Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Сравнительный анализ письменной речи персонажей в рассказах от третьего и первого лица



В художественном прозаическом произведении выделяются два основные планы: план рассказчика и план персонажей [1, с. 240]. Каждый из названных планов имеет свои дифференциальные признаки. Системная взаимодействие планов, их интеграция создается и направляется автором.

Речи персонажей противостоит речи автора. План персонажа не является однородным. Он может быть представлен діалогічним речью, внутренним вещанием, несобственное-прямой, а также письменным вещанием.

Безусловно, что план персонажа, представленный в художественном тексте его письменным вещанием, имеет собственные специфические особенности языковой организации и стилистического функционирования. Это в определенной степени зависит от типа повествования, которая используется в каждом отдельном произведении.

Традиционно выделяются две формы художественного изложения: 1) повествование от третьего лица; 2) повествование от первого лица.

Сравнительное исследование письменной речи персонажей в составе произведений от первого и третьего лица и было целью данной работы.

Материалом для анализа послужили произведения английских и американских авторов ХХ века.

В исследуемых художественных произведениях письменная речь персонажей подается в виде частных писем, дневниковых записей и записок.

Анализ указанных произведений дал возможность определить такие средства передачи письменной речи персонажей: 1) прямой (полное сохранение письменной речи персонажей); 2) косвенный (передача письменной речи персонажей словам автора, т.е. использование косвенной речи); 3) смешанный (использование комбинированных форм).

Результаты исследования свидетельствуют о том, что в повествовании от третьего лица все указанные типы письменной речи персонажей представлены с полным сохранением их письменного организации, не испытывая каких-либо трансформаций со стороны основного рассказчика, что подтверждает наружно-образный характер об'єктивованої повествования.

В повествовании от первого лица реализуются все перечисленные выше средства передачи письменной речи персонажей. Рассказчик в форме первого лица единственного числа является фигурой изображаемого мира. Рассказчик отражает свое личное, субъективное «я», поэтому в составе передорученої рассказы письменная речь персонажей значительно реже поданное в его первоначальном виде, рассказчик перерабатывает его, ассимилирует со своим вещанием.

Анализ исследуемых произведений свидетельствует, что письменная речь персонажей включается в рассказ художественного произведения двумя способами: 1) с помощью ремарок; 2) без авторских ремарок.

Ремарки по отношению к актуализируемого письменной речи персонажей могут занимать препозицію, інтерпозицію и постпозицію.

В повествовании от третьего лица письменная речь персонажей вводится с помощью препозиційних и інтерпозиційних ремарок с явным преобладанием первых.

В повествовании от первого лица также определяются препозиційні, інтерпозиційні и постпозиційні ремарки рассказчика, вводят чужое письменная речь. Большая часть вводных ремарок занимает препозицію и інтерпозицію. Письменная речь персонажей без ремарок со стороны автора прослеживается в обоих типах повествования. Однако функции данного способа в сказаниях от третьего и первого лица разные.

Таким образом, письменная речь персонажей по-разному актуализируется в составе рассказов от третьего и первого лица.

Арнольд И. В. Стилистика современного английского языка.- Л., 1973.