Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

«Любить все прекрасное и земное и говорить правду...» (по творчеству Василия Симоненко)




Василий Симоненко прожил на свете всего двадцать восемь лет, но навсегда вошел в историю родной литературы.

«Он мало жил. Словно самолет, что скрывается за горизонтом быстрее, чем добьется до нашего слуха шум его двигателей, Василий Симоненко исчез за кромкой жизни скорее, чем донесся до нас могучий грохот его сердца, заряженного тревогой XX века и любовью к украинской земле. Это сравнение неточное, потому что звук моторов непременно погибает, а звук сердца поэта, качая сердцами миллионов, возрождается в душе народа. Василий Симоненко коротким жизнью заработал честное бессмертие, хоть о своей досрочной и позачасну славу он никогда не думал», - писал Дмитрий Павлычко еще в 1965 году.

Двадцать восемь земных лет Василия Симоненко - взрыв творческого беспокойства - вместили много и доброго, и злого. Злого - от завистливо-злобных людей, которые медленно убивали его морально и даже физически, которые напрасно пытались вбгати его растрепанную и свободную, как ветер, душу в прокрустово ложе рабского псевдомистецтва и рабской идеологии или декорированные дешевой позолотой рамки собственного провинциального мещанства. И в то же время так бесконечно много любви, перелитой в слово, вместили двадцать восемь земных его лет.

Родился Василий Андреевич Симоненко 8 января 1935 г. в глухом поселении Биивцы Лубенского района на Полтавщине в семье колхозников. Отца он потерял еще ребенком, и его воспитывала мать. Послевоенное детство Симоненко, как и всех «детей войны», было нерадостным. Окончил сельскую школу, в 1952 - 1957 гг. учился на факультете журналистики Киевского университета, во время обучения участвовал в литературной студии имени Василия Чумака (СИЧ). Затем работал в редакции областных газет «Молодежь Черкащины», «Черкасская правда», собственным корреспондентом «Рабочей газеты» Участвовал в работе киевского клуба творческой молодежи: организовывал литературные вечера, диспуты, планировал поступить в аспирантуру Института литературы АН УССР, а главное - нашел массовые захоронения жертв сталинщины на Лукьяновском и Васильевском кладбищах.

Причина смерти Василия Симоненко долго замалчивалась. Только после публикации в газете «Литературная Украина» в 1992 г. воспоминаний коллег-журналистов, которые забирали поэта из помещения линейного отделения милиции в городе Смела, стало понятным, как система расправилась с талантом: после жестоких пыток Василия Симоненко был отпущен без всяких объяснений причин задержания. Через несколько месяцев после этого он умер.

Посмертно Василию Симоненко присуждена Государственная премия Украины имени Т. Шевченко.

О становлении поэтов, как правило, пишут: «Стихи сочинял еще на школьной скамье, печататься начал в студенческие годы». Этот стереотип совершенно не подходит для Василия Симоненко. По-юношески искренне поверив после XX съезда КПСС в торжество правды, свободы и демократии, он полной грудью вдохнул озон хрущевской «оттепели» и не вошел, а ворвался в литературу. Уже первые его поэзии показали: в украинской литературе появился самобытный и зрелый Мастер.

Центральной в творчестве Василия Симоненко вполне справедливо считается патриотическая тема - любовь к Украине, ее бесталанного народа, высказанная с недвусмысленным откровенностью, органично соединенная с гуманистической идеей самоценности, неповторимости человеческого «я». Следовательно и основным литературным родом у поэта выступает лирика (в более узкой жанрово-видовой модификации - «гражданская»): «Ты знаешь, что ты - человек...», «Где сейчас вы, палачи моего народа?..», «Украина», «Засматриваюсь в твои зрачки...», «О земле с переораним челом...», «Земля родная! Мозг мой светлеет...» Все эти произведения - будто фрагменты одной виболеної думы о судьбе народа, сыновнюю преданность ему, готовность к самопожертвованию ради его освобождения и расцвета. Не удивительно, что именно эти стихи понесли наибольшие цензурных и редакторских вмешательств. Делалось все, чтобы подавить резонанс правдивого слова Симоненко, однако оно звучало - переписуване, читано на литературных вечерах, в студенческих аудиториях, в кругах национально-сознательной интеллигенции.

