Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Жизнь и творчество Михаила Андрусяка




События 40-50-х годов - украинские национально-освободительные соревнования под руководством ОУН-УПА против фашистского и коммунистического злодейства - описаны во многих книгах, как научных, так и художественных. Систематизация материалов началась еще в 40-е годы, поскольку именно на них приходится начало печати текстов в основанных Проводом УПА подпольных периодических изданиях. Самым активным был период 50-х годов в диаспоре, когда наравне с публикациями художественных текстов, основное назначение чего - показать существование украинского движения Сопротивления, поскольку правительство СССР любую информацию об этом умалчивал, выдавались библиографические произведения. Среди тогдашних исследователей стоит упомянуть Русова Юрия, Дмитрия Донцова, Леонид Полтаву, Василия Барку, Станислава Гординского и других. За годы Украинской независимости вслед за художественными произведениями на эту тему Р.Андріяшика, б. бойко, Р.Іваничука, Р.Федоріва о украинский резистанс появилось немало научных исследований (З.Гузар, Г.Гордасевич, М.Ільницький, Ф.Погребеник).

Свой взгляд на события национально-освободительной борьбы 40-50-х годов высказал писателю Михаил Андрусяк в своих произведениях. Он является автором художественно-документальных повестей "Студеные милые", "Заключенная скрипка", "Кровавые росы сороковых", "Грани боли", "Братья грома", книги рассказов "Белая душа", автор-составитель книг "Христос воскрес" и "Торба галицких анекдотов". Михаил Андрусяк является также переводчиком, педагогом, журналистом. В настоящее время работает председателем правления ОАО "Коломыйская типография имени Шухевича".

Родился Михаил Николаевич 5 декабря 1955 года в селе Верхушке Городенковского района Ивано-Франковской области. Лучшими воспоминаниями детства, по словам самого писателя, мамина песня и запах чиблівок из-под отцовского рубанка, а еще - сладкий кукурузный малай и первый собственный покос.

Путешествие в страну знаний начал с сельской восьмилетки, которую окончил в 1971 году. Продолжил обучение в Коломыйском техникуме механической обработки древесины (1971-1975).

Также получал образование в морехідній школе м.Пярну (Эстония, 1978).

Служил в Советской армии (1975-77). Учился на факультете романо-германской филологии Киевского университета им.т.шевченко, который окончил в 1985 году. Работал на деревообрабатывающих предприятиях Киевщины и Коломыи, учителем иностранных языков и Коломыйщине и Косовщине.

Плыл и по течению, но чаще против, пока в 1988 году не прибило к острову "Агро" - первой в Украине легальной демократической газеты. Проработал пять лет заместителем главного редактора манованого журнала.

С того времени живет просветительско-издательским делом. Приложил руки к созданию в Коломые издательства "Возраст". Сейчас директором коломыйской типографии ім.Шухевича (с 1993). Михаил Андрусяк является членом Союза журналистов Украины (с 1991), членом Союза писателей Украины (с 1995). Ему предстоит большая организационная и редакторская работа в издательско-полиграфическом предприятии "Возраст". Михаил Андрусяк является также членом редколлегии журнала "Перевал".

В своих произведениях Михаил Андрусяк высказал свой взгляд на события национально-освободительной борьбы 40-50-х годов. Почти к каждому произведению автор находит удачный, меткий эпиграф. Так, в художественно-документальной уезде "Студеные мили", которую автор посвящает своей матери и "всем матерям-страждальницям", писатель цитирует Марию Потикевич-Заболотную:

"Нужно, чтобы знал, сын мой,

Когда, кто мучил Украину.

Еще до Чернобыля была

Не раз у нас долюшка горькая".

