Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС конца XIX - начала XX века

Конец XIX - начало XX века характеризовалось усилением капиталистических отношений. Невиданными темпами развивались металлургия, машиностроение, добыча угля. Быстро росла крупная промышленная буржуазия. Значительной частью национальных богатств царской России владели иностранные капиталисты. На юге Украины большинство предприятий была в руках английских, американских, французских, немецких, бельгийских и других капиталистов, а работники не имели никаких политических и социальных прав.

Несмотря на бурное развитие капитализма, страна в целом оставалась аграрной, экономически отсталой. Земля концентрировалась главным образом в руках землевладельцев-кулаков, а также помещиков. На юге страны подавляющее количество земли была сосредоточена в руках крупных землевладельцев. В наиболее плодородных районах самодержавной России - в Поволжье, на юге Украины - значительная часть земли принадлежала немецким колонистам. Миллионы крестьян страдали от малоземелья и безземелья. Более трети всех крестьянских дворов не имели лошадей. Крестьянская беднота розорялася, пополняя ряды промышленного и сельскохозяйственного пролетариата.

Самодержавие угнетало многочисленные народы, утискувало их национальную культуру.

Тяжелым было положение и трудящихся на западноукраинских землях, находившихся под колонией Австро-Венгерской империи.

Промышленные предприятия здесь были сосредоточены преимущественно в руках немецких, австрийских, американских, еврейских и польских капиталистов. Росла украинская промышленная буржуазия. За изнурительный труд на фабриках, заводах и нефтяных промыслах рабочие получали мизерную плату. Система многочисленных налогов и штрафов, всевозможные обман делали жизнь рабочих невыносимой. Не лучшим было и положение крестьянских масс. Земельные угодья и леса принадлежали австрийским баронам, венгерским князьям, польским и украинским помещикам, кулакам, монастырям.

Типичным явлением для западноукраинского села была массовая пролетаризація крестьянской бедноты. За неуплату налогов и долгов мелкие крестьянские хозяйства продавались с молотка так называемым «рустикальним» (крестьянским) банкам. Экономически разорено, политически бесправное западноукраинское крестьянство, спасаясь от голодной смерти, искало выхода в эмиграции. Десятки тысяч семей эмигрировали ежегодно до Америки, преимущественно в США и Канаду, а также к Бразилии, Аргентины, Австралии. Только за первые десять лет XX века из Восточной Галиции эмигрировало свыше 224 тысячи разоренных крестьян.

Как на восточных, так и на западных украинских землях местная буржуазия и помещики совместно с иностранными эксплуататорами грабили народное добро, обирали людей.

Вследствие жестокой эксплуатации людей Российская империя стала центром революционного движения. В 1895 г. петербургские марксистские рабочие кружки объединились в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Под влиянием созданной, организации возникли социал-демократические кружки в различных городах Украины. Страну охватили забастовки.

Рабочее движение перевернулся на крестьянство. Весной и летом 1902 г. в Украине (Полтавская и Харьковская губернии) развернулось крестьянское движение. Крестьяне поджигали помещичьи имения, захватывали помещичью землю, убивали ненавистных им земских начальников! помещиков. Против восставших крестьян применяли военную силу, в крестьян стреляли, их сотнями арестовывали, руководителей и организаторов бросали в тюрьмы, но крестьянское движение и дальше нарастал.

Российская буржуазно-демократическая революция 1905 г. всколыхнула и населения Украины. Выступая против социального угнетения, трудящиеся Украины одновременно боролись за свое национальное освобождение.

После поражения революции 1905-1907 гг. наступил период найлютішої реакции. Царизм расправлялся с революционерами, массами засылал их на каторгу, держал в тюрьмах. Социальное положение трудящихся ухудшилось. Рабочий день для рабочих было увеличено до 10-12 часов, снижено заработную плату, восстановлено штрафы, запрещены забастовки и демонстрации.

Царское правительство издало так называемый столыпинский закон о выселение крестьян на хутора. Исходя из общины, сельские богачи получали лучшие наделы, скупали за бесценок землю у бедняков.

Наступление реакции происходил во всех областях общественной жизни - в политике, науке, искусстве.

Поражение революции 1905 г. усилила упаднические настроения в среде интеллигенции, которая надеялась на национальное освобождение Украины из-под ига России.

В период столыпинской реакции общество понесло нового революционного подъема, в условиях которого рос освободительное движение угнетенных наций. В борьбу за национальное освобождение включилась интеллигенция, в числе которой - представители украинских литературных кругов.

Первая мировая война 1914 г. еще более обострил противоречия в России, ускорило свержение царизма.

Надеясь на ускорение национального освобождения, украинские писатели начали участвовать в деятельности социал-демократических организаций, распространении нелегальной литературы.

Подъем освободительного движения в стране с конца XIX - начала XX століттяя усилило внимание украинских писателей до важных социальных проблем. Коцюбинский уже в первой части повести «Fata morgana» (1903 г.) обрисовал селянський.рух 1901-1903 гг., а Леся Украинка в поэзии «Надпись в руине» призывала к уничтожению царизма.

