Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ИГОРЬ КАЛИНЕЦ
Кто на свете самый красивый? (К изучению цикла стихов Игоря Калинца "Дивосвіт")


Н. Половецкая,
учитель украинского языка и литературы
Черкасская обл



Тема: образное видение мира, явлений природы - вдохновение для души, рождение в ней светлых чувств (по циклу И. Калинца "Дивосвіт").

Материалы к проведению урока.

Природа как музыка... Тонкая, нежная, неповторимая. Вечная и прекрасная. Она всегда гармонирует с настроениями, чувствами человека. Неслучайно так много поэтов пишут красочные образные стихи, посвященные родной природе. Осознать себя ее ребенком, считать себя равновеликим любом существе или растении, тропинке или колодца, молнии или грома дано не каждому художнику.

И. Калинец - именно один из таких поэтов, наделен еще одним великим даром: уметь представить себя на месте другого человека, видеть мир его глазами. Это редкое явление. Сохранить его - значит сделать свою жизнь богаче и полнее.

На первых уроках ученики познакомились с некоторыми фактами биографии поэта, узнали, что цикл стихов "Дивосвіт, или же Первая книжечка для Звонки" он написал тогда, когда его дочь была еще маленькой. Отцу-поэту хотелось подарить Дзвінці лучшие слова, посмотреть на мир его глазами и передать красоту увиденного мыслями дочери.

К уроку учащиеся готовят ответы на вопросы, с которыми знакомятся заранее:

1. Как вы думаете, почему первым названием цикла является именно "Дивосвіт"? Можно ли назвать ее стержнем творческого замысла поэта?

2. Как вы относитесь к образу стежечки? Насколько мотивировано изображает ее И. Калинец именно так?

3. "Кто на свете самый красивый"? - спрашивает молния в зеркала. Действительно ли она "писаная красавица"? В каком художественном произведении героиня это же самое спрашивает у своего волшебного зеркальца? Что оно ей отвечало?

4. Которых "надела радуга лент как в праздник"? Какие ленты вплетают в косы украинские девушки? Докажите, что лучшим украшением девичьей головки был венчик.

5. Как вы думаете, кто является криниччина иметь? Как вы понимаете выражение "солнце пьет и пьет калинову воду через золотые соломинки"?

6. Что является миром в этом цикле стихов с точки зрения автора? А как считаете вы?

Учитель или подготовленный ученик читает (желательно наизусть):"... здесь властвует игра воображения, попытки персонификации явлений природы и различных вещей, которые нас окружают. Здесь встречаем тонкую наблюдательность и точность психологических характеристик... Конкретность деталей соединенная с историческими ассоциациями, фольклорной символикой, и все вместе создает яркую мозаику олюдненої природы. Поэт демонстрирует мастерство не только психологизации явлений окружающего мира, но и создания сказочных сюжетов, рассчитанных и на детское восприятие, и в то же время укоренившихся в глубины народной жизни, и рассчитанных на глубокое прочтение..."

(М. Ильницкий. Ключом метафоры відімкнені уста. - Париж - Львов - Цвикау, 2001.- с 132.) Это о стихотворении из цикла "Дивосвіт" Игоря Мироновича Калинца.

Далее в обсуждении принимают участие декламатор, литературоведы, народоведы.

Целесообразно вспомнить сведения из теории литературы, повторить определение терминов: лирика, стих, стопа, строфа, рифма. Это даст возможность учащимся понять своеобразие формы изучаемых стихотворений поэта.

Учитель. Первое название книги - "Дивосвіт", что означает "мир удивляет".

Природа - самый ценный жемчужина на планете Земля, вечный источник вдохновения для поэта И. Калинца. Поэтому и неудивительно, что он обращается к стежечки как к живому существу, а она бежит, как девчонка, перепрыгивая озорно через ручей, хльоскаючи кнутом по пыли. Вот тропинка обратила полакомиться вкусной земляникой, потоптался по горохе, что растет у дороги.

Только И. Калинец мог назвать молнию королевой тьмы, увидеть, как радуга надевает много лент и спешит с коромыслом по воду.

Видимо, в своем волшебном карпатском крае поэт пил вместе с солнцем целебную калинову воду с мудрой кринички, любовался розбишакуватим растрепанными дымом в синих джинсах...

Итак, название "Дивосвіт" смело можно назвать стержнем творческого замысла поэта. И. Калинец создает очень красочные, свежие и, самое главное, оригинальные, полные подлинной красоты картинки родной украинской природы.

