Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

БОГДАН-ИГОРЬ АНТОНИЧ
Богдан-Игорь Антоныч - поэт гармонии


 


30-е pp. XX ст., на которые приходится творческую жизнь самобытного талантливого поэта Богдана-Игоря Антоныча, были периодом большого оживления в западноукраинской литературе. Настроение новаторских исканий в сфере искусства слова стимулировали творческие эксперименты львовских художников, в частности членов АНУМ - Ассоциации независимых украинских художников, к которой принадлежал и сам Антоныч. Антоныч был одним из немногочисленных, а в своем стиле даже единственным в украинской литературе этого периода творцом собственной целостной концепции мира. Одна из координат его поэтического мира - это попытка обрести утраченную в цивилизации гармоническое единство человека и космоса природы, а также исконная, неумолимое тоска человека за полнотой существования, тоска, которая с давних времен находила выражение в мифологическом сознании наших предков и вдохновляла всю поэзию Антонича.

«Влюбленный в жизнь», он спешил пережить эту великую любовь и сострадание ко всему живому, ко всему, что живет и борется за свое существование. Жизнь Антонича оборвалась в 1937 г., когда ему было только 28 лет. Однако еще до своей преждевременной смерти он достиг впечатляющей художественной зрелости, снискал добрую славу и высокий литературный авторитет. Только шесть лет пролегли между его первой и последней сборками, но за это время он написал пять книг стихов (не считая «Великую гармонию», собранную и опубликованную посмертно).

Во вступительной статье к первому изданию произведений Антоныча Дмитрий Павлычко написал такие горькие и справедливые слова: «Так мало теперь знают о нем, что хочется начинать почти невероятным утверждением: Антоныч был поэтом и жил когда-то во Львове...» Он родился 5 октября І909 г. на Лемковщине в семье сельского священника Василия Кота, который незадолго до рождения ребенка сменил фамилию на «Антоныч». Детские годы будущего поэта прошли в селе Новица Горлицького уезда. Горная природа, обычаи крестьян, все то, что окружало его с детства, способствовало развитию чувствительной художественной натуры. Учился Антоныч в польской гимназии в г. Сяноке. В одном из стихотворений подано точный портрет Антонича-гімназіста:

Под абажуром с бібули зеленой полымя маяв

в лафтовій лампе малой, будто хотел убежать.

Парень, покосившийся в восторге, безмолвно над книжкой Мая

мечтал о беспредел земли, о неоткрытые миры.

(«Зеленая элегия»)

Именно к этому времени относятся и первые стихи.

В 1928 г. Богдан-Игорь Антонич становится студентом Львовского университета, который был на то время польским учебным заведением. Студенты славянской филологии создали вне университетом кружок украинистов, и Антоныч быстро освоил украинский литературный язык. Здесь он познакомился с Романом Савицким, Ярославом Рудницкий, Романом Завадовичем, здесь впервые читал свои стихи «на людях». Университет он закончил уже довольно известным литератором. В 1931 г. Антоныч начал печататься в периодике. Именно тогда в библиотеке журнала «Дажбог» появилась его первый сборник стихов «Приветствие жизни».

Закончив студии в университете с дипломом магистра философии в 1933 p., Антоныч стал свободным литератором. Государственной работы он не искал, потому украинцу получить ее было почти невозможно. Кроме того, Антоныч был убежден, что должен многое сделать в поэзии.

Антоныч-поэт рождался трудно, но, найдя свой истинный творческий путь, пошел ним семимильными шагами. Его первые стихи, по мнению Б. Рубчака, несколько формально невикінчені и тематически невишукані, в них также чувствуется влияние старших западноукраинских поэтов, особенно Богдана Лепкого. И хороший литературный вкус и высокая поэтическая культура молодого автора не позволили ему печатать ранние произведения: большинство из них остались в рукописях.

