11 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ВАСИЛИЙ ШУКШИН
Духовный поиск героев В. М. Шукшина
Где-то больше десяти лет продолжалась творческая деятельность В. Шукшина, но сделанного им хватило бы иному на целую жизнь. Он начал с рассказов о земляках. Бесхитростные и непосредственные. Он чутко уловил социальные изменения в современной действительности, духовные настроения своего времени. Глубинной напряженностью отмечается рассказ «В профиль и анфас». Терзают сомнения Ивана, недоволен он своей жизнью и собой, хочет понять, для чего живет и работает: «А я не знаю, для чего я работаю... Неужели только нажравшегося? Ну нажерся... А дальше что?»
Только вера в гуманные начала жизни, вера в силы человека одержать победу над злом побудила В. Шукшина написать такие рассказы, как «Калуза» и «Оскорбление». В основе их до боли узнаваемая ситуация. В «Калуге» - не пожелала дать пропуск, не пропустила к больному, грубо обошлась с человеком пожилая уже женщина - вахтерша. Тем временем на глазах у нее прошли те, кто сунул рублевку или плитку шоколада в карман ее грязного халата. Существующая несправедливость, и реакция на нее острая. В конце рассказа звучат тяжелые, как дыхание, слова: «Я никак не мог успокоиться в течение всего дня... страшно и противно стало жить, не могу собрать воедино мысли, не могу доказать себе, что это мелочь. Рука трясется, душа трясется, думаю: «И отчего же такая сознательная, такая в нас осмысленная злость?.. Что с нами происходит?»
Похожая ситуация и в рассказе «Обида». «Что такое творится с людьми?» - спрашивает Саша Ермолаев, главный герой «Образы». Обыденные житейские столкновения вызывают в героях острую реакцию, подводят к критическим размышлениям о природе человеческого хамства, равнодушия, вообще о человеческой жизни.
В рассказах В. Шукшина за внешне простым, непритязательным, порой будничным фактом кроется широкое философское осмысление действительности, ставятся вопросы о смысле человеческой жизни, о добре и зле, о душе человеческой.
Вот герой рассказа «Верую» Максим Яриков. Навалилась какая-то особенная тоска на него, сорокалетнего, февраля на работу мужика. Не может Максим сказать, что с ним происходит. Чувствует - болит душа. Но как объяснить - почему? Ненавидит он тех «людей, у которых души нет, или она плохая». Думает, мучительно размышляет герой: а зачем все? Зачем живет он и люди вокруг него? Услышал Максим Яриков, что к Лапшиних приехал «найсправжнісенький» поп, и пошел к нему узнать: «У верующих душа болит или нет?» И, оказывается, что этому попу «ничто человеческое не чуждо», а имя бога, в которого он верит, - Жизнь. «Ты пришел узнать, во что верить? Ты правильно догадался, у верующего душа не болит. Но во что верить? Верь в Жизнь».
Не всегда герои могут ответить на сложные вопросы, но уже само это стремление найти, докопаться до сути, понять несет в себе зерна духовности.
В. Шукшин неоднократно заставляет своего героя критически взглянуть на себя, на собственную жизнь, на ее нравственное содержание. Часто предметом исследования становится человек сформирована, взятая в момент душевного напряжения, сдвига, надлома. Такая «Калина красная» - рассказ о трагической судьбе Егора Прокудина. В нем есть все, что способно вызывать и гнев, и сострадание, и горькое раздумье о жизни, которое не сложилось, о нравственных силах, не получивших разумного применения... Казалось бы, потерпев отторжения и одиночества, герой повести вернулся к людям, к жизни... В труде и дружбы близких, казалось бы, найдены жизненная опора и перспектива нравственного исцеления. Однако судьба Егора завершается трагически. «И лежал он, русский крестьянин, в родной степи, вблизи дома... Лежал, прижавшись щекой к земле, как будто слушал что-то такое, одному ему слышное».
Проявления жестокости и произвола, своеволия и черствости, которые наблюдаются среди людей, вызывают обиду и боль писателя.
Прошло уже больше двадцати лет, как ушел из жизни русский писатель Василий Макарович Шукшин. Но не утихает напряженный интерес к его творчеству, его произведения вызывают оживленные споры, научные дискуссии, имя Шукшина из литературы переходит в легенду.