Василий Симоненко принадлежал к поэтам-шестидесятникам, которые по своей сути были новаторами, стремились поставить украинскую литературу на уровень мировой культуры. «Шестидесятники» по-новому подходили к конструирования художественных образов, поэтизируя, в частности, реалии, принесенные научно-технической революцией, достижения в развитии космонавтики, атомной энергии, различных отраслей науки. Особенно ярко эти новые качества искусства слова раскрылись в творчестве И. Драча, М. Винграновского, Л. Костенко, Д. Павлычко. Однако, присмотревшись к поэзии Симоненко, этих атрибутов новаторства не увидим. Нет в ней ни космических масштабов, ни атомных страстей, ни признаков научных достижений, уплетених в основу художественных образов, ни каких-либо жанровых новаций, символов. Весь Симоненко - в русле поэтики, основы которой заложил Великий Кобзарь, которую развивали дальше Леся Украинка, М. Рыльский, В. Сосюра, А. Малышко. Он поразил читателя не головокружительными формалістичними новациями, не изысканным кружевом слов, а озарением красоты собственной души, подлинностью чувств, интеллектуальной высочеством и молодецким задором.

Уже первая (и единственная прижизненная) сборник его стихов «Тишина и гром» (1962 г.) стала ярким явлением не только в тогдашней литературе, но и в общественной жизни Украины.

Поэт рано осознал и предрек свою судьбу. Ему будто диктовала неведомая сила:

Не знаю, кем - дьяволом или богом -

Дано мне призвание грустном:

Любить все прекрасное и земное

И говорить правду всем бульдогам.

Написанные с позиций нравственного максимализма, произведения Василия Симоненко не могли быть напечатаны даже в период «хрущевской оттепели», тем более что редакционные портфели были наполнены оптимистично-хвалебной продукцией. И автор это хорошо понимал:

Я не забыл мужицкие глаза хмурые,

Лица матерей напуганы, тревожные,

Когда писали вы, продажные шкуры,

О их жизни, счастливое и богатое.

Такие гневные стихи свидетельствуют, что уже в то время Симоненко осознал цель своей творческой жизни: он не жаждал денег и славы, ему болели раны родного народа, его нищета, бесправие, угроза национального вырождения. Именно обнародованию этих острых проблем он и посвятил свое талантливое перо, что, конечно, не нравилось партийной номенклатуре. А еще больше не нравилась ей поэта неподкупность, его обостренная социальная чувствительность, причастность к общественно-политического движения, порожденного развенчанием преступлений сталинизма племенем «шестидесятников».

Еще задолго до политического краха великого «кукурузника» Хрущева Симоненко четко и недвусмысленно осознал, что за обнадеживающими «оттепелями» не всегда наступают вожделенные весны. Более того, ему все отчетливее виделось зловещее потрескивание грядущих общественных морозов, но он старался «не тлеть, а всегда горіть»:

Я хочу быть невменяемым,

Я хочу в огне сгорите,

Чтобы не жалеть за прожитым,

Дымком на свете не чадіть.

Поэтому и на свое двадцатилетие записал в поэтическом дневнике пророческие строки:

Так лучше в тридцать полностью сгореть,

Чем до полусотни помаленьку тліть...

Потому что

...не могут согревать душу

те, что не горят, не горят.

Василий Симоненко стремился согреть людские души, поэтому и сгорел, как метеор.

С невероятными трудностями друзьям Симоненко приходилось «пробивать» в, мир каждую его книгу. И все же, благодаря коллективным усилиям, мы имеем возможность читать Симоненко «Земное притяжение» (1964 г.), сборник новелл «Вино из роз» (1965 г.), «Поэзии» (1966 p.), «Избранная лирика» (1968 г.), «Лебеди материнства» (1981 г.), том избранных стихов (1985г.) и две книжечки для детей.

Поэтические сборники «Тишина и гром» и «Земное притяжение» - это обращение к болезненных проблем, которые соединяют Василия Симоненко с народом и родной землей. Символические образы тишины и весеннего грома раскрываются через мировосприятие лирического героя, выражает свою любовь к матери, семье, Родине, народу, к Украине. Земля дает силы, вдохновение, питает своими соками мятущееся сердце. Симоненкову «Тишину и гром» предисловием «Радость первооткрывательства» благословил С. Крыжановский, который утверждал, что новаторство поэта «идет не столько путем изобретения новых художественных форм... сколько в сфере новых художественных идей».

Лучшие стихи он посвятил матери - человеку, которая подарила ему жизнь: «Жернова», «Дума о счастье», «Лебеди материнства», «Письмо», «Одинокая мать».

Но все же центральной темой творчества Василия Симоненко оставалась патриотическая тема, где любовь сочетается с горькими размышлениями о своем бесталанный народ. Извечные стремления иметь свою землю, государство и волю поэт конкретизирует в стихах «Украина», «Задивлюсь в твои зрачки», «Земля родная». Украина для поэта - самое дорогое в мире. Он называет ее «чудом», своей «молитвой, вековой розпукою», ведь вечно она изнывала в борьбе против более сильных врагов, часто почти безнадежной.

Украина, ты моя молитва,

Ты мое отчаяние возрастная.

Громыхает над миром яростная битва

За твою жизнь, твои права.