Стихи, вошедшие в первый сборник, значительно интереснее, в сборнике немало художественно оригинального и неожиданного. Молодой поэт пытается внести много нового в формальный арсенал поэзии. Антоничів ранний формализм проявляется в строфічних экспериментах, особенно заметные в сонетах (поэт «ставит сонет на голову», дежурит катрены с секстетами или с отдельными терцинами и т.д.), но такие барочные игры с формой сонета не дают никаких действительно художественных эффектов. Наоборот, самые интересные сонеты в первой сборке Антонича - те, что написаны вполне «канонической» сонетною форме.

«Приветствие жизни» - единственная сборка в творческом наследии Антонича, где поэт обращает главное внимание на «слуховую» експериментацію. Уже во второй сборке он сам понял, что он прежде всего «изобразительный», а не «піснетворчий» поэт, и к систематическому озвучивание поэзии больше не возвращается, предпочитая сосредотачиваться на построении образов. Но даже в первом сборнике встречаются очень привередливы поэтические образы, которые можно условно разделить на две категории: первая, менее интересная, напоминает интернациональный арсенал образов западноевропейской поэзии. Сами по себе образы - порой блестящие, но они вянут по сравнению с «поздним» Антонычем. Вторая, более интересная, категория - это вполне уже антоничевські образы (как «пьяный дітвак с солнцем в кармане» и др.).

«Приветствие жизни» - очень неровная сборка, создавалась под влиянием романтизма (особенно морского, заимствованного из английской романтической поэзии и ее епігона Джона Мейсфілда); польских поэтов Казимежа Вежинського (цикл о спорте) и Юлиана Тувима. В стихах встречаются барочные образы-кончетті (сонет «Подсознание»), является барочная игра с сонетною форме; есть попытки модифицированного верлибра; есть отголоски французских символистов, особенно Поля Верлена; есть следы сюрреалистов; влияние Павла Тычины (например, в стихотворении «Сбор картопель», как это справедливо отметил профессор Неврлі); и вместе с тем всем есть стихи, что аж смущают своей традиционностью.

Это прежде всего сборник талантливого молодого поэта, который отчаянно ищет свой стиль, блуждая в волшебном и манливому лесу мировой поэзии. Здесь был его цех, его ознакомление со всеми фазами поэтического материала, его поэт уже в следующей сборке так мастерски, а самое главное - так по-своему овладел. В этих исканиях он, наконец, наткнулся на месторождение, которое стало основным источником его вдохновения. Произведение «Зеленая элегия» - единственный в целой сборке сплошь «антоничівський», и его можно считать прочным мостиком к следующей сборки и всего зрелого творчества поэта.

От 1934 г. Антоныч активно печатается в западноукраинских журналах «Огни», «Колокола», «Навстречу», «Мы». Тогда же мерами Богдана Кравцива поэт издал второй сборник «Три перстня», за которую он получил литературную премию Общества украинских писателей и журналистов им. Ивана Франко.

В этой сборке Антоныч становится уже завершенным поэтом-мастером. Он почти полностью меняет свой путь, на самом деле развивая технику и колорит единого произведения - «Зеленой элегии», поскольку решает, что это новое направление будет его настоящим путем.

Найголовніщою приметой его художественно-философского мировоззрения, в настоящее время является очень своеобразное, романтически-идеалистическое, трактовка природы. В «Трех перстнях» природа как «фиксированная» воспоминаниями лемковских пейзажей с детства и юности поэта. Быт, обряды и обычаи лемковского села, как его видит поэт через временные фильтры детского мировосприятия, «оказковують» природу, и пейзажи становятся будто волшебными картинками из детской книжки.

В этом сборнике доминирует еще один лейтмотив творчества Антонича: поэтическое искусство и его тайны. В «Трех перстнях» поэт завороженный своей музой, своим даром. Искусство поэзии здесь часто отождествляется с таинственными процессами природы, выступает как высшее проявление необычайной силы природы. Но в трактовке искусства заметна еще одна романтическая традиция - «байронівська»: поэтическое искусство - это проклятие, которое отрезает молодого, здорового юноши («благородного дикаря» или зверя) от корней детства и лишает органических соков природы. Поэзия и человеческий разум «портят» человека как органическую часть природы и делают ее несчастной.

