Есть и сейчас на Полтавщине над рекой Многою село Чернухи, а в нем незаселенная участок, которую зовут усадьбой Сковороды. Именно здесь стоял дом Саввы и Пелагеи Сковород - малоземельных крестьян из казаков. В той хате 3 декабря 1722 г. увидел свет их первенец Григорий. Родители его честностью и правдивостью, гостеприимством и трудолюбием славились на всю округу. Подросши, Гриша любил сидеть от ивой, что купала в Мнози свои зеленые ветви, и играть на флейте, подаренной старым кобзарем. Пасет гусей и играет, забывая обо всем на свете. В игре можно узнать то повел ветра или шемрання осоки, то ґелґотання гусей или плеск рыбы. Какие звуки уловит ухо, то и воспроизводит Гриша на милой сердцу сопілоньці. Всю душу парень в игру вкладывал. И любознательным был. Все, было, мать спрашивает: «Как засыпают поля? Чего солнце ежедневно за грушу прячется? А где окажешься, если идти прямо-прямо и никуда не сворачивать?» Когда же папа работал возле дома, Гриша пытался помочь - с детства приучался к труду. Очевидно, именно из семьи он вынес убеждение: «Кто труда не перейдет, и к добру тот не придет».
Однажды папа повел сына в науку к дьяку. В холщовой сумке малыша - ломоть ржаного хлеба, а в душе - любопытство: что это за наука в той школе?
У дьяка-скрипача Гриша был на привилегированном положении, потому что тот обнаружил у парня необыкновенной красоты голос, научил нотной грамоты, поставил первым певцом в церковном хоре, давал читать книги, подготовил к поступлению в академию.
Одного августовского утра Гриша поцеловал натруженные руки старой матери и преждевременно поседевшего отца и с торбой харчей, латинской грамматикой и любимой дудочкой надолго покинул родное село. Шел ему тогда шестнадцатый год. Большаком через Пирятин пешком добрался жадный до знаний юноша в Киев, путешествуя с кобзарем и в дороге учась на гуслях играть. Осуществилась давняя мечта парня - учиться в Киево-Могилянской академии. Григорий стал одним из найретельніших, особо упорных и толковых студентов. Закончил академию в 1753 г.
На двадцатом году жизни Сковороду отправляют в Петербург в придворную капеллу, ибо он прославился замечательным басом, искусной игрой на скрипке, флейте, бандуре, цимбалах и свирели и композиторским талантом. Музыку Григорий создавал на собственные стихи. И такую музыку, что некоторые из сковородинських песен переняли даже кобзари. Итак, поэт, композитор, солист и музыкант в одном лице! Всесторонне одаренный парень мог бы зажить славы и богатства. Но жизнь не познаешь, если скнітимеш в палатах, поэтому Григорий решил как можно больше путешествовать, встречаться с людьми. Вернувшись в Киев, юный поэт и композитор отправляется за границу и три года путешествует по Венгрии, Словакии, Польши, посещает Братиславу, Вену, Будапешт. Он бывает в университетах, слушает лекции знаменитых профессоров, работает в библиотеках, читает философские труды и, владея многими языками, свободно дискутирует с учеными разных стран. Из Европы Сковорода вернулся без гроша в кармане, но полон новыми знаниями и блестящими идеями.
Вернувшись в Украину, Сковорода первую очередь заглянул в родные Чернухи, и не застал в живых ни матери, ни папы. В Переяславском коллегиуме Григорий Сковорода начал преподавать пиитику. Работал охотно, писал стихи и учебник по поэтике. Преподавал предмет Сковорода по-новому, что не понравилось епископу, и молодой педагог был строго предупрежден. Григорий смело ответил: «Одно дело - архиерейский посох, а в другой - смычок», то есть: о качестве преподавания могут судить только специалисты, а невеждам до того нельзя. И Сковорода был уволен с работы.
Следующие шесть лет Он работал в селе Коврай на Переяславщине домашним учителем сына помещика Томары. В перерывах между лекциями математики и иностранных языков любовался природой, разговаривал с людьми, читал и размышлял. Именно в эти годы благодаря близости к природе и народу формируются философские взгляды будущего писателя-мыслителя.
