Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

РОЛЬ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ В ДУХОВНОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА



Малыш, еще не став на ноги, уже может различать красивое и некрасивое. Она тянется не к мрачным громоздких предметов, а в светлых радужных цветов, приятных на вид кукол. Уже подросши, ребенок через игрушку знакомится с миром, у него формируется эстетический вкус, развиваются творческие способности. Играя, дети приобщаются к достижений творческого наследия своего народа, им открываются особенности его мировосприятия и характера.

Но все это происходит при условии, что куклы действительно традиционно украинскими, изготовленными на Восточном Подолье, Полесье, Закарпатье, Покутье, Приднепровье. Да еще и вполне безопасными, из природных материалов - в отличие от импортных пластмассовых с вредными примесями, которые сейчас заполонили украинский рынок.

Итак, чтобы сохранить и популяризировать проверенные временем традиции изготовления украинских игрушек, представить лучшие их образцы для внедрения в детский быт, нужно помочь ребенку построить ее мир игры.

Не нужно экономить время на изготовление кукол вместе с ребенком. Если ребенок сам сделает куклу, у нее розиватимуться практические навыки лепки, кройки и шитья, умение подбирать гармоничные цвета и оттенки для платья куклы, навыки работы с различным материалом. Ребенок пытается максимально верно воспроизвести детали одежды и черты куклы. Она будет искать материал по истории, быта и костюма.

Кукла имеет важное значение еще и потому, что ребенок видит в ней себя. Она будто символ продолжения рода. Существует даже такая примета - мысль: «Если дети часто играются куклами, то буду в семье прибыль и достаток, а если ребенок пренебрежительно относится к своим игрушкам - стоит ждать несчастья». В колыбель ребенку клали куклу «оберег», считая, что она бережет ее покой и сон.

Ребенок имеет очень развитое воображение: даже обычный кусок дерева может стать куклой, если девочка наденет на него платочек и юбочку. Вот кукла и готова посетить ярмарку, или пойти в гости.

Наиболее распространенной игрушкой деревенских девчонок была тряпичная кукла изготовлена из остатков ткани - ляля. Кукол этих берегли: девочка вырастает, становится мамой и лялю передает своей дочери.

Такие ляли жили в каждой семье, в некоторых домах их было до ста. Дети делали их своими руками, они начинали «вертеть» эту лялю с пяти лет. И даже сегодня каждый ребенок может сделать себе такую лялю, ведь методика ее изготовления очень проста: сначала скручивали «качалку» (кусок льняной ткани - это основа куклы); кусочком белой ткани обтягивали лицо, перевязывали ниткой - и ляля готова. Потом ей пришивали косу из ниток, а иногда цепляли волосы, которые бабушка собирала с расчески (это давний обычай прятать волосы за зеркальцем ляли на «косу»).

Потом лялю можно одеть, но это уже зависит от воображения ребенка.

Кроме вышеописанного, много других способов изготавливать игрушки.

Игрушка - это не только предмет игры, она очень много может рассказать об истории своей страны, об обычаях и традициях народа, о традиционная одежда наших предков и их образ жизни. С игрушкой связано много легенд и сказок, она учит ребенка, как правильно проводить себя, и наоборот - как не стоит себя вести.

Поэтому нашей задачей на сегодня является возродить технологию изготовления и методику использования традиционной украинской народной игрушки, чтобы помочь ребенку проявить себя в творческом деле и подтолкнуть ее к активному и самостоятельному поиску, и конечно же - сохранить национальные украинские традиции игрушки и игры, а за последние научить этому и ребенка, ведь, пусть это и застало, «все начинается в жизни с малого»...