В этот период бурного развития приобретает украинская публицистика и литературоведение. Самым выразительным примером этому является публицистическое и художественное творчество Леси Украинки, Коцюбинского, Франко. В это же время появляются первые произведения Кобылянской, Стефаника, Мартовича, Черемухи, в которых отражено социальное и национальное угнетение западноукраинского населения.

В литературе конец девятнадцатого века характеризуется кризисом реалистического искусства и развитием импрессионистической литературы. Собственно говоря, импрессионизм борется за осуществление тех же принципов, которые легли в основу реалистического искусства. Художники стремятся достичь, как и их предшественники, точности в изображении окружающего мира, но стремятся это сделать по-другому. Литература ищет новых путей воспроизведения действительности, часто обращаясь к исторической тематике. В этот период увидела свет драматическая поэма Леси Украинки «Боярыня», писательница из всех национальных проблем выбирает самые острые - патриотизма, национальных традиций и национальной измены.

В годы Первой мировой войны украинская литература оказалась в тяжелом положении вследствие усиления реакции и притеснения цензуры. После смерти Коцюбинского, Леси Украинки, Франко, Тесленко, Мартовича продолжали выступать Ваеильченко, Стефаник, Черемуха, Кобылянская, Маковей с произведениями, направленными против империалистической войны.

Выдающиеся западноукраинские писатели в последующие годы их литературной деятельности отразили в своих произведениях тяжелую жизнь крестьянства в условиях оккупации Галичины панской Польшей, а Северной Буковины-боярской Румынией. Вместе с порабощенным народом они мечтали о воссоединении всех украинских земель.

Поскольку украинская литература конца XIX - начала XX века - явление общеевропейского типа, она отразила в себе процесс изменений художественного мышления, методов, стилей. В этот период во всех европейских литературах начиналось становление модернизма - художественной системы, принципиально отличной от художественной системы классического реализма.

Этот период отмечен активным противостоянием и сочетанием реализма и модернизма, традиционного и модерного искусства.

В конце первого - начале второго десятилетия XX века в литературу пришли молодые писатели, которые згодомвідіграли значительную роль в возрождении украинской литературы. У молодой генерации украинских литераторов вызревает протест против натурализма, просвітянства, возникает желание как-то приблизиться к новейших течений европейской литературы.

Современники уже понимали своеобразие литературного развития конца XIX - начала XX века. В 1901 г. И. Франко в статье «Из последних десятилетий XIX века» написал, что молодая генерация писателей стремится отразить украинское жизнь в совершенно новой европейской манере, а черты новой литературной школы отличаются от старой.

Современные исследователи трактуют развитие литературы конца XIX - начала XX века или как продолжение критического (классического) реализма, или как начало модернизма. Традиционно считается, что зачинателем украинского модернизма был Николай Вороной, который в 1901 г. опубликовал в «Литературно-научном вестнике» открытое письмо украинских писателей, в котором призвал писать по-новому, исходя прежде всего из чисто художественных требований и задач.

В то же время другие молодые авторы (представители группы «Молодая муза») обвиняли представителей старшего поколения литераторов в причинении литературного кризиса. Они пытались отмежеваться от общественно-патриотических мотивов в литературе, изображая только художественную красоту.

И. Франко не воспринял эстетических принципов модернизма, ибо считал, что обновление можно достичь путем отрицания предыдущих достижений. И. Франко, М. Коцюбинский, Леся Украинка и другие стремились в своем творчестве соединить лучшие традиции отечественной литературы с новыми веяниями западноевропейской литературы.

Этим была вызвана полемика, которая развернулась на страницах «Литературно-научного вестника» вокруг статьи С. Сфремова «В поисках новой красоты (заметки читателя)», где есть резкий протест против разрыва с устоявшимися традициями. Автор статьи обвинял молодых писателей в слепом копировании чужих художественных форм, приемов и стилей, в то время как модернисты отрицали так называемый «крестьянский» реализм предшественников, призывая к расширению тематики и создание новых характеров.

Поскольку модернисты отдавали предпочтение эстетическим, художественным ценностям, а не потребностям служения народу, то нет. Франка, ни Лесю Украинку, ни В. Стефаника, ни М. Коцюбинского нельзя назвать модернистами. Они никогда не стояли в стороне от национальных и социальных вопросов и вместе с тем, сознательно или бессознательно, равнялись на лучшие образцы западноевропейского искусства.

Таким образом, литература 90-х годов XIX века и первых десятилетий XX века не была прямым продолжением метода критического реализма, так как ее темы, стиль, форма изображения действительности были уже другими. Итак, на рубеже веков появилась новая неповторимая и оригинальная литература, которая открывала собой новый художественный метод, который соединил в себе традиции и новаторство, критический реализм и модернизм.