Статья
Семантический анализ жаргонной лексики современных подростков
Исследования речи подрастающего поколения является чрезвычайно интересным и полезным,потому что существуют определенные связи между речью и возрасту, социальному статусу ребенка, общеэкономическим статусом страны.
Во время летней педагогической практики в Международном Детском Центре "Артек" и в период прохождения практики в общеобразовательной школе №33 г.житомира мы вели наблюдение за устной речью подростков. Объект нашего наблюдения, такой же яркий и многогранный, как подростковый возраст.
Если анализировать общеупотребляемую лексику подростка, то можно увидеть, что количество слов, которые принадлежат к этой группе, в речи подростка может колебаться в зависимости от ситуации. Во время общения с взрослыми она растет, а в отношениях с ровесниками - зменшується.На смену приходят жаргонизмы и нецензурная лексика. Кстати, на это обращали внимание Харченко В.К., Лойченко А.Б.,Кочетков В.В.,Шапошников В.М. и др.[1,2,3]
Как показывают наши наблюдения, эти жаргонизмы в большинстве своем являются заимствованными, что обусловлено екстролінгвістичними факторами, а именно: перегрузкой зарубежного продукта на телевидении и коммерческих радиостанциях.
Условно можно выделить три семантические группы современного подростка.
Жаргонизмы общей сферы общения. Они понятны любому подростку. К ним относятся: хавать (кушать), децл (мало), бакланіть (разговаривать), шузы (обувь), овца (девушка) и др.
Жаргонизмы-професіоналізми, которыми пользуются определенные группы подростков для замены термина с определенной сферы деятельности, например: из речи пользователей компьютеров: аська (@), пісюк (персональный компьютер), матрица (материнская плата), чайник (новичок) и др. Из речи молодежи, увлекающихся современной музыкой: вертушка (магнитофон), си-ди (компакт-диск), кислота (направление музыки), дансер (танцор), пати (вечеринка) и др.
Жаргонизмы-прозвища, можно разделить на собственные, которые зависят от того, что положено в их основу - фамилия (Капча - Копчук, Козер - Козерацкий, Рома - Романчук и др.); внешность, некоторые черты характера(Шпала, Мышь, Лошадь, Роджер и др.), а также общие (лох, перец, чмо, пацики, баклан и др.).
Мы считаем, что необходимы серьезные меры для улучшения речи современного подростка, а именно: новая концепция выбора телевизионных фильмов и программ для молодежи, увеличение количества образцов речи на телевидении (дикторов, ведущих программ), увеличить долю детского фольклора на уроках чтения в младших классах для снятия детской агрессии, создать культ образованной молодежи.
Лойченко А. Б. Преподавать словесность // Русский язык в школе.- 1998.- №4.- С. 3.
Кочетков В. В., Шапошников В. Н. Заметки о современных клише и ходячих выражениях // Русская речь.- 1998.- №6.- С. 60.
Харченко В.К. Молодежи о сквернословство // Русский язык в школе.- 1997.- №1.- С. 97.
|
|