Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Соотношение типов изложения в структуре передорученої рассказы



Традиционно в художественном прозаическому тексте различаются четыре типа изложения - авторское вещания (АМ), диалогическая речь (ДМ), внутреннее мовленя (ВМ) и несобственное-прямой речи (НДИ) - которые формируют его вертикальную структуру [2,с.133]. Их репрезентованість в художественном тексте в значительной мере определяется выбором формы художественного изложения - повествованием от 3-го лица, или повествованием от 1-го лица.

По мнению исследователей В.А.Кухаренко и Г.Г.Ярмоленко, передоручене повествования накладывает ограничения на использование типов изложения. Сокращении номенклатурного списка типов изложения в составе рассказы, организованной точкой зрения персонажа, объясняется тем, что последняя не характеризуется подвижностью (подобно авторской) и может быть направлена только на воспроизведение внешних событий. Можно утверждать, что оповідальну структуру передорученого рассказы формируют только два типа изложения: речь рассказчика и диалог. Таким образом, в сказовій розвовіді, как правило, не используются несобственное-прямая и изображено внутреннее вещание, задачей которых является изображение внутреннего мира героев [3,с. 97].

Представляя собой отказ от явного присутствия автора в произведении и передачу изложения вымышленному лицу, передоручена рассказ непосредственно зависит от типа этого рассказчика.

Субъект мовленя определяет языковую организацию такого рассказа. При этом, по мнению Н.Кожевникової, между субъектом мовленя и типом повествования существует двусторонняя связь: не только субъект речи определяет лингвистические особенности нарратива, но и сами по себе формы речи викликаютьіз известной определенностью представление о субъекте, строят его образ [1,с.104].

Проведенное исследование передорученої рассказа в современной англоязычной прозе дает все основания утверждать, что переход на точку зрения персонажа-рассказчика, осуществляемый в передорученій рассказы, влечет не только изменение языковой организации нарратива, но и влияет на композиционные особенности произведения, что проявляется в использовании типов изложения.

Данный тип нарратива характеризуется специфическим соотношением типов изложения. Речи рассказчика является преобладающим типом изложения. На его долю приходится свыше половины всего текстового массива произведений. В составе передорученої рассказы так называемое «чужое вещание» подвергается будто повторной передачи со стороны рассказчика, который на свое усмотрение может не включать отдельные диалогические фрагменты в изложение или же передавать реплики других персонажей своими словами. Это ведет к сокращению текстового объема диалогической речи.

Соотношение типов изложения также зависит от модификации рассказчика, то есть того, кто выступает в роли рассказчика (взрослый человек, ребенок или животное). Большую роль играет возраст, образовательный статус и социальное положение рассказчика.

Важное значение для исчисления соотношения типов изложения имеет также тип речевой деятельности нарратора - устный или письменный. В произведениях, организованных точкой зрения персонажа, строятся как устный рассказ, процент диалога выше, чем в произведениях, ориентированных на письменной речи (письма, дневники и т.п.).

Кожевникова Н. А. О соотношении типов повествования в художественніх текстах // Вопросы языкознания.- 1985.- №4.- С. 104-114.

Кухаренко В. А. Интерпретация текста.- М., 1988.

Ярмоленко Г. Г. Особенности сочетания типов изложения в структуре художественного текста // Материалы докладов межвузовской научной конференции.- Измаил, 1995.- С. 96-97.