Жанрово в этом сборнике представлено эпическую и лирическую поэзию. Длинные поэмы, которые Антоныч называет «елегіями», - это как бы своеобразные рассказы, но их тон не «повествовательный» или «эпический»: они взрываются гейзерами внезапного вдохновения и рвутся задихано вперед, словно сами они - стихийные явления природы. Вместе с ними встречаем в сборнике короткие лирические миниатюры, в которых открывается какой-то совершенно уникальный образ или же маленький «космосик» образов. Эти две тенденции прослеживаются в каждой следующей сборке, хотя в более поздних сборниках «эпическая» тенденция претерпит важных видоизменений: мысли и образы становятся все более сложными, глубокими, тяжелыми. Они теряют свою непосредственность и силу. Зато миниатюры до конца основаны на непосредственности образного восприятия, хотя впоследствии становятся значеннєво глубже и чувственно более трагичными.

После «Трех колец» в эстетике поэта произошли существенные изменения. Условный герой, условные (часто идеализированные) обстоятельства и пейзажи уступили место глубинам жизни, инфернальным образам (адским, подземным; от лат. infema - подземное царство), жестким и жестоким предвкушением. Антоныч соревнуется за поэтическое письмо, которое было бы рівновелике действительности, письмо, доведенное до грани возможного. Он отказался от безопасности наблюдателя и лирики мысли, что пытается понять загадки и законы мироздания, не докипаючи к размышлению эмоций, и окончательно отдал предпочтение лирике, которая пренебрегает логическими построениями и предпочитает намекам, внушению. Теперь автор обращается К ассоциациям читателя, до подсознательных движений, пробужденных ритмом и ключевыми образами; «вписывает» своего лирического героя в кольцо бесконечных метаморфоз природы.

За неполных четыре года после выхода «Трех колец» Антоныч подготовил к печати четыре книги стихов, работал над «малой» прозой, писал роман и либретто к опере, пробовал себя в роли искусствоведа.

в 1936 г. он издает свою наибольшую прижизненную сборник «Книга Льва». Когда «Три перстня» можно назвать «оказковуванням» реальности, тогда «Книгу льва» надо назвать ее «оміфізовуванням», потому что Антоныч опирался в своих стихах на христианскую мифологию, связанную с ветхозаветными мифами, каноническими евангелиями и даже апокрифами. В «Книге Льва» поэт обращается к мифам о происхождении стихий, светил, земли и всего сущего; в ней постоянно присутствует взгляд того, кто «создает и уничтожает миры», «гасит ночи и светит свечи дней» («Баллада о пророка Иону»), сплетает «венки божьих молний» («Знак Льва»). Прослеживается авторская концепция, которую можно назвать «культом биологизма»: «законы біосу одинаковы для всех», им подвластен и микро-и макрокосмос - растения, звери, звезды, люди.

Біологізм Антонича - плодотворный как поэтическая концепция, которая утверждает единство мира, космоса, подчиненного законам естественного саморазвития, и включает человека в «мудрое круг жизни» как органическую часть природы, где

Лисы, львы, ласточки и люди,

Зеленой зари и листьев

материи законам подвержены неизменным,

как небо более нами синее и серебристое!

(«До существ с зеленой зари»)

Мотивы антоничівського біосу особенно отчетливо проявились в «лирических интермеццо» его «Книги Льва» и следующей «Зеленой евангелия», но если в ранних стихах Антоныча можно было почувствовать дистанцию между лирическим героем и изображением, то теперь связующие звенья исчезают, и «я» поэта вполне растворяется, «срастается» с миром растений, животных, звезд:

Нас двое - две лохматые и сплетенные кусты,

и смех наш - бабочка нежный и крылатый.

Проколені мысли, как пчелы на дожди,

тріпочуться, на острое тернии крепко вп'яті.

(«Сад»)

Слитность лирического «я» поэта с природой и контакт со вселенной становятся главными чертами «позднего» Антонича.

Так же, в плане общей поэтической концепции (человек и одухотворенная природа) раскрывается место поэта в литературной традиции своего народа:

Антоныч был хрущем и жил когда-то на вишнях,

На вишнях тех, что их воспевал Шевченко.

