Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ИВАН ФРАНКО

Социально-правовые отношения в драме Ивана Франко "Украденное счастье"



Н. Шеремета,
магистр Института Филологии
Киевского Национального университета
имени Т. Г. Шевченко



Драма "Украденное счастье" - глубокая социальная правда о галицкое село. Народная в самой основе, она изображает жизнь крестьян-бедняков, их стремление к счастью, готовность бороться за него.

В "конституционной" австро-венгерской империи жандармерия занимала привилегированное положение, и фактически никакие писаные законы не ограничивали ее прав и поля "деятельности" в отношении трудового народа, который был беззащитен перед лицом жандарма, войта, чиновника, трактирщика. Верные "цесарские слуги" - жандармы - издевались над народом, особенно над бедным крестьянином.

В прозаических и поэтических художественных произведениях Франко изображает жандармов как своевольных правительственных начальников.

Как нам известно основе драмы Ивана Франко "Украденное счастье" лежит народная "Песня о жандарма". Определенно негативная характеристика жандарма из народной песни дана и в пьесе "Украденное счастье", в которой изображено как уже сложившийся характер, в разных ситуациях и коллизиях демонстрирует одну черту своего характера за другой, создавая цепь преступлений...

В прошлом Михаил Гурман был сельским парнем, удовиним сыном, одиночкой, что не знал впину своим прихотям, ибо, как говорит народная пословица: "Сын одиночка - как не вор, то пьяница". Правдивость такого предположения подтверждает Николай, который помнит его в селе, как "урвителя", "забияку" и "збиточника". Сам Михаил склонен себя характеризовать в прошлом как "честного, может, немного загарячого" юношу, который "обиды не любил, лжи не мог снести". Человек твердого характера, "каменного сердца", он из-под земли вырвал бы то, что считал своим по праву. Его сильная любовь к Анне "была ... одиноким, самым дорогим сокровищем, она могла бы была из меня сделать доброго, порядочного мужчину"; это: "могла бы сделать хорошего мужа". Но двое влюбленных силой были разведены, потому Аннины брать "Михаила боялись, чтобы не отобрал от них ... наследия" [6; 12].

Обманом отдан в австрийскую армию, Михаил познакомился с "культурой" в виде солдатской казармы и вахмістерського восклицания и кулака. Злой, с вистудженим военной казармой сердцем, вернулся он в село. Стук в окно. В хату вошел в мундире, с карабином в руках жандарм, который отныне становится двигателем развития конфликта и событий. Его приход составляет начало завязки драмы в обеих сюжетных линиях, намеченные уже в экспозиции, - социальной и личной. Михаил Гурман ведет себя в доме Задорожных вызывающе, не как гость; говорит он какими-то недомолвками и намеками, заподазривает Николая в уголовном преступлении. Да и Николай относится теперь к своего бывшего знакомого подозрительно, потому что тот уже не просто человек, а жандарм, который своим поведением (неуместными шутками, допросом о синяках на лице Николая) настораживает. В отсутствии Николая Михаил, пытаясь вызвать былые чувства Анны, действительно разоблачает свои хищные намерения относительно Николая и относительно него, чем и вызывает у нее с т р а х за будущее, за семью, за честь. Возвращение Николая прерывает их разговор, после чего все ложатся спать и в доме наступает тишина. На рассвете жандарм отправился куда-то, ничего не сказав хозяевам.

Узнав, что Анна вышла замуж, Михаил пришел в ярость: "Я был бы убил тебя, если бы ты была где-то близко, - заявил он при встрече Анне. - Я целыми днями бегал, как одурілий, по полю и клял тебя, просил тебя у Бога самой тяжкой кары, самого страшного бедствия "[6; 25].

В дом входит жандарм с войтом и понятым Бабичем. Сделав обыск, жандарм заковывает Николая в кандалы. Драматург показывает столкновение крестьянина с представителями власти, администрации и "конституционными" порядками, которые объединили народных обидчиков. В этой сцене сильными контрастами произвол администрации и бесправие Николая, его беззащитность. Здесь мы видим трагичность положения Николая.

