11 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ВАСИЛИЙ ШУКШИН
«Нравственность-есть правда»
(по рассказу В. М. Шукшина «Чудик»)
Творчество писателя, кинорежиссера и актера В. М. Шукшина привлекает внимание остротой постановки извечной проблемы о смысле жизни, о духовных ценностях человека - его нравственные идеалы, честь, долг, совесть. В его произведениях одно из главных мест занимает судьба людей необычных, со сложными характерами, которых называют «чудиками», которые пытаются постичь движение собственной души, смысл жизни. Таков главный герой рассказа «Чудик». Автор настойчиво подчеркивает его чудаковатость, которая отличает героя от других, «правильных» людей. Этот прием помогает выявить лучшие его человеческие качества: правдивость, совестливость, доброту. Рассказ построен в форме изложения событий, случившихся во время отпускной поездки Чудика к брату на Урал. Герой собирается в дорогу, покупает подарки племянникам и тут происходит эпизод, в котором раскрываются прекрасные свойства его души: честность, скромность, застенчивость.
Чудик глянул, «...а у прилавка, где очередь, лежит под ногами у людей п'ятдесятирубльовий «бумажку». Создается проблемная для героя ситуация: тайком присвоить «бумажку» или объявить всем о находке и отдать ее владельцу, ведь она, «этакая зеленая дурочка лежит себе, никто ее не видит». Употребляя в отношении неодушевленного предмета слово «дурочка», Шукшин передает нюансы душевного состояния героя: радость от находки и от сознания того, что никто, кроме него, не видит «бумажку». При этом главный вопрос - что сделает Чудик - остается пока открытым. Чудик сообщает всем о своей находке. Хозяина утерянной п'ятдесятирубльовки не оказалось, и ее решили положить на видное место на прилавке. Герой выходит из магазина в приподнятом настроении. Он доволен собой, тем, как это у него легко, весело получилось. Но тут обнаруживается, что найденные деньги принадлежали... ему самому: «Мой бумажка! - громко сказал Чудик. - И почему же я такой есть?» - вслух горько рассуждал Чудик. Совестливость, стыдливость героя не позволяет ему протянуть руку за проклятым бумажкой, хотя он понимает, что будет долго казнить себя за рассеянность, что дома он должен все объяснить жене.
Показательно, что автор и в собственном повествовании, и в речи Чудика называет п'ятдесятирубльовку не иначе как бумажка, тем самым подчеркивая пренебрежительное к ней отношение. В этом на первый взгляд незначительном эпизоде оказывается отношение Шукшина к одной из важнейших проблем духовной жизни человека - мещанского накопления.
Однако своего героя автор отнюдь не идеализирует.
Идеализация противоречит самой сути творчества Шукшина, для которого в высшей степени художественности было стремление говорить о все просто и прямо. Чудик - человек рассеянный (потеря денег), может показаться невоспитанным (назойливое приставание с разговорами к незнакомым людям), достиг не самых больших высот грамотности и т. д. Но все перечисленные недостатки героя оказываются незначительными по сравнению с его «светлой душой» (один из своих рассказов В. М. Шукшин так и назвал «Светлые души»). А то, что побуждают его поступать на первый взгляд странные поступки положительные мотивы, некорисливі, делает пробачною даже чудаковатость, мнимую или настоящую.
Характерным для творчества писателя является раскрытие лучших моральных качеств персонажей в моменты тяжелых испытаний, которые выпадают на их долю. Автор ставит своего героя, человека доброго и совестливого, в условия, требующие всех душевных запасов добра и стойкости, чтобы не сломаться, не разувериться, видя, что слишком современная нахрапистая дрянь якобы и есть лицо нашего времени, а совесть и порядочность как-то безнадежно устарели.
Несмотря насвою «простоту», Чудик размышляет над проблемами, волнующими человечество во все времена: в чем смысл жизни? Что есть добро и зло? Кто в этой жизни прав, кто умнее?» И всеми поступками доказывает, что прав он, а не те, кто считает его чудаком, «чудиком».
Произведения Василия Шукшина и их герои правдивы как в социально-бытовом плане, так и в художественном. «Нравственность - есть правда», - так определил свою главную заповедь сам Василий Шукшин. Заповедь эта ни разу не была нарушена в его творчестве, он не шел на компромиссы с собственной совестью и говорил людям правду, какой бы подчас горькой и тяжелой она не была.