Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ НАРОДНЫХ РАССКАЗОВ-ВОСПОМИНАНИЙ О ГОЛОДОМОРЕ 1933 г., 1947 г. В УКРАИНЕ



Проблема «геноцида украинского народа мотивирована тем, что сейчас к нам возвращается несправедливо забытые хроникально-документальные материалы пособия, библиографическо-справочная и художественная литература, малоизвестные отечественные и зарубежные архивные источники о голодомор 1933г., 1947г., а также устные народные рассказы-воспоминания свидетелей этой трагедии, которые являются источником познания мировоззрения народа, его истории. Они дают для этого исторически-содержательный материал, в котором память и воображение играют важную роль. В историческом аспекте это своеобразный мостик из прошлого в будущее и гальванізатор восприятие современности, создавая определенную эмоциональную стереоскопічність процесса.

Актуальность выбранной темы обусловлена насущной необходимостью вернуть в историю украинской науки и фольклористики в частности, одно из наименее исследованных явлений в истории украинского народа, народных рассказов-воспоминаний о голодомор 1933г.,1947г.

Накопление фольклорно-документальных материалов о голодомор 1933г., 1947г. в Украине, а также методика сбора и его осмысление способствовали изучению фольклора ХХ века значительные события из общественной жизни, то есть отчужденного подразделения народного творчества.

Весомый вклад в изучение фольклорных произведений о голодоморе осуществили такие выдающиеся украинские фольклористы, как: Григорий Сенько, Юрий Семенко, Игорь Бугаєвич, Валентин Дубравин, Василий Пахаренко, Василий Скрипка.

Народные рассказы-воспоминания о голодоморе репродуктуванням, воспроизведением зрительных образов, в основном неприятных, эмоциональных впечатлений. Этим же выводам на основе імпіричного жизненного опыта доходит и народ, отбивая этот опыт в поговорках и пословицах типа: «Хорошо долго помнится, а плохое еще дольше«, «Хорошая молва далеко слышно, а плохое еще дальше«. В рассказах-воспоминаниях о голодоморе представлены образы украинской крестьянской семьи (отца: «Папа работал в Кировограде на шахте, и ему давали паек и кусок из молодых жеребят. Ходили в кожанках забирали все до последней картофелины...Так наш папа и умерли от голода [1,41]; матери: «Заболела в тот же год мама, вся опухла, лежала не долго, умерла».[1,29], детей: «Мы, дети, бегали и по селу, и в лесок, ели все, что видели, что могли поймать (потому что матери не было нам чего дать) «[1,46].мы, дети, бегали и по селу, и в лесок, ели все, что видели, что могли поймать (потому что матери не было нам чего дать)«.[1,46]) и представителей власти («об'єзщи-ки», «активисты», буксирники, «комиссия», «ударники«, «группы заготовщиков», «комнезамівські активисты«, «сталинские пехотинцы»)« Началась зима, »ударники» ходят по домам, люди сдали хлеб, «ударники» добавляют: еще вывози, еще ...» [1,51]. Наиболее уязвимыми предстают образы детей, которые чаще всего погибают, среди них только что рожденные. »Детей было пять человек...В семье остались только я» [1,47].

Центральной темой оповідів-воспоминаний о голодоморе есть тема голода, последствий голода: болезней и смерти: »Были у нас в селе и дизентирія, и холера, и брюшний тиф. А лекарств не было никаких, люди умирали от голода и от болезней» [1,46], полное отсутствие похоронной обрядности: »Сначала хоронили на кладбище, а потом уже некому было хоронить, не было сил копать ямы, стали трупы вкидать в колодец» [1,74].