Хоть и хорошо было Сковороде в Ковраї, его тянет к общению с молодежью, и он становится в Харьковском коллегиуме преподавателем синтаксиса греческого языка и етики1, или, как тогда говорили, основ благотворительности. Необычный это был учитель: писал басни, преподавал древние языки, глубоко интересовался математикой, географией, экономикой; учил тех этических норм, которых всегда придерживался сам. Итак, учил, как жил, а жил, как учил - лучшая черта педагога. Поскольку учебника по этике не было, Сковорода написал его сам. Это было его первое философское произведение, основой которого является мысль, что злоба - самая большая человеческая изъян. Студенты любили своего учителя, советовались с ним, бывали у него дома. Он засевал их души зернами правды, гуманизма и свободолюбия, мечтами о республике. Однако вскоре вынужден был оставить коллегиум, потому что работать стало невыносимо от травли и доносов; власть имущие захотели избавиться от человека, который во всеуслышание заявила: «Весь мир спит, пора просыпаться!»
С 1769 г. Сковорода вел странствующее жизни, не соблазняясь разными должностями и чинами, каждый раз отклоняя предложения и светских, и церковных лиц. «Ни в коем случае! Разве вы хотите, чтобы я увеличил число фарисеїв2? - ответил великий просветитель белгородскому епископу на просьбу стать монахом.- ешьте жирно, пейте сладко, одевайтесь мягко и чернецтвуйте!» Монахи Киево-Печерской лавры настаивали на своем: «Довольно блуждать по миру! Время причалить к гавани: нам известны твои таланты, святая Лавра примет тебя, как мать свое чадо, ты будешь столпом церкви и украшением обители». На это Григорий Савич саркастически сказал: «Ох, преподобнії! Я столпотворение умножати собою не хочу, довольно и вас, столбов неотесанных, в храме Божьем! Мир меня не поймает». И таки не поймал! Не удалось ни царям, ни господам, ни монахам за почести и карьеру купить ум, честь и волю Сковороды. Счастья писатель видел не в поместьях и славе, а в жизни по совести; путем к счастью считал самопознание. Харьковскому губернатору на его предложение стать чиновником Сковорода ответил: «Ваше превосходительство! Мир подобен театру. Чтобы играть в театре с успехом и похвалой, берут роли по способностям. После великого испытания себя увидел, что не могу представлять в театре света никакого лица, кроме низкой простого... Я выбрал себе эту роль - и доволен». Даже Екатерине II не удалось заманить в Сковороду золотые тенета сладкой жизни при царском дворе. «Я не покину родины,- гордо ответил ему философ.- Мне моя свирель и овца дороже царского венца». Да и мог ли верный сын Украины пойти на службу к той, которая удавкой крепостничества душила его народ? Великий философ выбрал путь бегства от мира зла и достижения свободы в сфере духа.
Так великий ученый стал странствующим педагогом-просветителем. Ходил Сковорода в обычной свите. Кроме книг, рукописей, свирели в полотняной торбе и палки, ничего больше не имел. «В крайней бедности,- вспоминает современник,- Сковорода переходил из одного села к другому. В еде был неприхотлив, жил очень скромно, а считал себя богачом: когда кто-то пытался что-то дарить ему, то слышал неизменный ответ: «Отдайте беднее меня».
Писатель жил за солнцем: вставал, когда оно всходило, а когда заходило за горизонт, давал покой натрудженому телу. Не захотел иметь собственного дома и вообще постоянного дома. В одном селе Григорий Сковорода лечил отставного майора. Пока он навещал больного, дочь майора, красавица Елена, влюбилась в нежного поэта-музыку, и Григорий тоже ее полюбил. Шло дело к свадьбе, но Сковорода колебался, потому что не представлял жизни без путешествий. Так и не женился.
Почти тридцать лет неспешно путешествовал этот певец-му-зыка и учитель-баснописец пыльным дорогам Левобережья, заходил в села и хутора, реже - в города, в основном на ярмарку, останавливался в приятелей, а то и вовсе не знакомых крестьян, и везде встречали его как родного, принимали как найпочеснішого гостя, ибо со Сковородой в дом входили дружеская беседа, хорошее настроение, доброжелательный совет, меткий шутку.
Мудрое слово Сковороды притягивало людей. Зайдет он, бывало, в деревню, сядет край майдана, на кладбище или в кого-то на дворе, сбросит сумку, достанет подругу-свирель, заиграет народной «Ой, пойду я лугом-долиной» - и сходятся люди. Тогда странствующий философ достает книгу, читает, учит. Когда же пора горячая и взрослые в поле, соберет малышей возле школы или в доме и рассказывает сказки, им же составленные, учит читать и писать, доверительно беседует с малышами. Об этом периоде жизни великого просветителя Дмитрий Павлычко писал в стихотворении «Сковорода»:
И, выломав палку из плетня,
Он темными оврагам пошел
Крепостным деткам викладать латынь,
Смущать мыслями рабскую кровь.
