Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

11 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ДЖЕРОМ ДЭВИД СЭЛИНДЖЕР

Бунт главного героя романа Джерома Дэвида Сэлинджера «Над пропастью во ржи»

«Над пропастью во ржи» - центральное произведение прозы Сэлинджера, над которым автор работал еще во время войны. Перед нами Америка начала 50-х годов, то есть послевоенного времени, настроениям которого соответствует психологическая атмосфера романа.

Сэлинджер выбирает форму романа-исповеди, найекспресивнішу из возможных романних форм. Семнадцатилетний Холден Колфилд, главный герой повествования, находясь на лечении в санатории для нервных больных, рассказывает о том, что с ним произошло примерно год назад, когда ему было шестнадцать лет. Автор знакомит читателя с героем в момент острого нравственного кризиса, когда столкновение с окружающими оказалось для Холдена невыносимым. Внешне этот конфликт обусловлен несколькими обстоятельствами. Во-первых, после многих напоминаний и предупреждений Холдена исключают за неуспеваемость с Пэнси, привилегированной школы, - ему должно быть нерадостный путь домой, в Нью-Йорк. Во-вторых, Холден оскандалился и как капитан школьной фехтовальной команды: - за несобранности он забыл в метро спортивное снаряжение своих товарищей, и команде ни с чем пришилося возвращаться в школу, поскольку ее сняли с соревнований. В-третьих, Холден сам дает всякие основания для сложных взаимоотношений с товарищами. Он очень стеснителен, обидчив, нелюб'язний, зачастую бывает просто груб, старается придерживаться насмешливого, заступницького тона в разговоре с товарищами.

Однако Холдена больше всего угнетают не эти личные обстоятельства, а дух всеобщей лжи, царящей в американском обществе, и недоверия между людьми. Его возмущает «показуха» и отсутствие самой элементарной человечности. Кругом обман и лицемерие, «липа», как сказал бы Холден. Врут в привилегированной школе в Пэнси, заявляя, что в ней «с 1888 года выковывают смелых и благородных юношей», на самом деле воспитывая самовлюбленных эгоистов и циников, убежденных в своем превосходстве над другими. Врет учитель Спенсер, уверяя Холдена, что жизнь - равная для всех «игра». «Хорошая игра!.. А если попасть на другую сторону, где сами мазили, - какая уж тут игра?» - рассуждает Холден. Для него спортивные игры, которыми так увлекаются в школах, становятся символом разделения общества на сильных и слабых «игроков». Центром самой страшной «липы» юноша считает кино, которое представляет собой утешительные иллюзии для «мазил».

Холден тяжело страдает от безысходности, обреченности всех его попыток построить свою жизнь на справедливости и искренности человеческих отношений, от невозможности сделать его осмысленным и содержательным.

Больше всего на свете Холден боится стать таким, как все взрослые, приспособиться к окружающей лжи, поэтому он и восстает против «показухи».

Случайные встречи с попутчицей в поезде, с монахинями, беседы с Фиби убеждают Холдена в шаткости позиции «тотального нигилизма». Он становится более терпимым и более рассудительным, в людях он начинает проявлять и ценить приветливость, искренность и воспитанность. Холден учится понимать жизнь, и его бунт приобретает логическое завершение: вместо бегства на Запад Холден и Фиби остаются в Нью-Йорке, потому что теперь Холден уверен, что бежать всегда легче, чем остаться и отстаивать свои гуманистические идеалы. Он еще не знает, какая личность выйдет из него, но уже твердо убежден, что «человек один не может» жить.