11 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ДЖЕРОМ ДЭВИД СЭЛИНДЖЕР
Бунт главного героя романа Джерома Дэвида Сэлинджера «Над пропастью во ржи»
«Над пропастью во ржи» - центральное произведение прозы Сэлинджера, над которым автор работал еще во время войны. Перед нами Америка начала 50-х годов, то есть послевоенного времени, настроениям которого соответствует психологическая атмосфера романа.
Сэлинджер выбирает форму романа-исповеди, найекспресивнішу из возможных романних форм. Семнадцатилетний Холден Колфилд, главный герой повествования, находясь на лечении в санатории для нервных больных, рассказывает о том, что с ним произошло примерно год назад, когда ему было шестнадцать лет. Автор знакомит читателя с героем в момент острого нравственного кризиса, когда столкновение с окружающими оказалось для Холдена невыносимым. Внешне этот конфликт обусловлен несколькими обстоятельствами. Во-первых, после многих напоминаний и предупреждений Холдена исключают за неуспеваемость с Пэнси, привилегированной школы, - ему должно быть нерадостный путь домой, в Нью-Йорк. Во-вторых, Холден оскандалился и как капитан школьной фехтовальной команды: - за несобранности он забыл в метро спортивное снаряжение своих товарищей, и команде ни с чем пришилося возвращаться в школу, поскольку ее сняли с соревнований. В-третьих, Холден сам дает всякие основания для сложных взаимоотношений с товарищами. Он очень стеснителен, обидчив, нелюб'язний, зачастую бывает просто груб, старается придерживаться насмешливого, заступницького тона в разговоре с товарищами.
Однако Холдена больше всего угнетают не эти личные обстоятельства, а дух всеобщей лжи, царящей в американском обществе, и недоверия между людьми. Его возмущает «показуха» и отсутствие самой элементарной человечности. Кругом обман и лицемерие, «липа», как сказал бы Холден. Врут в привилегированной школе в Пэнси, заявляя, что в ней «с 1888 года выковывают смелых и благородных юношей», на самом деле воспитывая самовлюбленных эгоистов и циников, убежденных в своем превосходстве над другими. Врет учитель Спенсер, уверяя Холдена, что жизнь - равная для всех «игра». «Хорошая игра!.. А если попасть на другую сторону, где сами мазили, - какая уж тут игра?» - рассуждает Холден. Для него спортивные игры, которыми так увлекаются в школах, становятся символом разделения общества на сильных и слабых «игроков». Центром самой страшной «липы» юноша считает кино, которое представляет собой утешительные иллюзии для «мазил».
Холден тяжело страдает от безысходности, обреченности всех его попыток построить свою жизнь на справедливости и искренности человеческих отношений, от невозможности сделать его осмысленным и содержательным.
Больше всего на свете Холден боится стать таким, как все взрослые, приспособиться к окружающей лжи, поэтому он и восстает против «показухи».
Случайные встречи с попутчицей в поезде, с монахинями, беседы с Фиби убеждают Холдена в шаткости позиции «тотального нигилизма». Он становится более терпимым и более рассудительным, в людях он начинает проявлять и ценить приветливость, искренность и воспитанность. Холден учится понимать жизнь, и его бунт приобретает логическое завершение: вместо бегства на Запад Холден и Фиби остаются в Нью-Йорке, потому что теперь Холден уверен, что бежать всегда легче, чем остаться и отстаивать свои гуманистические идеалы. Он еще не знает, какая личность выйдет из него, но уже твердо убежден, что «человек один не может» жить.