Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

УКРАИНСКИЕ СКАЗКИ В АСПЕКТЕ НАРОДНОЙ СМЕХОВОЙ КУЛЬТУРЫ



Карнавальный смех как общекультурное явление относится к средневекового смеха. Именно в этот период окончательно формируются основные и определяющие черты карнавала, именно от этого времени он продвигается вперед, сквозь века, формой сложившейся и устоявшейся.

Все многочисленные проявления смеховой культуры по характеру выражения можно разделить на три основные формы:

Обрядово-зрелищные формы.

Словесные смеху формы (в т.ч. пародийные произведения).

Различные формы и жанры фамильярно-майданного речи [см.: 1, с. 10].

Они отражают единый смеховой аспект, и за всего своего разнообразия взаимосвязаны и переплетаются между собой. Карнавал характеризуется наличием сильного игрового элемента, он является близким и к театрализовано-зрелищных форм, и в обрядовых форм (за завнішнім проявлением). Относительно внутренних особенностей - во время карнавала человек живет только по законам его свободы, и игра, которая происходит в пределах действа, представляет собой именно жизнь. Карнавальный смех также имеет свои особенности: всенародность, универсальность, амбивалентность [см.: 1, с. 21].

Особые, утвержденные традицией, смехе обрядово-площадные действа придавали новый, подчеркнуто неофициальный, позацерковний и внегосударственное аспект человека, человеческих взаимоотношений: мира, то есть, наблюдается двойственность в восприятии буття. известно, что эта двойственность существовала уже на ранних этапах развития общества. Сначала, очевидно, серьезный и смеховой аспекты были одинаково священными и представляли собой целостность. Под действием определенных факторов все смеху формы постепенно перешли к неофициальной сферы жизни. Так появился карнавал.

Формирование народной смеховой культуры в Украине, по нашему мнению, шло параллельно мировом развитии этого явления, и проследить это на национальной почве представляется возможным через исследование сдвигов в сознании, происходившие в течение веков и нашли свое отражение в фольклоре, в частности, в сказках.

Термин «сказка» имеет сотни определений и объединяет различные произведения народного эпоса. Мы будем придерживаться традиционного деления сказок на сказки о животных, героико-фантастические и социально бытовые.

Начнем со сказок о животных. Кажется, по всему кругу сказок эти являются древнейшими [см.: 2, с. 331]. По признаку наличия / отсутствия элементов карнавала их можно разделить на:

тотемные сказки (с остатками первобытных верований);

сказки с заметно выраженным карнавальным началом;

дидактичі сказки [см.: 3; 4; 5].

Социально-бытовые сказки по вышеуказанному признаку также разделяем на три группы: морализаторские сказки, карнавальные сказки и героїзовані сказки (герои - реалистичные исторические лица).

Сложным представляется рассмотрение героико-фантастических сказок. Под этим названием объединились несколько пластов сказочного эпоса, разной как по времени появления, так и по характеру. Мы выделяем собственно волшебные сказки, которых не коснулось карнавальное переосмысление, и сказки «псевдогероїчні»: структура и сюжет является своеобразной пародией на сугубо героические (или волшебные) сказки. Отдельно стоит вопрос о сказки с божественным началом: здесь наиболее ярко отражены народно-смеху переосмысление мира и религии.

Мы попытались подать в несколько неожиданном ракурсе. Представляется актуальным вывести рассмотрение пародийных произведений за пределы традиционных представлений. Относительно нашего исследования: явление под названием «украинский карнавал» существует реально, следовательно, имеем для обработки еще немало его проявлений, не только сказки.

Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса.- М., 1990.

Грушевский М. История украинской литературы: В 6 т.- Т. 1.- К., 1993.

Давидюк В. Или сказка действительно небыль?- К., 1993.

Хайтун Д. С. Тотемизм: его сущность и происхождение.- Сталинград, 1958.

Яновская Е. Похожа ли сказка пролетарскому ребенку?- Держвидав Укр., 1926.