Новой, сильной, величественной предстает перед читателем большая любовь поэта - его Украина с голубыми и тревожными, будто раць, зрачками, его красивая и гордая мать, которая дала ему богатство языка, культуры, традиций. Она поднята на пьедестал большого уважения наряду с крупнейшими странами мира. И для поэта быть ее сыном - это гордость и счастье, ничто не может остановить лирического героя на пути борьбы за свободу и независимость.

Как и в других стихах, Симоненко говорит, что живет и творит только ради Украины:

Рады тебя жемчуг в душе сею,

Рады тебя мыслю и творю.

Пусть молчат америки и россии,

когда я с тобой говорю.

В этих строках казенная цензура увидела проявление национализма, пренебрежение к другим народам, в частности российского. Однако это мнение ошибочно: здесь поэт клянется в верности родине, стремится отдать ей все: труд, творчество, всего себя:

Рады тебя жемчуг в душе сею,

Рады тебя мыслю и творю.

Эти строки родились в годы, когда писались лицемерные обвинения в национализме. Поэтому слишком бдительные критики обратили внимание на «преувеличенное чувство национального», «пренебрежение к братской России».

В своем творчестве Василий Симоненко обращался в разных поэтических жанров: он писал пейзажные миниатюры, сатирические эпитафии, сказки-притчи. Сборник новелл и рассказов «Вино из роз» романтическая по характеру, поэтическое по форме и богатая тематически. В ней речь идет о жизни молодежи, семейные отношения, творческие искания начинающих литераторов.

Отдельное место в творчестве Василия Симоненко занимает интимная лирика. Это целомудренный рассказ о неповторимое, чистое чувство, что непременно приходит к каждому. Эти стихи проникнуты светлым юношеским грустью от неразделенного романтической любви. Не выразительно его воплощение в таких известных стихах, как «Ну скажи - разве не фантастически...», «Развели нас дороги мрачные...», «Все было. Дорога закричала...» Впоследствии в интимную лирику Симоненко добавятся и земніші мотивы: «Я ждал тебя с облака розово-нежной...», «Там, в степи, скрестились дороги...»

Удаются поэту и чисто пейзажные зарисовки: «Флегматично зима тротуару поскрипывает...», «Уже день кажется седым и бессилен...», «Степь», «Зимний вечер».

Тематико-проблемный диапазон творчества поэта расширяют также сатирические и умористичні произведения, выполненные в традиционном для украинской гумористики ключи. Иронично-саркастичный струя особенно усиливается во второй, посмертной сборнике стихов «Земное притяжение». На эстетике парадокса, например, построено стихотворение «Люди часто живут после смерти», афористичная концовка которого звучит вполне серьезно:

Ей-право, не страшно умереть,

А страшно мертвом жить.

В богатой поэтической палитре Симоненко есть краски, которыми он творит сатирические рисунки, высмеивая тупых бюрократов, равнодушных чиновников, бездарных писак, всех, кто стоит на пути новому.

В этом же ключе написаны самые совершенные вещи Симоненко. К ним относится и «Сказка о Обманывала». Это сказка-притча, которая в аллегорической форме повествует о трагической судьбе украинского народа. Это болезненно-едкая сатира не только на сталинское беззаконие, а вообще на любую абсолютистскую общественную «гримасу», при которой допускается возможность построить царство гармонии на человеческой крови. Но вопросы, которые возникают из контекстов этих произведений, долгое время делали невозможным их публикацию. Однако в изданных сразу по их написании двух стихотворных сказках для детей цензоры не увидели «крамолы», хоть и «Царь Плаксий и Лоскотон», и «Путешествие в страну Наоборот» тоже можно рассматривать как своеобразно адаптированную для детского восприятия вариацию той же темы.

Василий Симоненко выступал также с чисто журналистским публицистикой, фельетонами, литературно-художественной критикой (рецензиями на кинофильмы, театральные спектакли, концерты, литературные произведения), писал художественную прозу. Как прозаик он только начинал, проявляя незаурядный талант реалиста, способность перевоплощения и сопереживание. В сборник рассказов и новелл «Вино из роз» вошли произведения, очевидно, еще студенческих времен, а также написанные в течение четырех месяцев 1962 г. Несколько картинок, маленькая повесть, «пунктиры киносценария» были опубликованы значительно позже в журналах «Украина», «Социалистическая культура», «Молодежь Украины».

В прозаических произведениях Василия Симоненко много автобиографического, хотя прямых указаний на это нет. В рассказах и новеллах легко и с любовью выписана типичная картина послевоенной действительности («Однорукий лесник»), остроумные дружеские шаржи («Невероятное интервью», «Психологический поединок»), психологически точными являются «кардиограммы» девичьего сердца («Белые призраки», «Наивная девчонка», «Серый пакет»). А вот повесть «Хула», где выведены гадкий образ анонимщикам, рождалась несколькими подходами, через душевную муку.

