11 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ВАЛЕНТИН РАСПУТИН
Зачем живет человек?
(по повести В. Г. Распутина «Пожар»)
Одна из серьезнейших социально-психологических проблем, которая испокон веков решается современной литературой, состоит в правильности выбора героем места в жизни, точности определения им своей цели. Размышление о нашем современнике и его жизни, о его гражданском мужестве и нравственной позиции ведет один из самых талантливых современных писателей-Валентин Распутин в своих повестях «Прощание с Матери», «Пожар». Когда читаешь эти произведения, начинаешь задумываться над вопросом, а так ли мы живем, как следует жить человеку.
Повесть «Пожар» В творчестве В. Распутина занимает особое место. Большой ее идейно-нравственный и эстетический потенциал.
Повесть начинается с рассуждения главного героя Ивана Петровича о справедливости, совести, о те основные «подпорки», на которых, по его мнению, держится жизнь человека. В этих произведениях - душевная боль героя (и самого автора) за свою землю, нехозяйственное, бездумное, потребительское отношение к ней многих людей. Что-то нарушилось в мире. Люди стали другими, какими-то равнодушными. Живут - каждый для себя. И писатель не может об этом молчать.
Само название повести символично. Пожар - это не только стихийное бедствие. Это и «пожар» в душах людей. Пламя выхватывает из тьмы не только мародерство, убийство, что произошло в эту ночь, но и прошлое, сегодняшнее поселка Сосновки. Люди перестали быть хозяевами своей земли, своего поселка. Не заботились о его благоустройстве.
«Мы почему, Иван, такие?» - спрашивает Анна Егоровна своего мужа на пожаре. Почему мы такие разобщенные? Почему среди нас процветает бесхозяйственность, воровство, пьянство, преступность?! «Почему столько на свете бездельников и причиндалів?! И как получилось, что мы на их милость сдались, как получилось?» - спрашивает автор.
Иван Петрович мучается душевно и физически. Герой сомневается, прав ли он, потому что его никто не поддерживает. Он видит, что в прошлом «добро и зло отличались, имели собственный четкий образ, атепер границы стерлись. Добро и зло перемешались. Добро превратилось в слабость, зло - в силу. Что такое теперь хороший или плохой человек? Раньше человека оценивали по его душевным жестам, по способности или неспособности чувствовать чужое страдание. А сейчас уже и хороший человек, кто не делает зла, кто без спроса ни во что не вмешивается. В результате мерилом хорошего человека стало «удобное положение между добром и злом, постоянная и уравновешенная температура души». Люди раньше выдерживали испытания стихийными бедствиями, войной, голодом, потому что были все вместе. А сейчас испытание сытостью, разобщенностью оказался еще более тяжким.
Мысли об этом не дают Ивану Петровичу покоя. Выход видим в рассуждениях героя о четырех «подпорки жизни»: в чувстве дома с семьей; в чувстве солидарности с людьми, «с кем правиш праздники и будни»; в чувстве работы, с которой дается ощущение единства с людьми; в чувстве родины, земли, на которой стоит твой дом, - если все это есть, человек счастлив и «весь превращается в ответ на чей-то зов, душа его выстраивается и начинает вольно звучать».
Повесть В. Распутина заставляет задуматься нас над многими вопросами сегодняшней жизни: зачем человек живет, насколько все-таки влияет своя древность, своя история на наше настоящее и будущее, в чем причина нравственной деградации людей и что делать, чтобы устранить эти явления из нашей жизни? Поэтому произведения В. Распутина еще долго не потеряют своей актуальности и будут волновать не одно поколение читателей.