Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ЯЗЫКОВОЙ ОБРАЗ МОЛОДОГО ПАРНЯ В УКРАИНСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ



Актуальность темы определяется тем, что в украинском языкознании нет пока работ, в которых бы системно исследовалась стереотип парня в языково-культурном аспекте.

Лексема «парень» в народных текстах частовживана, содержит много смыслов, творит оппозиции. Гіперонімом к ней есть слово «человек». Понятие «парень» реализуется через различные лексемы в зависимости от жанра произведения: в казачьих песнях - это казак, в социально-бытовых - наемник, чумак, в колядках, в свадебных песнях - князь, король, в сказках - молодец.

На базе параллелей, функционирующих в народных текстах, данный синонимический ряд пополняем еще и такими словами-символами: месяц, орел, явор, дуб.

Как сама лексема «парень», так и атрибутиви, что ее определяют (молодой, учтивый, красный, богатый, вождь, предводитель), содержащие положительную оценку, в народных обрядах она сакрализуется. Высокая оценка выражается через способность быть символом солнца, что обусловлено наличием в семантической структуре данного слова значение «мужское начало, которое оплодотворяет».

Иногда только учет всех народных кодов дает возможность понять ту оценку, которая содержится в народном сознании. Так, в символической сочетаемости атрибутивів «дурак», «глупый» со словом «третий» (значение «лучший») последнее пересемантизовує указанные лексемы в «мудрейший», что видим в сказках.

Количественная характеристика в народных текстах тоже важна, поскольку содержит дополнительные смыслы означаемого объекта. Лексема «парень» функционирует в количестве «один» согласно семантики «жених», «единственный»; в магическом числе «три»: счастливое превращение сначала в дурака лучшего сына связано с семантикой этого числа, соединяется с высшими, божественными силами: Бог в Святой Троице, поэтому именно третьему сыну везет, он находится под опекой Бога.

Общественная роль данного объекта определяет его преимущественное место пребывания в аксіосфері «чужой». Существование парня в аксіосфері «свой» случается редко. Тексты тогда сообщают, что он есть в кругу семьи (в сказках, колядках).

В фольклорных текстах лексема «парень» творит следующие коллекции: парень и девушка (найчастотніша), парень и мать (отец), парень и сестры, парень и конь и т.д. Также встречаются и символические коллекции, например, соловей - кукушка (брат и сестра), дуб - береза (сын и мать), орел - горлица (парень и девушка). Эти коллекции указывают на общественные связи, которые творит парень.

Парень в народных текстах выполняет следующие функции: а) агенс - в подавляющем большинстве жанров; б) патієнс - в лирических песнях; в) процессор - в казацких песнях и сказках; г) субъект - в лирических и казацких песнях; д) статор - в казацких песнях; е) объект - в свадебных и казацких песнях; в) адресат - в лирических и казацких песнях; ж) получатель - в сказках.

Брутян Г. Гипотеза Сэпира-Уорфа.- Ереван, 1968.

Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию.- М., 1984.

Лисиченко Л. Языковая картина мира и ее уровни //Сборник Харьковского историко-филологического общества. Новая серия.- Т. 6.- К., 1996.- С. 120-126.

Народные песни в записях И. Франка.- К., 1981.

Социально-бытовые песни.- К.,1985.

Украинские народные сказки.- К.,1990.