Моя страна звездная, библейская и пышная,

Цветастая родина вишни и соловья!..

(«Вишни»)

В поэзии Антонича - поэта-модерниста - поражает не только богатство неожиданных живописных и музыкальных образов, но и определенный принцип организации сюжета, художественного восприятия сквозь призму музыки, как, например, в стихотворении «Концерт», который построен по принципу развертывания жанра симфонии. Игру начинают одни «инструменты», а далее вступают все новые и новые, и ведут новые темы: «глотки соловьев плещут, словно гобое», «у кукушек праязыке древний корень «ку» в гордое соло несется», «тогда самый высокий тон берет в оркестре утро, когда в тарелку земли тарелем солнца грянет».

Кроме изданных сборников «Приветствие жизни», «Три перстня» и «Книга Льва», Антоныч успел привести в порядок еще три - «Зеленая евангелия», «Ротации» и «Великая гармония». Следует обратить внимание на то, с каким тонким чувством композиции заключал поэт свои сборки. Он не работал по принципу «что написал - то и выдал». Три последние сборки Антоныч готовил параллельно в течение четырех лет, понемногу выстраивая замысел и заполняя его формой. «Зеленая евангелия» - это книга природы, «Ротации» - книга города и цивилизации, а «Великая гармония» - книга веры.

Сборник «Великая гармония» является обращением к Богу. Он присутствует здесь не в лицах Троицы, а всей творческой силой, что дарит жизнь вместе с вдохновением. Мистический смысл сборника стихов о величии творца можно передать только музыкой. Не важно, как «звучат» несовершенные стихи. Главное - как «в вечере на фортепиано мира кладет ладони Бог». Тогда порядок пронизывают вещи, тогда хаотические события образуют ту бесконечную гармонию, что недоступна даже человеческом воображении. Музыка в европейской культуре считается духовной первоосновой. Существенным является то, что мы попадаем под влияние мелодии, что она «строит» нас, но этого не удается описать словами. Поэтому Творец - это музыка. Поэтому поэзия «Великой гармонии» заполнена светом и оркестровой игрой. Музыка дает вдохновение, а вдохновение приносит освобождение.

Последняя, посмертная сборник «Ротации» - очень интересный и важный этап в развитии поэта Антонича, во многих формальных и поэтических аспектах она отличается от основного направления его таланта (ротации - это название скорой печатной машины для газет в середине прошлого века. Кроме того, в понимании Антонича, это символ бесконечного городского мельницы, где большие намерения перемалываются на мелочи, а человеческие становятся бесчеловечными). Осуждение поэта в современном городе вызвал прежде всего дух гендлярства и продажности. Слова любовников, «как деньги, страстью протертые» («Вербель»), и все это «катится в пропасть под лопіт крыльев и мегафонов» («Конец мира»).

Эта сборка вобрала не только новые тематические пласты, но и показала новые черты поэтики Антонича. Сам автор называл ее «каким-то надреалістичним натурализмом». Это определение ближе всего стоит к сюрреализму. Как вспоминал приятель поэта, художник В. Ласовський, на Антоныча сильно повлияли полотна сюрреалистов Де Кирико и М. Андриенко: монументальная статичность и скульптурность изображения. Он тоже стремится создать картину, которая передала бы чувство отвращения. Здесь уже царит не гармония, а дисгармония, разительный контраст:

Как веко сундук, ночь прикрыла муравлисько города,

в долинах забвения растут горькие миндалины сна.

На головы горожан взлетают звезды, словно листья,

в скорчах боли и богатства человеческий водоворот уснул.

(«Концерт с Меркурия»)

Это книга, в которой Антоныч дал новое толкование урбанизма в украинской поэзии. Относительно тематики, «Ротации» можно считать продолжением «Приветствие жизни», относительно развития философских мотивов - «Книги Льва», но в этой сборке город становится уже своеобразным символом «антиприродності». Несмотря на то, что Поэтическая биография Антонича совпала со становлением в Европе нового города, города-гиганта, он не был склонен к футуристического захвата мегаполисом. Его не влекло оторванное от природы технократическое существования, поэтому в стихах этого цикла появляются кінцесвітні мотивы (если чудовищ океанских глубин первобытной природы поэт называл «братьями со дна вод», то потворам рукотворного города он предсказывает гибель). Этими же мотивами проникнуты произведения этого цикла «Конец света»; «Города и музы»; «Баллада о голубую смерть» и т.д.

