Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ВАСИЛИЙ СИМОНЕНКО
АНТОНІМІЧНІ ФИГУРЫ В ПОЭЗИИ ВАСИЛИЯ СИМОНЕНКО



Василий Симоненко отмечается высоким мастерством письма. Поэзия его сама идет к людям, из уст в уста, из сердца в сердце. Читателя поражает высоко-художественность его произведений, а главное - простота. Поэт не прибегал к сложным тропов, почти не использовал лексики, связанной с научно-техническим прогрессом, для конструирования образов. И если внимательно вчитываться в Симоненкову поэзию, то можно заметить, что в ней, словно бусины, рассыпались народно эпитеты, совершенные метафоры, поразительные сравнения. И чрезвычайно поэтические произведения Василия Андреевича насыщенные антонімічними фигурами, которые помогают автору дать исчерпывающую характеристику явлениям действительности, с помощью контрастного сопоставления фактов ярче обрисовать их глубину, потому что на темном фоне четче виднеется ясное.

Автор противопоставляет здесь и явления природы (день - ночь, жара - мороз): «Прошлая ночь, и солнце белогривые Несет на тросе огненном день...» («Маленькие солнца»), и психологические, интеллектуальные и эмоциональные свойства людей (радость - мука, правда - ложь, любовь - ненависть): «Поэтому в сердцах у нас не изощренная пытка, А радость голосистая и вызова» («Мы думаем о вас»), и такие конкретные понятия жизненного опыта, как размер (большой - маленький), цвет (белый - черный), количество (один - много), направление (вперед - назад), действие (смеяться - плакать).

В поэзии Симоненко отдельные слова противопоставляются другим в полном объеме значений: земля - небо, белый - черный. Однако большинство антонімічних пар создается на основе противопоставления отдельных ЛСВ значения. Так, ЛСВ значения семантической структуры слова РАДОСТЬ находятся в антонімічних отношениях с ЛСВ слов СУММ, МУКА, СОЖАЛЕНИЕ, ПЕЧАЛЬ, СЛЕЗЫ; а ЛСВ слова СЧАСТЬЕ находятся в антонімічних связям с ЛСВ слов БЕДА, НЕНАВИСТЬ, СЛЕЗА.

Замена обычного компонента антонімічної пары типа ПРАВДА - ЛОЖЬ синонимом используется для усиления выразительных возможностей текста: правда - ложь, правда - зло. Вокруг одного слова будто собирается пучок антонимов: друг - враг, недруг; раб - тиран, деспот; радость (радости) - мука, сожаление, печаль, слезы.

Часто оппозиционную функцию выполняют грамматические антонимы, удостоверяющих контрастную характеристику фактов действительности: «Для любви у нас времени мало, Для молчания - у нас века» («Тишина и гром»), «Люди часто живут после смерти: Врежет дуба, а ходит и ест...» («Люди часто живут после смерти»).

Поэт удачно использует такую функцию антонимов, как превращение одной противоположности в другую, противоречия как совмещение противоположных начал в чем-либо: «И обнялся смех с печалью, Ненависть с любовью» («Тишина и гром»). Нетрудно заметить, что антитеза, построенная на антонімічній паре ТИШИНА - ГРОМ, положенная автором в основу заголовка целой сборки.

С антонімією связывается и такой стилистический средство, которое часто употребляется в произведениях в. Симоненко, как оксюморон: счастливое несчастье, молчанием кричать, говоря молчать.

Как видим, сущность языковой экспрессии заключается в преодолении стандарта, шаблона. Именно поэтому столкновение антонімічних слов добавляет выразительности контекстові. Внимательно читая поэзию В.симоненко, мы заметили, что одни антонімічні фигуры переданы словами одной части речи (друг - враг, белый - черный, жить - умирать), а другие - словосочетаниям или словам, принадлежащих к разных морфологических классов (радость - царство слез). Это потому, что антонимы являются одним из важных стилистических средств не только благодаря своим внутренним семантическим свойствам, но и потому, что антонімічні противопоставление не является чем-то застывшим, ограниченным.

Неповторимость контекстуальных и лексических антонимов обнаруживает всю силу и многогранность стиля Василия Симоненко.

Симоненко В. Берег ожиданий.- К.: Современность, 1973.