Декламаторы читают наизусть стихотворение "Тропинка", "Молния", "Радуга", "Криничка".

Большинство учащихся отмечают, что раньше им не приходилось читать такие стихи. Поражает необычность их формы. Шестиклассники под руководством учителя делают вывод, в чем заключается своеобразие строения продекламованих стихов:

1. Строки имеют разную длину, на стопы не

делятся.

2. У них разное количество ударений и их расположение произвольное.

3. В стихах нет рифмы, поэтому они не делятся на строфы.

4. Нет ни одного знака препинания, большой

буквы.

Учитель подытоживает сказанное и сообщает, что стихотворение с таким строением называется свободным или верлибром. Этот жанр появился в мировой поэзии с конца XIX ст.



Много раз на уроках звучало словосочетание "цикл стихов". Это несколько стихотворений, связанных между собой единой мыслью, настроением и эмоциями.

Первой поражает воображение читателя тропинка. Она ведет себя, как шаловливая девочка, которая, подпрыгивая, отправилась на прогулку. Складывается впечатление, будто мы стоим где-то на холме и любуемся пустункою. Вот она, извилистая, обошла камень, переступила соломинку, на мгновение спряталась под буйными спорышом, а ген, за огородом, стала шире и пошагала дальше.

Автор так образно рисует обычную тропинку, чтобы показать, что "красный свет", чтобы научить и свою дочь Звонке, и тысячи-тысячи читателей видеть прекрасное в обыденном.

Ученики читают мікротвори "Маленькие чудеса, что я встретил на своем пути".



Наперегонки с бабочкой

Я увидел мотылька, когда он озорно качался на зеленом листке липы. Он был такой красивый! Верхняя часть крылышек имела светло-коричневую окраску, нижняя - ярко-красное. Края крылышек отделаны серым узором. По светло-коричневому полю разбросаны крупные черные "глазки".

Я бросился к бабочке, захотел поймать, но он мгновенно взлетел из липы и, будто играючи, сел на белую лепесток ромашки. Растеньице загойдалася. Неужели от веса бабочку? Увидев меня, он снова взлетел в воздух и сел поодаль на широкий лист подорожника. Он показался таким маленьким на широком зеленом поле. "И он играет со мной!" - пришло на ум.

Тем временем бабочка снова, словно танцуя, закружил в воздухе, а затем исчез. Возможно, он спрятался в той кусты тысячелистника?

Ковальчук Денис



Обыкновенное чудо

Узенькая тропинка, словно змейка, стелется между высокими пшеничных полей. Хорошо в поле, тепло, приветливо. Пшеницы, как море, колеблются под ветром, несут от горизонта до горизонта тяжелые и широкие, на все поле, волны.

А что то взблескивает, словно фонарики? Фиолетовые, розовые, светло-синие... Это топорики.

Каждый цветочек похожа на крошечную птичку, которая стремится унестись ввысь. Под легким дуновением ветра их желтенькие челки радостно трепещут. Возможно, эти скромные полевые цветочки выросли от тех песен, что их сеют с неба веселые жаворонки. Итак спинаються топорики цыпочки, пытаясь взлететь, и тяжко им.

Шелковая Наташа



Ромашка

В нашем городе протекает небольшая река Тальянка.

На ее берегах растут ивы: старенькие, как бабушки, согнулись всем стволом над водой; роскошные красавицы, гордые, стройные, любуются собой в блестящем зеркале воды юные вербочки с тоненькими стволами, их взрослость еще впереди.

Недалеко от берега, на маленькой полянке, растут ромашки. Они покачиваются на стройных высоких ножках и манят:

"Подойди, посмотри, полюбуйся.... Неужели наши платочки беленькие не такие же хорошие, как зеленые косы ив?" Я подошла ближе - ромашки ласково улыбались до меня своими желтыми глазами. Протянула руки, хотела сорвать хоть один цветочек, и пчелки не позволили.

Осіяненко Ольга



Казалось бы, что есть хорошего в молнии? Люди скорее боятся грозы, чем любуются ею. Ученые доказывают, что молния опасна. Ведь сколько трагических случаев связано с ней.

И. Калинец называет сестру грома королевой тьмы. Молния заглядывает в свое зеркальце и спрашивает: "Кто на свете самый красивый?" И в этот миг темноту ночи рассекает ослепительное сияние. "Вы, ваша тьма", - отвечает зеркало впопыхах (может, боится?). И успокаивается молния на какое-то время, не рассекает темное небо, потому что знает: писаная красавица.

