Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Сравнительная характерисктика свадебного обряда в украинских и русских селах Павлоградского района Днепропетровской области



Женитьба - это первый шаг к созданию семьи. Именно обряд свадьбы закрепляет это событие. "Свадьба сохраняет богатые достояния народной песенности и хореографии, юмора и смекалки" [3,с.12].

Поскольку Павлоградский район Днепропетровской области является центром россиян-эмигрантов, которые переехали из Курской и Орловской губерний, то в нем существует как украинский, так и русский обряд свадьбы.

Периоды проведения свадьбы и деление на циклы свадебной обрядности украинцев и россиян значительных отличий не имеют.

На первом этапе свадьбы - сватанье - была речь сватов про охотников и куницу-красную девицу или голубков.

В российских селах Павлоградского района смотрины и помолвка отсутствуют. Фрагменты этих обрядов происходят на выданье.

Накануне свадьбы изготавливали каравай, шишки, странные, лежень, голуби, совы, бороны, каракульки, делали веточку и светильник. Комкать каравай в украинском селе приглашали нечетное число каравайниц-шишкарниць, чаще всего 7, а в российском - четное, чаще - 6 [1,с.101].всегда в субботу проходил вечер гуляния молодежи. А в воскресенье молодые едут на венчание (украинцы - вместе, русские - отдельно) . Венчание - это церковная форма брака, которая вводилась Синодом в течение 17-18 вв.[4, c.196].

Перед венчанием украинская девушка надевала более яркий свадебный одежду, в которой преобладал красный цвет, в отличие от одежды русской девушки, где царил белый цвет. Так, молодая с российского села Павлоградского района надевала белую рубашку, сарафан, венчик с длинной белой фатой, а украинская - вышитую рубашку, юбку, венчик с длинными цветными лентами. Интересный факт: украинской девушке плыли одну косу, а российской - две.

Свадебная одежда парней отличный только в том, что рубашку россиянин одевал "навыпуск", штени были узкими, а украинец заправлял рубашку в брюки.

После свадебного угощения молодых дарят, делят каравай, невесту посвящают в женщины.

Всегда в двчини должно быть приданое, сладалося из двух частей: скота и сундуки. Что касается первой, то ее "выделял отец девушки" [5, c.176], а то, что входило в сундуке, двчина должна была готовить себе сама или же вместе с матерью.

Свадебные рушники готовились молодой. Украинские свадебные рушники особенно богаты на символику птиц. На российских свадебных рушниках птицы отсутствуют.

Каждый свадебный образ несет в себе смысловую и символическую нагрузку. Свадебные "чины" - это образы, имеющие обрядовые отличия, как в украинских, так и в российских селах Павлоградского района. "Чинов" на свадьбе множество: сваты, свахи, дружки и подружки, свидетели, каравайницы, музыки, свахи, боярин, "грыци"* (в российских селах) , свадебная матка (в украинских селах) и другие.

Все свадьбы сопровождалось большим количеством песен. Украинские свадебные песни более мажорніші**, чем российские, ведь событие перехода девушки в другую семью воспринимается весело. На российском свадьбе "причитают", потому что девушка покидает свою семью, как бы умирая для своих родных. Для украинских свадебных песен характерное звучание фальцетного подголоска (по народной терминологии "тоньчика") [2,c.9-10].

Свадебный обычай наряжаться "очень древний" [6,c.188] и с улыбкой воспринимается жителями сел Павлоградского района. В понедельник все присутствующие на свадьбе рядилися у цыган, врачей, попов, женщины переодевались в мужчин, мужчины - в женщин.

На развитие российского обряда свадьбы в Павлоградском районе значительно влияла украинская культура, но и украинцы много почерпнули от россиян. В украинском и российском обрядах свадьбы Павлоградского района много общего, ведь оба народа произошли от восточных славян.

________________________________

* "грыци" - дружки и дружки, что ходили приглашать всех родственников на свадьбу

** мажорніший - веселее

Бабенко В. А. Этнографическій очеркъ народного быта Екатеринославскаго Края.- Екатеринославъ: Типография Губернскаго Земства, 1905.

Свадьба (методическое руководство, сценарий).- Днепропетровск, 1994.

Здоровега Н. И. Очерки народной свадебной обрядности на Украине. К.: Наук. думка, 1974.

Культура и быт населения Украины (учебное пособие) / Наулко В. И. (руководитель) и другие.- К.: Лыбидь, 1993.

Украинская былое (иллюстрированный этнографический справочник) / Понамарев А. П. (руководитель) и другие.- К.: Лыбидь, 1994.

Чубинский П. П. Мудрость веков- Кн. 2.- К.: Искусство, 1995.