Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ЛЕГЕНДЫ НЕВИЦКОГО ЗАМКА В СОВРЕМЕННОМ ПОБУТУВАННІ СЕЛ НЕВИЦКОЕ И КАМЯНИЦА УЖГОРОДСКОГО Р-НА ЗАКАРПАТСКОЙ ОБЛ



Предложенная доклад основан на полевых материалах, собранных в с. Невицкое и Камяница Ужгородского р-на Закарпатской обл. во время фольклорно-этнографической экспедиции «по Замкам Закарпатья», которая состоялась в августе 1999г. Ее участниками стали члены Студенческого общества Львовского национального университета им.и.франко.

История замков достаточно хорошо сохранилась в устно-народной традиции Закарпатья. В частности известны легенды и предания о Мукачевский, Ужгородский, Чинадиевский и Хустский замки. В них рассказывается о строительстве этих замков их назначения и жизнь владельцев. Особенно богатым на народные легенды и рассказы есть Невицкий замок, который находится у села невицкое Ужгородского р-на Закарпатской обл.

История строительства Невицкого замка связана с исторической фигурой, которая в народной памяти фигурирует как Дрянь-Девка, Дрянь-Дівче или Джинджер-Девка.

Первая запись о ней совершил Гнатюк в 1896р. в с.Ворочеві Перечинского р-ну. Позже фольклористы, в частности В.Мельник, П.Яцко, К.Заклинський, записали еще несколько вариантов этой легенды, но, к сожалению, это произведение до сих пор не нашел должной оценки. В нем хорошо сохранились живые народные воспоминания о временах, когда феодалы совершали грубые насилия над людьми. В то же время вследствие долгого бытования перевод претерпел значительных изменений и наслоений.

Впервые Невицкий замок в документах упоминается как королевский в 1274р., но логика событий, некоторые археологические данные, датировки аналогичных памятников на территории Словакии и легенды наталкивают на мысль, что замок был построен несколько раньше. (1,с.36)

Согласно обще известной легенде, замок был построен как убежище для женщин и детей во время вражеских нападений. Отсюда якобы и происходит название - Невицкий (тайник «невіст», «невістський замок»). Эта легенда позволяет предположить, что еще до начала строительства замка в собственном смысле этого слова, а именно как центра феодального поместья, здесь было городище, которое выполняло функции хранилища. Такие городища характерны для славянского населения 9-11ст.

Бытует и другой распространенный вариант, который описывает ярость и злость проклятой отцом дочери - Дрянь-Девки, которая издевается из крестьян, нещадно эксплуатирует их при строительстве своего замка. От феодального гнета людей спасает венгерский король Матвей, который отрубает ей голову.

Эта легенда была зафиксирована членами экспедиции во многих вариантах.

Интересно, что большинство информаторов считают Дрянь-Девку туркенею. Можно предположить, что они отождествляют ее жестокость с агрессией турок. Но Закарпатья никогда не был ими оккупирован. Также с материалом, записанным от Рубля Ивана (1928р.н.), ей приписывают имя Марии-Терезы. Согласно известных нам источников можем предположить, что «плохая» - яростная и жестокая помещица - была сестрой одного из Другетов, выходцев из Италии, которые имели огромные землевладения в Ужанскому комитате. (2, с.42) За ними замок был закреплен в 1602р. А уже в 1644р., после длительной борьбы, князь Ракоци разрушил замок, после чего он уже не восстанавливался. (1, с.38)

Итак до сих пор остается много тайн, связанных с замком. Никто не может сказать с певненістю, существовал подземный проход между Закарпатскими замками. Не могут найти и золотой колыбели, какую Дрянь-Девка, по рассказу Кужалової Галины (1983р.н.), якобы бросила в глубокий колодец когда убегала от короля. Остаются предположения относительно времени постройки замка и его обладателя.

Интересно заметить, что современный фольклор не обделил замок призраком, что является характерным для европейской традиции вообще. Эта легенда является современным наслоением, но можно заметить, что сюжет о привидении бытует и среди людей преклонного возраста.

Итак, в записях членов экспедиции в легендах Невицкого замка можно выделить следующие черты:

исторические элементы (король Матвей, эксплуатация людей во время строительства замка) ;

фантастические (золотая колыбель);

топонимические (Загонський лес под Чопом, парень с Горіхівці, коронация в Будапеште).

Наблюдаются черты. Характерные для европейских легенд о замках в целом (подземные ходы, призраки).

Как видим, собранные во время экспедиции материалы, является продолжением традиции прошлых поколений. Так же, как и в записях к.19 в., осуществленных Гнатюком, в них прослеживаются подобные описания исторических событий и фигур. В то же время современные рассказчики вносят в них новые дополнения и объяснения, без чего невозможно существование фольклора как такового.

В результате проведенного исследования, можно утверждать, что история Невицкого замка не только хорошо сохраняется в памяти старшего поколения, но и передается младшему, а это является свидетельством развития устно-народной традиции в наше время.

Невицкий замок - орлиное гнездо Закарпатского средневековья // Наш родной край.- Ужгород, 1998.- №4.- 48 с.

Мельник В. История Закарпатья в устных народных преданиях и исторических песнях.- Львов, 1970.- 226 с.