Статья
Монологическая персонажне вещание в составе изображенной коммуникации: позиции адресата
Монолог персонажа, который является частью общей коммуникативной системы, которая существует в тексте художественной прозы, представляет собой процесс целенаправленного общения с целью воздействия на других персонажей, участников коммуникативного акта. Итак, как звено в общей цепи, вне этой цели не может быть изучен [1, с. 340].
Богатый материал для изучения особенностей восприятия монолога персонажа его адресатом дает прозаическая художественная литература. Отражая наиболее типичные стороны жизни, она не может не отражать наиболее типичные признаки речи. Персонажи в художественном тексте действуют в различных жизненных ситуациях, на которые по-своему реагируют, что предполагает наличие у них различных позиций относительно коммуникативной ситуации.
Целью монолога может быть информирование адресата пробуждения в нем тех или иных чувств и эмоций, побуждение к определенным действиям, в связи с чем выделяются информативное, убеждающее и побудительное речи.
Целевое соотношение высказывания, что влияет на восприятие, оказывается по линии детерминации позиции адресата. Позиция адресата при восприятии им монолога рассматривается нами в связи со степенью его активности и может быть активной, нейтральной и пассивной.
Позиция адресата монолога считается активной, если в середине монолога присутствуют его реплики. Их появление может быть объяснена желанием или нежеланием адресата получить информацию, которую содержит монолог, если целью монолога является передача информации; или присутствуют в середине монолога реплики выражают реакцию на побудительное или убеждающее речи. Активная позиция адресата монолога может иметь положительный или отрицательный характер. В случаях, когда позиция адресата имеет положительный характер, монолог персонажа пересекают реплики, побуждающие адресата к говорения. Реплики адресата негативного характера направлены на то, чтобы прервать говорящего или опровергнуть его слова, изменить его тематику.
Если адресат занимает нейтральную позицию при восприятии монолога, то в середине монолога его реплики не отмечаются, однако, по его окончании адресат может стать коммуникативно-активным, включиться в процесс коммуникации и высказать свое отношение к услышанному.
Пассивная позиция адресата монолога определяется его неспособностью или нежеланием участвовать в коммуникации. Персонаж не реагирует на монолог на речевом уровне и чаще всего занят своими мыслями, о чем свидетельствует информация, которая имеет место в авторском речи, вводит монолог.
По признаку коммуникативной направленности реплики адресата в активной позиции могут быть разделены на реактивную, эмоциональную и оценочную. Они могут состоять как из одного предложения, так и из нескольких предложений, объединенных в единую коммуникативную структуру.
Реплики адресата, расположенные в середине монолога, иногда могут сопровождаться авторским речью. В отношении таких реплик авторское вещание реализует два аспекта: рациональный (вводит адресата речи, используя его номинацию) и эмоциональный (включает характеристику эмоционально-психологического состояния адресата).
Восприятие монолога является особым видом коммуникации и так или иначе имеет конечным звеном мыслительную переработку, то есть участие в этом языка, что в целом является условием для его эстетического восприятия [2, с. 14-14]. Взаимопонимание требует безусловной равновесия между отправителем и получателем информации. Вот почему изучение коммуникативного поведения адресата монолога способствует раскрытию факторов, направленных на поддержание необходимого баланса при вербальном общении персонажей в тексте.
Бахтин М. М. Тетралогия.- М., 1998.
Колшанский Г. В. Коммуникативная функция и структура языка.- М., 1984.
|
|