Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ЦВЕТЕНИЕ ПАПОРОТНИКА В ИССЛЕДОВАНИЯХ ФОЛЬКЛОРИСТОВ И ЭТНОГРАФОВ



Праздник Ивана Купала - древний и наиболее эмоциональное летнее торжество, которое и после принятия христианства осталось у славян с его откровенно языческими чертами.

Ночь на Купала очень значительная для украинского народа. В эту ночь по представлениям наших предков деревья, кусты, цветы, трава, звери и птицы могут разговаривать, а тот, кто найдет цветок папоротника, сможет понимать то, о чем он говорят. Кроме того, тот кто найдет чар-цветок, а это было под силу только молодому человеку или мужчине, будет видеть места где спрятаны сокровища, исцелять больных.

Следует отметить, что схожие с украинскими поверье о огненный цветок существовали и у жителей Богемии, Швейцарии, Штирии и у других народов.

Дж.Фрезер в труде «Золотая ветвь» описывает сказочное растение «жар-цвет», которая по народным представлениям расцветает в день солнцестояния золотым огненным цветом. Так, например, жители Богемии верили в жар-цветок, который расцветает в день святого Иоанна и который искрится, как огонь. Они считали, что если с этим цветком подняться в день Святого Иоанна на гору, то можно найти золотую жилу или увидеть голубое сияние в том месте, где спрятаны сокровища.

По русским поверьям если в полночь накануне Иванового дня удастся схватить цветок папоротника, то достаточно только подкинуть ее и она упадет на то место, где спрятаны сокровища.

Жителей Швейцарского кантона Фрибур проводили ночь святого Иоанна возле папоротника, надеясь получить сокровища, которые им должен был отдать сам дьявол.

Некоторые народы считают, что сказочная чар-цветок зацветает еще и в ночь на Рождество, и тот, кто найдет ее сказочно разбогатеет. Жители Штирии, например, утверждали, что если в рождественскую ночь найти жар-цвет, то вы заставите самого дьявола принести вам мешок золота [4, 736-738].

По народным представлениям украинцев жар-цветок расцветает только один раз в год - в ночь под Ивана Купала да и то лишь на мгновение. Рассмотрим поверье украинцев, которые описали в своих трудах Булашев Георгий и митрополит Иларион.

Георгий Булашев в труде «Украинский народ в своих легендах, религиозных взглядах и верованиях» писал: «Один раз в год, по народным поверьям, в ночь под Ивана Купала, папоротник цветет маленькими, как на крапиве цветочками, которые горят, как огонь. Кому удастся раздобыть цветок папоротника, для того нет ничего невозможного: он будет знать, где есть сокровища в земле, и доставать их без больших усилий; ему відмикатимуться сами все замки без ключа, как только прикоснется рукой; он может влюбить в себя любую девушку...» [1, 284-286].

Митрополит Иларион описывал в книге «Дохристианские верования украинского народа» момент расцвета папоротника так: «Ровно в полночь расцветает папоротник, - с треском загорается, и горит голубым огнем. Конечно цвет папоротника срывает себе только нечистая сила, а поэтому она такая богатая, всезнающая и всемогущая. Когда бы цветок папоротника сорвала человек, то и она была бы такой, но сатана ее до великолепного цветка не допустит»[2, 293-294].

Дж.Фрезер делает вывод, что огненно-красный цвет цвета папоротника имеет основное значение. О огненный цвет цветка говорят и Г.Булашев и митрополит Иларион.

В. скуратовский в своем труде «Русалии» отмечал, что праздник Купала, а с ним и купальские огни, и цветение папоротника являются своеобразными символами солнца, а сам образ Купала представлял силу солнечной энергии [3, с. 65-66].

Как видим, описания цветка папоротника, или жар-цвету у разных народов почти одинаковые. И цветок папоротника есть жар-цветом, чар-квитом, огненным цветком, цветком солнца.

Булашев Г. О. Украинский народа в своих легендах, религиозных взглядах и верованиях // Космогонические украинские народные воззрения и верования.- К.: Доверие, 1992.- 414 с.

Иларион, митрополит. Дохристианские верования украинского народа.- Ист.-религ. моногр.- К.: АО «Обереги», 1992.- 424 с.

Скуратовский В. Путешествие к Русалий // Берегиня.- 1994.- №3.- С. 65-66.

Фрезер Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии / Пер. с англ.- М.: ООО «Фирма "Издательство АСТ"», 1998.- 784 с.- (Классическая философская мысль).