На утверждение аристократов, что народ якобы заснул навеки и не способен воспринять науку, философ гневно ответил: «Про меня говорят, что я ношу свечу перед слепцами... что я звонарь для глухих...- пусть придумывают! Мудрствують: простой народ спит. Но от всякого сна просыпаются, и кто спит, тот не мертвечина. Когда выспится, так и проснется, когда проснется, то очуняє и запильнує».
Чему учил Сковорода? Что в природе - красота, гармония, а в обществе - несправедливость, и чтобы изменить макромир на лучшее, надо каждому изменить микромир, то есть себя самого. Познавай себя, а познав - совершенствуй. Познавая свои наклонности, человек правильно определит свое место в обществе и принесет наибольшую пользу. А пока что немало людей занимают не свои места: один ходит за плугом, а он от природы музыка, другой работает судьей, а ему бы пасти стадо. Великий философ доказывал, что человек не может быть счастливым, если действует вопреки своей природе. Веление природы - это веление Бога в человеке. Познание природы - это познание Бога.
Григорий Сковорода был убежденным демократом. Он писал, что его родной край страдает под властью «загребущих», «лукавых» «обезьян» и «змей». Будущее отечества - не в них, а в «трудолюбствующих» простых людях, «чистых сердцем», «с духом премудрости и благочестия», именно они - «настоящие лица земли». Философ жил надеждами на общество равноправных людей, где не будет «рабского ига», «тяжелой работы», ничего «златожадного», «хамского». Взгляды великого правдолюбца имели большое влияние на последующие поколения. Лев Толстой отмечал, что мировоззрение Григория Сковороды удивительно близок ему.
Последние десятилетия жизни Сковороды - это годы его славы. Все хотели видеть его. В Харькове, Белгороде и многих селах возникли кружки последователей его учения и образа жизни. Этот период был вершиной творчества писателя, ибо постоянное общение с трудягами и природой давали ему не только материал для произведений, но и воодушевление. Во время путешествий так хорошо вынашиваются замыслы, после того так легко пишется. «Он сознательно избрал своим кабинетом целый мир, при обдумывании его произведений присутствовали и небо над головой, журавли, аисты, тополя, озера, леса и твердая земля под ногами, а главное - люди»,- писал Павел Тычина. К сожалению, при жизни не было напечатано ни одного произведения Григория Сковороды. Но его стихи, притчи быстро распространялись по Украине устами народа. Острое неподкупное слово Сковороды в жуткой темноте крепостнического произвола вспыхивало чистым огнем и проторяло тропу народному счастью.
Трудно поверить, но великий философ предсказал свою смерть. В 72 года он пешком прошел триста слоев вплоть до Орловщины, где жил его ученик и приятель Михаил Ковалинский, чтобы передать ему рукописи своих произведений. Радостной была встреча искренних друзей. Незаметно прошло время в задушевных разговорах. Последние слова, объятия, пожатия рук - и Григорий Савич двинулся домой. Остановился в селе Ивановке. По этому случаю хозяин пригласил гостей; среди своих сторонников Сковорода был веселый, разговорчивее, впоследствии вышел в сад и край дороги стал копать яму. «Что это вы делаете, Григорий?» - спросили удивленные друзья. «И копаю себе могилу, ибо пришло мое время»,- словно о чем-то обыденном, ответил тот. Когда гости разъехались, Сковорода помылся, переоделся в чистое белье, лег на скамейке и... уснул навеки. Произошло это 9 ноября 1794 г. Умер великий мудрец так просто, как и жил.
«Есть деятели,- писал известный ученый Павел Попов,- именно жизнь которых не менее ценное и поучительное, чем их произведения. Человечество время от времени выдвигает могущественных людей, способных соблюсти полного соответствия между их учением и жизнью, между их словом и делом. Сковорода был не только гениальный мыслитель, но и гениальный характер, которого выдвинул из своей среды украинский народ в один из самых тяжелых периодов его истории».
Из творческого наследия Григория Сковороды остались сборник лирических стихов «Сад божественных песен», книга «Басни харьковские», философские трактаты и притчи. Особенность произведений Сковороды заключается в том, что в лирических стихах он - философ, а в философских трудах - лирик.