Статья
МОДЕЛЬ МИРОЗДАНИЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ И ВЕРОВАНИЯХ УКРАИНСКОГО НАРОДА
Духовное возрождение нашей нации требует решения или хотя бы осмысления многих глобальных проблем, одной из которых является происхождение мира, народа, человека. Обращение к этой проблеме диктует нынешняя этнонациональная ситуация, которая характеризуется ростом национального самосознания населения, повышенным интересом к истокам традиционной культуры, этнической истории. Затронута проблема чрезвычайно актуальна еще и потому, что каждая незаполненная лакуна в системе міжпоколінної передачи этнокультурной информации, ведет к обеднению духовности этноса, а затем и к кризису общества.
Выдающийся украинский философ г. сковорода в своих произведениях большое значение придавал познанию мира «видимого» и «невидимого», познанию «самого себя» в этом мире. Каждый человек неотделима от своего рода, народа и Вселенной в целом. Поэтому изначальная тезис «Познай себя» переходит в познание своего рода, народа, а впоследствии и Вселенной вообще.
Попробуем постичь модуль мироздания в контексте народных мифологических и демонологических представлений и верований. Их образцы, безусловно, не отражают целостной картины происхождения Вселенной, зато у них вчуваємо отголосок далеких сонцепоклонницьких мировоззренческих представлений и віруваннь в переплетении с христианскими, из них узнаем о полученном опытом систему знаний народа.
Человек в древних представлениях украинцев - часть общего целого, природы, космоса, ее жизнь нельзя отделить от космоса. Человеческая способность упорядочить космос привела к определению семи координат мира, по которым возможна ориентация в выборе сторон или направлений: верх - середина - низ - восток - юг - запад - север.
Вопросы о мироздании интересовали людей еще в древности. Одним из наиболее архаичных есть миф о создании мира, который сохранился в дохристианской молитве - колядке: среди моря рос явор, на котором три голубя советовались, как мир «сновати». Из песка хотели создать Землю, а из золотого камня - «ясное небонько», на котором засияет и «светлое сонинько», и «ясень місячик», и «мелкие звіздочки». Подобные сюжеты есть и в других вариантах колядок. Из них мы видим, что с самого начала мира было только одно синее море, посреди которого стояло дерево - зеленый явор. «Следовательно, речь идет не о создании первобытия - невидимого мира, что чувствует в Боге, а о создании именно видимого бытия, которое олицетворяется здесь образами неба и земли. Значит потусторонний мир, мир невидимого бытия, созданный гораздо раньше. Олицетворением его является дерево, что стоит посреди моря», - делает вывод М.Ткач [3, с.5].
Со времен Трипольской культуры дошел до нас образ мирового дерева как символа космоса, упорядоченного мира. Это своеобразная модель Вселенной, в основе которой лежит идея тройственности, что превалирует в образе мышления индоевропейцев [2, с.176]. За ней, такое дерево в вертикальном разрезе членится на 3 части: 1) нижнюю - корни (подземный мир); 2) среднюю - ствол (земной мир); 3) верхнюю (крону) - небесный мир. Основой основ мировоззрения украинцев есть упрощенная модификация мирового дерева - «золотая ветвь», которая символизирует 3 мира: 1) названия, 2) явы; 3) прави (сравните в соответствии с предыдущими) [4, с.158]. Воплощением дохристианских представлений о Вселенной с его 3-мя мирами является Збручский идол (IX в.), которого детально исследовал Б.Рибаков.
Итак, в народных представлениях и верованиях украинцев рисуется четкая схема мироздания из трех названных частей. Из таких же частей состоит и мировое дерево, которое является универсальной моделью Вселенной, космоса, упорядоченного мира. Человечество сегодня своего спасения от духовного обнищания принадлежит молитве возноситься вверх, к небесной сферы, которая является верхним ярусом Вселенной, где царит согласие и любовь.
Булашев Г. Украинский народ в своих легендах, религиозных взглядах и верованиях.- К.: Фирма «Доверие», 1993.
Космос Древней Украины. Триполье. Троянь. Мифология. Философия. Этногенез.- К., 1992.
Ткач М. Дерево рода.- К.: ООО «Анфас», 1995.
Фрезер Д. Золотая ветвь.- М., 1980.
|
|