Последнее произведение Василия Симоненко, известный в разных вариантах (часть его публиковалась и как рассказ), художественно подтверждает, что автор психологически и физически потерпел пристального «внимания» охранников режима. Незавершенным остался киносценарий «Пир покойников».

В целом проза Василия Симоненко, признана специалистами своеобразной и многообещающей, заслуживает почетное место в контексте развития эпического свитовидображення своего времени. Но самое главное в поэзии Василия Симоненко - раскрытие исторической миссии человека на земле, творение добра. «Любить все прекрасное и земное и говорить правду...» - так, размышляя о общественное призвание писателя, утверждал он сам. И действительно, его честное и искреннее слово несло людям художественную правду о человеке и мире, поэтому и тревожит душу, учит любви к родной земле и уважения к национальной истории, а еще - человеческого достоинства, порядочности, ответственности за все, что происходит вокруг.

Василий Симоненко был прежде всего поэтом, он умел ловить сетью слова человеческие души, привораживать прозрачной простотой своих стихов. Пожалуй, со времен Шевченко украинская литература не знала второго такого поэта, которого бы так любил и уважал народ. Секрет этой невероятной популярности, наверное, в том же, в чем тайна и чарующей личности Василия Симоненко - в искренности. Искренность его - всеохватывающая. Она заряжает страстью его стихи. Она же диктует отчаянно-честные сатиры, убийственные для неискренних, и добродушные эпиграммы на собратьев по перу.

Симоненкова искренность - это необычайная правдивость. Искренний человек никогда не спутает правды с ложью, она говорит истину среди лжи и притворства:

Я хочу правде быть вечным другом

И врагом извечным злу.

(«Не лицемерить, не чванитись напыщенно...»)

Его искренность и честность, и верность, и родниковая чистота души, ибо «чистейшая душа верная» («самые отвратительные глаза пустые...»). Искренность Симоненко - это и самоотверженность:

Живет лишь тот, кто не живет для себя,

Кто для других борется за жизнь.

(«Возможно, снова загремят пушки...»)

Искренность - это наивность мечтаний и детская жажда открытия, отчаянная открытость ко всему миру и космическая радушие:

Эй, новые Колумбы и Магелани,

Напнемо паруса наших мечтаний!

Зовут нас в путешествие океаны,

Бухту покоя облизывает прибой.

Корабли! Шикуйтесь к походу! М

рійництво! Жаго моя! Живи!

В океане родного народа

Открывай духовные острова!

(«Эй, новые Колумбы и Магелани...»)

Здравствуй, солнце, здравствуй, ветер!

Здравствуй, свіжосте нив!

Я воскрес, чтобы с вами жить

Под неистовством весенних ливней

(«Тишина и гром»)

Искренность - это щедрость:

Благословенная щедрость! Все от нее.

От щедрости мыслей, сердец и рук.

Красота укрытая матерью землей

От щедрости ее страданий и мук.

И мы рождены от щедрости любви...

(«Щедрость»)

«Гнева и ненависти хватает лишь для того, чтобы разрушить что-то. Но она не может строить. Преображает, обновляет и заквитчуе землю только любовь - любовь к родной земле, к людям, к труду» («Наша родная Отчизна», (1962 г.), а найзапашнішим цветом заквитчуе землю любовь - нежнейшая, тончайшая любовь.

Итак, искренность Симоненко - это всеобъемлющая любовь к жизни:

Мир какой - кружево сказочное!..

Мир какой - ни края ни конца!

Звезды и травы, мрево рассветное,

Магия любимого лица.

 

Свет мой громкий, мільйонноокий,

Страстный, збурунений, немой,

Нежный, и ласковый, и жесток,

Дай мне свое пространство и беспокойство,

Солнцем душу жадную налей!

(«Мир какой - сказочное кружево/..»)

и мудрость.

Потому что на свете тот мудрейший,

Кто больше всего любит жизнь.

(«Самые отвратительные глаза пустые...»)

Василий Симоненко до последнего вздоха любил жизнь, был жаден до жизни, спешил жить, «любить все прекрасное» и «говорить правду». «А жить... хочется страшно, потому что еще же мозг у меня светлый, и несколько... сделал бы еще, чтобы только хоть немного сил вернулось», - писал он в письме к брату 22 ноября 1963 p., а уже 13 декабря его не стало. Но за короткую жизнь поэт сделал много и оставил мировые главное - нетленную горстку отчаянно искренних слов с верой в жизнь, с верой в любовь, с верой в человека, с верой в прекрасное будущее:

Люди - прекрасные!

Земля - как сказка.

Лучшего солнца нигде нет.

Погряз я по сердце

В землю вязко.

Она меня крепко держит.

И хочется

Быть сильным,

И хочется так любит.

Чтобы даже камни безразлично

Захотело ожить

И жить!