Ведущими мотивами являются поиск хлеба отца семьи на чужих землях: »У родителей не было сил смотреть на мучения своих детей и Марк Денисович...ушел в глубь страны на роздобуток хлеба» [1,55], мотив взаимопомощи между крестьянскими семьями: »На работе сидишь, у меня есть лепешка, а у тебя нет. Дам тебе половину и тебе. Голод был страшный, а жили дружно» [1,26], между детьми и взрослыми: »...Я очень любили свою маму и хотела ей помочь. Когда я приносила что поесть, мама не брала ничего от меня, то мы с братом Шурой, ему було12 лет, открывали ей рот и засовывали пищу» [1,46], мотив трагедии: »Люди в нашем селе очень бедствовали, совсем нечего было есть. Пухли от голода. Было и такое, что умирали целые семьи. Было в нашем селе и людоедство, ели и взрослых, и детей, люди сходили с ума » [1,40], гибели крестьянской семьи: »Глухие деревни вымирали все» [1,26], мотив смерти и отчужденности людей в период каннибализма: »Мать ушла в деревню менять на еду какую-то одежду, а мальчику приказывала, чтобы никому не открывал. А как вернулась, то мальчик был задавлен» [1,37].

Основной конфликт в народных рассказах-воспоминаниях о голодоморе представлен между украинскими крестьянами (для которых земля была предметом существования) и представителями власти (для которых слепая вера во власть была больше чем в Бога, а земля служила критерием наживы): »Отец моей бабушки был писцом у нотариуса и часто имел дела с секретными документами. Он узнал, что в большом сарае, где не было ни одной щели, а на дверях был надпись »опасно для здоровья», спрятаны большие запасы зерна. Все жители поселка требовали раздать им зерно, но правление отказало, говоря, что там ничего нет, и тогда люди, озлобленные, голодные пошли на крайнюю меру - они всех, кто мешал им получить то зерно, убили. Даже такой ценой они вынуждены были как-то жить »[1,28].

Рассказы-воспоминания о голодоморе отмечаются репродуктивністю, преимущественно зрительной памятью, детализацией, драматизированными и трагическими моментами, отсутствием диалогов. Рассказчик-свидетель хорошо воспроизводит все, что он делал, что говорил, что думал, что делали и говорили другие участники событий. При этом в процессе воспроизведения виденного и пережитого забываются частичные, незначительные детали, благодаря чему воспоминание движется в сторону обобщений. А также привнесение в воспоминание отдельных субъективных моментов, что придает повествованию отдельных черт индивидуального стиля.

Итак, воспоминания о голодоморе 1933 г., в 1947 г. по характеру являются неприятными, нежелательными, эпизодическими и систематическими, непроизвольными, то есть такими, которые вызываются волевым усилием. Они являются коллективными, что воспроизведены сугубо информативным логическим содержанием.

Каждый рассказ-воспоминание о голодоморе привлекает не столько информацией, сколько психологическим подтекстом, поэтической трансформацией события и анализом собственного характера, «открытия « в себе таких черт, о которых человек при других обстоятельствах и не подозревала бы.

Рассказы-воспоминания поражают глубиной, интенсивностью, эмоциональной памятью. Это воспоминания рассказчика-непосредственного участника явления, раскрывающее его с середины. Он имеет богатое воображение, что указывает на его жизненный опыт, обладает оповідною традиции и заинтересовывает слушателей. При этом имеющаяся деформация пространственная и временная значимость событий голода в сторону увеличения, а также наблюдается акцентирование внимания на отдельные детали, что приводит к уподобление, слияние однородных явлений и их гипертрофирования. Поэтому образ смерти в основном не является целостной картиной из прошлого, а представляет собой ряд фрагментов, указывает на то, что процесс создания образа из памяти далекий от статичности, поэтому через частичное представляем целое, через отдельные черты-образы людей, художественные модели и явления.

Народные рассказы-воспоминания о голодоморе 1933 г., 1947 г., есть фрагментальними, динамичными, схематичными, создают ту почву, на которой возникают поэтическое восприятие и воспроизведение. С мотивами, образами они составляют одно целое с фондом народной документальной прозы. Является весомой составной частью обще-украинского фольклорного процесса ХХ века с четко выявленными историческими чертами.

Скрипка В. Виморення голодом. Документальные свидетельства // Березиль.- 1993.- №9-12.- С. 18-41.