Через личную судьбу Николая и Анны, схватку с жандармом драматург показывает социальные противоречия.

Жандарм нахабнів все больше, а безумно влюблена в него Анна потеряла всякий стыд и контроль над своими чувствами и действиями. Они теперь оба вместе беззастенчиво унижают человеческое достоинство Николая, топчут его честь, публично презирают, в конце концов, они пропащие и сами.

Жандарм-Каин украл у Николая счастье. Обиженный, опозоренный Николай готов стать на открытый, хоть и неравный бой. В этом и трагичность его положения. Логикой событий драматург приводит Николая к оправданного, по его убеждению, завершение в социальной и личной борьбе - до убийства жандарма.

Социальная несправедливость "конституционной" австро-венгерской монархии давала возможность не только эксплуатировать таких, как Николай, а еще и куражиться над ними, безнаказанно попирать их человеческое достоинство. Войт-предприниматель избил, скривавив Николая, и он не смыв крови с лица, потому что хотел иметь свидетельство несправедливости войта над собой. Он полон решимости не подарить этого войту, а "на нем свою боль поискать", защищать свое человеческое достоинство царским законом, судом. Но скоро Николай согласился с женщиной, что ничего войту не сделаешь, то и не надо "...делать из себя посмешище человеческое "[6; 15]. Здесь Франко показывает несоответствие между правдой Николая и царским правом.

И, как в насмешку, охранник "права и справедливости" жандарм Михаил Гурман вместе с тем же войтом, воспользовавшись случайного стечения обстоятельств, именем императорского закона арестовывает невинного Николая.

Ошеломленный, закованный Николай плачет и, прощаясь с Анной перед отправлением в тюрьму, просит ее беречь небогатое хозяйство и не тратиться "на адукатів".

Он совсем отчаявшийся в цесарском правосудии. Осталась еще вера в правду "небесного Бога", она и поддерживает в нем надежду на скорое оправдание.

Сидя в тюрьме, Николай терпел не только муки неволи. Особенно страдал он, думая о судьбе Анны. А дома тем временем "императорский слуга" разрушил его семью, свел с ума его жену, оскорбляет его честь, украл у него семейное счастье.

Теперь у него и в доме нет радости. До всех перенесенных издевательств присоединилось самое страшное горе - измена Анны. Эту трагедию Николай переживает больнее, чем все другие несчастья. "Неволя в криминале против того, - говорит он, - покажется мне раем"[6; 49]. Анну он любит по-прежнему, высоким благородным чувством, и во имя его не сказал ей ни слова упрека за ее измену.

Происходит психологический поединок между Анной и жандармом-насильником. Определенный своей силы, пользуясь неограниченной властью на селе, жандарм гипнотизирует испуганную Анну, добившись признания в любви. Анна старается не подпасть под его волю, отвечая, что не любит его. Но дальше она теряет свою волю и почти механически повторяет за ним его требования, дает желаемые ему обещания.

Анна дала Михаилу слово быть его любимой, на что он как жандарм с угрозой сказал ей: "Помни же! Держу тебя за слово! А как и теперь одуриш, то горе тебе! Я страшно пімщуся на тебе и на нем!"[6; 33]

Таким образом, потеряв свою волю, Анна сдалась на волю жандарма, запятнав доброе имя замужней женщины.

Изменения в жизни Анны произошли так неожиданно, что она никак не может избавиться от мучительного страха перед человеческим поговором. Она еще не потеряла чувство стыда и совести, а потому не осмеливается показываться в паре с жандармом, потому что "люди ззираються". ей "стыдно, лицо трескается", она стесняется, что о ней "шепчут, пальцами показывают"[6; 41], ей хоть сквозь землю провалиться. Вытянутая жандармом люди, на грозный оклик Михаила танцевать с ним она с ужасом спрашивает: "Здесь? При всех?" Он приказывает: "Ни слова больше!" - И Анна, шепча: "Господи, дай мне силы!"[6; 41], вынуждена повиноваться его воле.