Произведение "Студеные мили" ("Исповедь матери с покутского села") сотканный из боли и разлуки родные и земляков М.Андрусяка. Ведь автор устами своей матери Прасковьи Левко рассказывает о ее страшные мытарства в сталинских лагерях, о высокие моральные качества украинских женщин, которые даже в самых свирепых условиях тоталитарного режима не потеряли человеческого достоинства. В своем очерке автор осуждает сталинизм и утверждает несгибаемый дух народа-борца, а источником вдохновения есть родные Верхушке, что на Городенковщине, родители и собственная семья.

В своих произведениях писатель изображает настоящих людей и настоящие события, поэтому типизация характеров и обстоятельств своеобразная: он не использует средств художественного домыслу, а лишь отбирает характерные, определяющие стороны воспроизводимой действительности. Своей же этической и эмоциональной природой, глубокой степени искренности, непосредственности и внутренней необходимости слова произведения М.Андрусяка - многоголосые, многоактных исповеди, потому что сотканы из многих судеб.

В художественно-документальной повести "Братья грома" автор устами Мирослава Симчича, повествуя о борьбе УПА и скитания собратьев в неволе, повествует о судьбе своего народа. При этом упоминается Шевченково: "История

судьбу своего народа. Вспоминается "Шевченково: «История моей жизни составляет часть истории моей родины». Конечно, Михаил Андрусяк не первый в освещении данной темы как, кстати, не первой для него данная книга: читатель уже знает его «Студеные милые», «Заключенную скрипку», «Грани боли», «Кровавые росы 40-х». Но каждый раз, касаясь снова и снова близкой ему проблемы, писатель это делает иначе, чем другие, лелеет свой мир из внешнего хаоса и строит его на позитивных принципах веры, надежды, любви.

Известно, что и написание истории УПА, и создание ее летописи литературного связаны с огромными трудностями, поскольку УПА - это армия безымянных, ибо каждый от Главного Командира до простого стрелка, закрытый для посторонних, даже для приятелей, псевдонимом, убранным именем. «Раскрытие псевдо зволене только после смерти данного революционера и то лишь тогда, когда это не может взыскать репрессий на его родню, ни повредить делу».

Михаил Андрусяк в своем исследовании открывает сотни имен, фамилий участников украинского движения Сопротивления, а это сейчас, во времена нашей независимости, особенно важно, потому что уходят в вечность воины УПА, младшее поколение все меньше знает о те героически-трагические события, поэтому такая книга должна была быть написана. Сколько боли, трагизма и одновременно гордости находим вот в этих строках: «всю жизнь прожил под чужой фамилией, в чужих краях. Часто мне снилось родное покутськое село, родственники, друзья-ровесники... Но дорога до них мне, гнаному и бесправном, была навсегда заказана. Назвавшись энкаведистам в далеком сорок шестом Малковичем, я прожил целую жизнь как Василий Малкович из Березова. Сегодня заявляю всем, и друзьям, и врагам, что я - политвиховник Украинской Повстанческой Армии друг Теодор - Василий Блясецький с Хлебичина на Снятинщине - выжил, друзьям на радость и врагам на зло!».

Это произведение пленит читателя логикой убеждений героев, их целенаправленным поведением. Писатель, ища человеческого эталона среди кровавой массы тел и душ, постоянно фиксирует, задерживает читательское внимание на благородных чертах человеческой натуры: величия, большой офірності, где собирается и выходит в свет гигантская энергия жизни, дает силу противостоять большевистским палачам, жертвовать собой ради Украины. Ведь каждый из повстанцев САМ выбирает свой путь, внутренне переживая «кінцесвітнє». Межевые обстоятельства, страх перед смертью, что является «самым большим страхом», велика вероятность потерь создают кризисные условия выбора, но тем величественнее является решение каждого из героев произведения - остаться или стать борцом за Украину.

