Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Григорий Косынка
ГЛАГОЛЫ ЭКСПРЕССИВНО-ОЦЕНОЧНОЙ СЕМАНТИКИ (На материале произведений Г. Косынки)



Начиная со второй половины XX в. в украинистике особенно актуальным является "полевой" подход в исследовании лексики. Опираясь на теории "понятийного поля" Й.Тріра, "семантического поля" В.Порціга, труда О.М.Ру дякова, Р.В.Алімпієвої, М.К.Кочергана, Ф.Т.Жилка, Ю.О.Карпенка и др., лингвисты, исследующие украинскую лексику на семантико-функциональной основе по лексико-семантическими полями (ЛСП). Такой анализ дает возможность определить в отдельной лексической группе центр (вершину), ближнее окружение и периферию [1, с.126].

На основе "полевого анализа можно выделить группы глаголов с выражением экспрессивно-оценочной признаки. Их три: 1) глаголы, в которых оценочная изменяемая признак является лексическим значением; 2) глаголы со специфическими морфемами, выражающими значение интенсивности проявления признака; 3) глаголы-експресеми, интенсивность проявления признака в которых основывается на контекстуальній экспликации (в частности на синонімічній и антонімічній основе).

В глаголах первой группы стержневая сема "интенсивность" проявляется по-разному: 1) через сэму (или вместе с семой) "протяженность во времени" (клокотать, кричать, греметь,); 2) с семой "повторяемость действия" (хватать, дергать,);

3) со значением "одноразовость совершенной действия {прорезать, визвіритися); 4) через побуждение (убейте); 5) через сему "всеохватность" действием (заткнуть, засевать).

"Гремели стайківські горы, водами клокотала река, а жаждущую землю засевал теплый летний дождь" [2, с. 157].

В глаголах второй группы актуалізатором семы "интенсивность" может выступать: 1) суффикс-ну- (сыпануть, рубнути, рявкнуть, цьовкнути); 2) префикс (засвистіти, раздаться, закипеть, завить, нагримати, расплакаться).

1. "Тогда повертел Василий хохлатой головой, скрегнув по своей привычке зубами и молча... взял Смолярчука за грудь - стряхнул его... и хлопнулся им о сухой тик" [2, с. 237].

2. "Солнце засияло миллионами миров, заиграло брызгами" [2, с. 29]. К третьей группе относятся актуализированы глаголы, выражение интенсивности признака которых основывается: 1) на синонімічній основе и преимущественно в двослівному сочетании (пойти - побежать, протестовать - кричать, греметь - похвалиться, плакать - заливаться, плакать - рыдать, кричать - смеяться); "Плачет-тоскует скрипка с кимвалами" [2, с. 20];

2) на повторении глаголов, сочетающихся с помощью связующего союза и или безсполучникове (плющит и плющит, ругать-ругать, давить-давить): "А здесь, наверху, - синяя даль неба, а с нами серые немые стены - давят-давят" [2, с.19];

3) на основе антонімічного сочетание глаголов, где противопоставление может подаваться двумя глаголами, употребленными рядом (не капать - журчать, не пойти-побежать); "А сам, кланяясь на все стороны, не пошел - побежал в зал" [2, с. 165].

В глаголах-експресемах, выписанных из произведений г. косынки, актуализированным могут быть семи "много", "полностью", "долго" и подобные (укрыться, залиться, покатиться, развесить, гулять, снуватися, воцариться): "на Улице гуляет лютая зима" [2, с. 25]; "А песня катится по степи, в золотой пшеницы..." [2, с. 16].

Среди этой группы глаголов выделяются такие, в которых интенсивность проявления признака достигается через создание контекстов с сравнениями в форме орудного падежа существительного: "Рвется пыль холмами" [2,с.24]; "Горит красным пламенем полоса неба" [2,с.14].

Грищенко А. П. Семантические отношения в словарном составе //Современный русский литературный язык / под ред. А. П. Грищенко.- К., 1997.- С. 126-130.

Косынка Г. М. Разукрашенный сон: Рассказы. Публицистика. Воспоминания о Григории Косынку.-- К., 1990.