Все село и Николай уже знают о незаконном любви Анны, а сама она впервые признается себе в этом. Анна чувствует, что боится Михаила: "И чем страшнее, чем остріше мне говорит, тем, кажется, что тону в нем, делаюсь частью его. И нет тод и своей воли, ни своего мнения, ни силы, ни внимания, ничего. Все меня тогда безразлично, все готова отдать ему, кинутив болото, когда он того захочет!.."[6; 46]

Анна не пожалела отдать себя на человеческий посмех, она находится в таком психологическом состоянии, что может бросить вызов обществу, возвыситься над ним, - она хочет жить только по любви и об этом откровенно заявляет даже мужчине. ее совсем не волнуют мысли и разговоры о ней людей. "И что меня волнует? Я теперь спокойна, ничего не боюсь; ни о чем не думаю, ничего не знаю, только тебя одного"^; 47], - заявляет она Михаилу, сама целуя его. Вместо присущей ей застенчивости у нее появилась своеобразная дерзость: "Знаешь, - говорит она, - раньше я, кажется, была бы умерла со стыда, если бы была подумала даже, что как брачная женщина могу так целовать второго. А теперь? Милый мой. Теперь ни крихіточки никакого беспокойства стыда нет!"[6; 47]

Хоть Николаю невероятно стыдно за поведение своей жены, но он еще находит силу подавить в себе голос самолюбия и обиды, у него хватает человечности защищать Анну перед людьми, потому что она ему самая дорогая в мире. Ему трудно понять истинные причины несчастья - своего и жены. А Николаю кажется, что "весь мир вверх ногами переворачивается", ибо он, "утоптан в болото, зарезан без ножа"[6; 50], он, получается, вор, когда из всего понятно ему и всем, что счастье украли именно у него. Кто же его украл? Кто виноват в страданиях Николая и Анны?

Доведенный наглой и безнаказанной поведением Михаила до отчаяния, Николай начинает понимать, что виноват в его несчастье именно жандарм, он украл у него жену: "Это он, проклятый... он ее с ума свел, чтобы посмеяться надо мной"[6; 49]. В жандарму он видит злейшего врага своего семейного спокойствия, и вся сила ненависти направлена на него.

Николай в сцене убийства вырастает в волевого мстителя за украденное семейное счастье, за попранную человеческое достоинство.

Убийство жандарма воспринимается как факт, что полностью вытекает из всего развития событий, как заслуженная расправа за его поступки.

В столкновении двух социальных антиподов - жандарма и крестьянина-бедняка - внешне перевес на стороне Михаила. Он представитель императорской власти, "императорский слуга", в хорошем "цесарском мундире", при оружии. Молодой,здоровый,статный, красивый, с быстрым проймаючим взглядом, проявляет смелость и пылкий нрав. Рядом с ним пожилой и подавлен недолей бедный Николай кажется очень невзрачным. И в развертывании драматического сюжета Николай раскрывает высокие образцы самобытной нравственности и благородства, вырастая в конце драмы в величественный образ мстителя, а Михаил до конца драмы обнаруживает свою жандармскую жестокость и коварство, эгоизм и душевную нищету. В отношении Николая он на протяжении всей пьесы проявляет жестокость.

Итак, как видим, определяющими в композиции драмы "Украденное счастье" есть традиционные законы народной жизни, деформируются под влиянием социальных обстоятельств. Франко нашел соответствующую художественную форму для правдивого изображения человеческих характеров, драматург акцентирует внимание на выявлении социально-правовых противоречий между представителями различных классов.

Список использованной литературы

1. Б 1.1., КаспрукА. А. Иван Франко. Жизненный и творческий путь. - К., 1983. - 455с.

2. Білоштан Я. Драматургия Ивана Франко. - К., 1956. - 253с.

3. Возняк М. С 3 жизни и творчества Ивана Франко. - К., 1955.- 304с.

4. Кобылецкий Ю. Творчество Ивана Франко. - К., 1956. - 357с.

5. Франко И. Я. Произведения в пятидесяти томах. T.24. - К.,1979. - 447с.