Со страниц «Братьев грома», из воспоминаний очевидцев предстает обобщенный образ тех, кто боролся, страдал, умирал и победил московско-большевистских палачей, которые с сентября 1939 года перенесли на западноукраинские земли ленинский «эксперимент построения социализма». Ликвидация всех признаков гражданского общества, в частности, политических партий и культурно-образовательных организаций, массовые репрессии и депортации, дискредитация УПА путем организации бандитских отрядов, создания агентурной сети из местного населения, ликвидация греко-католической церкви - таков далеко не полный перечень результатов этого «эксперимента». Никто никогда не будет знать, сколько политзаключенных были убиты, заморены голодом, замучили в спецтаборах особого назначения, «психушках», исправительно-трудовых лагерях. Известно, что у Гитлера, который скопировал структуру ленинско-сталинских політізоляторів, было 28 концлагерей, у Сталина - 162. Каждый лагерь имел свои «лаґ-пункты», колонны (Інталаґ, Берлаґ, Воркутлаґ, Колимлаґ...). О самоотверженных, одержимых героев гулаговских восстаний, происходивших в лагерях особых назначений в течение 1950-1954 гг., также идет речь в повести Михаила Андрусяка. Как и о женщинах-патріоток, которые сражались рядом с мужчинами. Как и о тех мужественных людей других национальностей, которые были в рядах УПА, хотя большевистские историки изображали ее как однородную этническую группу только из украинцев-западенцев.

В произведении «Братья грома» имеющееся постоянное противостояние и противоборство двух миров - собственно украинского и второго, враждебного ему, что олицетворяет советскую тоталитарную систему, а потому он злой, адский, противоположный жизни. Еще одна перекрестная точка миров - стихия земли. Для украинского типа мышления присуща конструктивная функция стихии земли, воплощенная в образе укрытия, укрытия. Это наглядно протяжении всей повести. На первый взгляд, пребывание в хранилище, в земле, минимальное жизненное пространство, будто ограничивает человека, который в ней сидит, но и оставляет путь вверх, или к еще большему углубки. Для украинца в данном случае это продолжение обычного земного мира, но в концентрированных дозах, укрытие для него - это келья для совершенствования духа. Хоть и под землей, но не могила, а живой мир, омытый подземными водами, согретый человеческим дыханием...

Для автора образ убежища, укрытия приобретает символическое значение, своеобразного вместилища украинской жизненной энергии, оппозиции до большевистского режима, и вырастает до признаки новой Украины с обновленными в укрытиях людьми.

Юным воином Украинской Повстанческой Армии посвятил Михаил Андрусяк также документальное повествование "Грани боли". Боль, которая иногда достает человеку, нередко вытесняется другим, еще чувствительнее. Самый жгучий боль для героев повести - душевный. Он заполонил естество молодых повстанцев, которые стали к обороне родного края от кровожадных наїздиеів. Ведь эти смелые молодые люди не могут оставаться равнодушными к судьбе родного края, ведь они ценят свободу больше жизни.

Произведения Михаила Андрусяка - это правдивые рассказы о том, как жили и умирали за независимость Украины герои без почестей и отличий. Его художественно-документальные повести заставляют каждого украинца понять и осознать свой исторический долг перед родным народом, ибо возрождение нашей всеукраинской духовности зависит сейчас от каждого из нас.

 


Использована литература:

1. "Рожь на камне" Произведения писателей Ивано-Франковщины. Книга вторая. Проза. Издательско-полиграфическое общество "Возраст". Коломыя 1996 г.

2. "От Карпат до Ополья". Произведения писателей Ивано-Франковщины. Издательско-полиграфическое общество "Возраст". Коломыя 2001 г.

3. "Коломыйская волна" "Свободный голос", 2000.

4. Михаил Андрусяк "Грани боли" Издательско-полиграфическое общество "Возраст". Коломыя 1994 г.

5. Михаил Андрусяк "Студеные мили" Ивано-Франковск облвидав "Галичина" 1991 г.

6. М.М.Васильчук "Коломыйский азбуковник" Библиографический словарь. Коломыя "Свободный голос" 2000 г.