Знакомясь, например, с поэзией «Трубы последнего дня», легко представить три яруса описанного Антонычем города (надземный - «стоэтажные каменицы» «пуща из камня»; земной и подземный), а также перенять его настроение:

Стоэтажные каменные спят, словно утомленные звери,

географы рисуют звезды мелом на карте неба,

в рыжем свете фонарей капли дождя, будто песок крылатый,

и месяц золотым котом лежит у меня на диване.

 

Ржавеют мертвые рыбы в бассейнах, уголь и розы черные,

купцы и раздетые девушки, заключенные в тюрьмах и поэты.

Оркестра полисменов дует меланхолично в трубе и валторне,

когда мещанский бог считает звезды, души и монеты.

 

Живут под городом, словно в сказках, киты, дельфины и тритоны

в густой и черной, как смола, воде, в страшных подвалах сто,

призрачные папоротника, грифы и затоплены кометы и колокола.

- В пуще с камня, когда тебя сметет новый потоп?

-

«Біологізм города (определение самого Антоныча) он воспринимает как своеобразное отрицание истинной природы, отрыв от которой ведет город в бездну, к апокалипсису. Человеческим интеллектом созданное страховиддя - оно сковывает естественные рост и цветение, а с ними и человеческое счастье. В этой сборке уже нечасто встречаем торжественные гимны празднование жизни. В високомайстерних, порой гротескных, саркастических или жутких образах встречаем своеобразные апокалиптические видения города-призрака, города-ада.

Возможно, что, блестяще реализовав свой главный творческий замысел в «Зеленой евангелия», Антоныч сознательно решил пойти новыми путями: от утверждения и празднование до отрицания и обличения, от неоромантизма к мрачному экспрессионизма. А возможно, это была только временная кризис мировоззрения или психологический кризис личности. Как бы оно не было, маленькая сборник «Ротации» демонстрирует новую и очень интересную грань таланта Богдана-Игоря Антонича. Свободная метрика и строфіка, смелые мазки темных цветов, «черный юмор», риторическая дикция - все это, по мнению Б. Рубчака, могло бы стать основой «нового» Антонича, даже интереснее и побогаче.

Только шесть лет пролегло между первой и последней сборками Богдана-Игоря Антоныча, но за это короткое время он успел написать пять книг стихов (не принимая во внимание собранную и опубликованную посмертно «Великую гармонию») и достиг в творчестве того уровня, который другие получают десятилетиями. Большая ценность наследия Антонича, а также то, как он соединил идеи авангарда и мифопоэтики, делает его центральной фигурой в украинской поэзии XX века.

Важность Антонича трудно переоценить. Она в своем времени показывала, что украинская поэзия вступает нового уровня - скорее философского, чем политического. Поэт попытался воспроизвести универсальное видение мира, постиг свою собственную узнаваемую манеру письма, обостряя в литературе понятийные и мировоззренческие проблемы, подчеркнули новаторство поэтических приемов, предложил новаторскую манеру экспрессии и сделал это на многих уровнях: на уровне воображения, в собственных поисках вечности, на уровне размышлений о сути вещей и на уровне своего совершенного поэтического ремесла. Все это было эффективным при преобразовании западноукраинской поэзии с истощенной реализмом и регламентированной диктатом политики на более свободную, образнішу поэтическую тональность. Поэтому Антоныч, без сомнения, является одним из важнейших для украинской литературы XX в. поэтов. Показательным является также то, что его творчество с большим энтузиазмом восприняло поколения, которое дебютировало в 80-90-х гг.: Игорь Рымарук, Иван Малкович, Юрий Андрухович, Виктор Неборак и другие, которые заявили о себе как вполне аполитичны, Сосредотачиваясь на эстетических ценностях искусства.