере в Ялте 1907-1908 годов, увенчалась сборником «Народные мелодии с голоса Леси Украинки», выданным К. Цветком в 1917 году. Среди всего разнообразия тем особое место занимают маринистические мотивы.
Образ моря в украинском народном творчестве начинает появляться во времена создания казацкого флота. Иван Франко подчеркивал, что тема моря была популярна и в духовных произведениях [6, с. 196]. Таким образом, морская стихия издавна питала народное воображение.
Во многих произведениях, записанных Лесей Украинкой и с ее голоса, экспозиция начинается со слов: «Ой на море на синем...» [3, с. 269], «Ой на море и на камне...» [3, с. 234], «Ой на море на глубоком...» [3, с. 251]. Это традиционный запев, характерный для свадебных песен, где говорится о прощании девушки с родным домом, высказывается тревога перед неизвестным. Море не просто равнодушная стихия. Оно как бы помогает людям осознать свои чувства, становится молчаливым спутником в одиночестве.
Синее море, быстрая волна, лихая метель - постоянные лаконичные эпитеты народных песен. Для них характерны традиционно уважительные обращения к морской стихии, как: «Ой ты, море синьоє // Смотри мои сыновья» [3, с. 56]. Море, как одна из самых могущественных сил природы, способное решать судьбу человека, оно наказывает или милует, а иногда становится суровым судьей или же спасительным убежищем.
Кроме моральных категорий, которые символизируют морские образы, заслуживают внимания связаны с моралью пространственные характеристики фольклорной маринистики. В народном воображении домислюється назначения далекого противоположного берега моря, включая морское дно нередко воспринимается как недосягаемое место, где изнывает душа грешника.
В народных произведениях, известных Леси Украинцы, есть и конкретные упоминания о черном море, которое было для казаков и полем боя за свободу, и средством обогащения, и нередко последней могилой. Чаще всего подобные примеры мы находим в народных думах, которые тоже были предметом пристального интереса поэтессы. В частности, мариністичними мотивам пропитана «Дума об Алексее Поповиче».
Несмотря на то, что Леся Украинка лучше знала волынский фольклор, исследование ее записей позволяет сделать обобщенный вывод. Образ моря является органичным в песенном творчестве украинского народа, удивительно подвижным и полісемантичним. Море - это одиночество и беспомощность, грозная стихия, тревога перед неизвестностью, последний приют и спасение от страдания. Поэтому корни мариністичних образов в творчестве поэтессы следует искать в многогранном украинском фольклоре.
Цветок К. Музыкально-фольклористическая наследие Леси Украинки.- К., 1971.
Кочерга С. Ифигения в Тавриде. Страницы крымского летописи Леси Украинки.- Симферополь, 1998.- С. 74-109.
Украинка Леся. Собрание сочинений в двенадцати томах.- Т. 9.- К., 1977.
Украинка Леся. Собрание сочинений в двенадцати томах.- Т. 12.- К., 1977
Украинка Леся. Народные песни в записях Леси Украинки и с ее пения.- К., 1971.
Франко И. Разбор думы о буре на Черном море // Франко И. Собрание сочинений в 50 томах.- Т. 29.- К., 1981.
|
|