Остапа Вишня - Павел Михайлович Губенко родился 13 ноября 1889 года на хуторе Червь, вблизи тихого городка Грунь Зиньковского уезда на Полтавщине.
Мальчик родился в помещичьем имении, но не принадлежал он др дворянскому, ни к помещичьего рода и впервые его голос прозвучал не в роскошных хоромах, а в крестьянские белой избе, где жил его отец Михаил Кондратьевич Губенко - бывший солдат царской армии, а затем - служащий в фон Ртов.
Детство будущего писателя прошло среди волшебной природы. Начальное образование получил в сельской, затем в Зінківській двухклассной школе. В 1903 году подросток сдал экзамены и был зачислен на четырехлетнее казенное обучение в Киевской военно-фельдшерской школе. Дальнейшее образование Остап Вишня продолжал в одиночку, совмещая ее с работой военного фельдшера в госпитали и больницы Юго-Западной железной дороги. Получив аттестат юноша поступил в Киевский университет, но полностью отдавшись литературному творчеству, не заканчивает его.
Первым печатным произведением писателя был политический фельетон "Демократические реформы Деникина", подписанный псевдонимом "Павел Грунвьский". За два месяца Остап Вишня написал и напечатал 21 фельетон. Юморески, смешинки и фельетоны печатались в газетах "Известия" и "Крестьянская правда" в "приложениях к ним "Молодоє село и "Литература, наука, искусство".
Писал Павел Михайлович быстро, легко и остроумно.
В литературу Вишня пришел уже вполне зрелым и сформированным человеком - ему уже было за тридцать. 1992 год стал годом мощного и стремительного взлета в украинской гумористиці.
В своих остроумных и всегда оперативных фейлетонах писатель поднимает важные вопросы общественной и политической жизни молодой Республики Советов, направляет, острие смеха против обанкротившихся организаторов и вдохновителей антисоветских походов и блоков, против петлюровских и белогвардейских недобитков, кулачества, что вынашивала планы реставрации старых капиталистических порядков в нашей стране.
Литератор-юморист хорошо видел, какое светлое и какое чудесное жизнь начинается на родной ему земле, где люди стали хозяевами своей судьбы, строителями первого в мире социалистического общества. Он хорошо осознавал, что, кроме врагов, вооруженных пушками и панцерниками, винтовками и бомбами, есть еще одно зло, которое пагубно может влиять на людей, есть еще один враг, который может тормозить темпы строительства новой жизни, - это пережитки, доставшиеся нам в наследство от старого темного мира.
Борьбе с этим злом, с этой психологической "пятой колонной" Остап Вишня отдает весь свой талант. Он остроумно высмеивает мещанство, косніють, отсталость, невежество, выводит на чистую воду, бюрократов, шкурников и карьеристов, что попролазили в аппарат некоторых советских и общественных организаций, клеймит головотяпів и бездельников, окозамилювачів и приспособленцев. Талант Остапа Вишни буйно расцвел и внезапно, как расцветает сад после холодной и долгой ранней весны.
Павел Михайлович стал одним из самых популярных писателей. Он получал сотни писем. Их авторы обращались к нему за советами, за помощью, рассказывали про свои боли и радости. У него искали защиты от кулачества произвола, от нарушителей советского законодательства, бюрократов и волокитників.
С новой силой развилась творчество писателя в годы Великой Отечественной войны. 26 февраля 1944 года был напечатан произведение "Зенитка" в газете "Советская Украина", открыв собой новый этап в жизни и творчестве юмориста. В этом действительно хрестоматийном произведении Остап Вишня всей силой своего таланта утверждал героику нашей жизни, раскрывал мужество и непокорность советского народа, его твердую веру и победу в войне над немецким фашизмом. Средствами искрометного юмора писатель создал яркие человеческие характеры, передал национальные черты советского украинца - патриота и интернационалиста, воина и труженика, остроумного собеседника и внимательного слушателя, его мягкую натуру, склонность к остро обреченного слова.
В послевоенные годы выходят одна за другой сборник сатиры и юмора Остапа Вишни - "Самостоятельная дыра" (1945 г.), "Зенитка" (1947 г.), "Весна-красна" (1949 г.), "Вишневые улыбки" (1950 г.), "Мудрость колхозная" (1952 г.), "Избранное" (1954 г.), "Несчастная любовь" и "Произведения в двух томах" (1956 г.)
В этот период Держлітвидав осуществляет семитомне издания произведений писателя.
Улыбки Остапа Вишни находят отвес оценку и пределами Советского Союза. В этот период (1944-1956 гг.) писатель создает волшебные "Охотничьи улыбки". В них раскрыта красота человеческой души и природы. Каждая улыбка как будто списана с голоса. В ней есть рассказчик, чувствуются его разговорные интонации, мимика, есть также слушатель-заохочувач.
Он спрашивает, дает советы, рекомендации.
Огромная популярность и живучесть творчества Вишни предопределяется прежде всего мощным и редким талантом писателя; во-вторых, глубоким и тонким знанием народной жизни. Писатель знал его не по книжкам и преданиях, нет - он был сам живой и очень чувствительной частью этой жизни, он сам вышел из его глубин.
В-третьих это объясняется еще и тем, что писатель масс очень тонко чувствовал юмор, блестяще знал его природу и его законы.
Павел Михайлович не раз говорил своим молодым собраттям по жанру: литература, а прежде всего юмор, это очень деликатная штука: недобереш - плохо, перебереш - еще хуже.
Надо, чтобы было "стать" . Этого неписаного закона Вишня скрупулезно придерживался в своем творчестве всегда.
М.Т. Рыльский писал, что Вишня, органично сочетает в своем творчестве новый социалистический содержание с глубоким национальным характером.
Это - украинский писатель, прежде всего украинский в своей далеко не добродушной сатире, в своей ласковой и стыдливо нежной лирике".
Остап Вишня - зачинатель украинского советского юмора и сатиры. Его творчество представляет собой своеобразного пути нашего народа, начиная с первых лет социалистических преобразований.
Сатирик и юморист вырос на почве устного народного творчества и лучших достижений российской и украинской классических литератур. Он поднес и творчески развил их славные традиции, став писателем-новатором, создателем качественного нового, оптимистичного и воспитательного смеха.
"Пожалуй, со времен Котляревского, - говорил Олесь Гончар, - не смеялась Украина таким жизнерадостным, таким искрометным солнечным смехом, которым она засмеялась снова в прекрасной творчества Остапа Вишни.
Остап Вишня - жизнелюб и оптимист. В сложных условиях он никогда не терял веры в человека, в его душевную красоту, творческую натуру. Павел Михайлович любил природу уважал, знал и, что самое главное, чувствовал народную песню, шутку и юмор.
Он был необычным охотником, бесподобным рассказчиком, искренним другом.
Но был еще другой Остап Вишня - жестокий и неумолимый, беспощадный и неудержимый в своем гневе. Это тогда, когда он боролся с идейными врагами или теми покручами, что появляются еще в нашей жизни.
В рабочем кабинете писателя, над его письменным столом, висел лист бумаги, а на нем четкие машинописные строки.
"Мои друзья", будь они трижды прокляты!"...Далее шел список тех "друзей", которым Павел Михайлович посылал свое проклятие. То бюрократы, окозашелювачі и подхалимы, спекулянты, откровенные мерзавцы и замаскированные паразиты, зажимы критики и псевдовчені, грубияны и алиментщики. А ниже, как клятва:
"Об этом я, несчастный, должно думать и писать...".
Таким - искренним и непримиримым, кротким и гневным - вошел Остап Вишня в нашу жизнь и в нашу литературу.
|
|