Мы уже читали про такую царицу, что любила любоваться красотой в волшебном зеркальце. Это героиня произведения А. С Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях". Царица была высокой, стройной, красивой, умной, но и гордой, строптивой, ревнивой. В приданое ей досталось волшебное зеркальце, что умело говорить, только с ним обладательница была приветливой и веселой. Любуясь собой, спрашивала: "Милый мой, зеркальце, скажи, я в мире милая, найрум'яніша, найбіліша?" Зеркало подтверждало эти слова злой царицы.

И подрастала и расцветала падчерица царицы - молодая царевна. Однажды мачеха, собираясь на девичник, снова спросила у зеркальца, она самая красивая в мире. Оно ответило, что обладательница, несомненно, очень хорошая, а царевна милая за всех, найрум'яніша и найбіліша. Царица забросила зеркальце под лавку, а падчерицу приказала завести в лес, чтобы ее там разодрали волки. Когда же злая мачеха узнала, что после всех попыток погубить девушку и все же осталась жива и вышла замуж за любимого царевича Елисея, разбила волшебное зеркальце и от печали умерла.

Поэтому, как видим, есть что-то близкое между королевой-молнией из стихотворения И. Калинца и царицей из сказки А. Пушкина.

Наши предки верили, что молния - это небесный огонь, что его посылает Бог то как наказание людям, на размещение злых сил, поэтому нельзя тушить пожар от нее, разве только... молоком.

Славяне-язычники были уверены, что всемогущий Перун посылает такие молнии, которые весной будят сонную землю к жизни и щедро поливают ее дождями. Также молнии, когда надо, прогоняют тучи, демонов и выпускают на волю свет.

Все согласятся, что радуга-панночка - красавица. И, к сожалению, не часто радует нас своим появлением. И. Калинец с любовью изображает радугу. И мы, читатели, уже представляем красивую статную девушку, которая украсила головку красочными лентами, словно в праздник.

В воскресенье и в праздники наши девушки любили наряжаться в ленты. Выбрав лучшую, девушка обвивала ее вокруг головы, а к концам, что свисали на спину, пришпилювала остальных лент, сколько бы их не было. Поверх ленты девушки частенько одевали венок. Чтобы лента лучше держалась на голове, девушки делали или из лубка, или из толстой бумаги обручик, покрывали его лентой и надевали на голову.



Летом они заквітчували голову: собирали живые цветы и закладывали их за лубок. Получалось что-то вроде короны.

В Украине был распространен обычай: ребята трижды на год дарили девушкам ленты: на Меланки, на первый день Пасхи и на троицу. В народной песне поется:

Ой, по росе, седой конь, по росе, по росе-От милого подарок: лента в косе в косе...

Убранную лентами радугу "дорогой встретил князенко Подсолнух". Почему именно он? Потому подсолнух - солнечный цветок, а радуга - дочь неба. Наши пред-ки-язычники верили, что она подает воду из рек к небу: вода уходит в облака, а оттуда падает дождем.

Князенко подает радуге золотой башмачок, она померила "как раз на ножку", и молодые поженились.

Вспомним, в каких народных сказках именно в такой способ принцы и князенки в грязных и некрасивых девушках узнавали ее, красивую, роскошно убранный, единственную, любимую.

Сколько колодцев на земле - сколько и звезд на небосводе.

Как падает судьбы небесниця, знайте: где-то заилилось источник.

Чтобы не гасли звезды, оберегайте живые колодца. Нар. легенда "Заря-колодец"

В цикле "Дивосвіт" И. Калинца колодец живая. Она тесно связана со своей подземной матерью - водой.

Наши предки издавна обожали ее как солнечную сестру. Большую силу имеет весенняя вода, особенно в пору таяния снегов, когда все рвет на своем пути (а в давние времена воды вообще было больше).

Она была с начала мира. Об этом и в космогонічній колядке поется:

Что же нам было з світа начала? Не было ничего, - одна водонька.



Старинное заклятие говорит: "Водичко, старшая царичко". Люди верили, что посредине Земли, где в Иерусалиме находится "пуп Земли", и именно из него проистекают все реки, моря и возвращаются туда же.

На Сретение (15 февраля), когда, по древнему календарю стрічалося лето с зимой, женщины заключали "соглашение" с водой. Чтобы от воды не было беды, они подвенечным полотенцем "накрывали" колодец и приговаривали:

- На тебе мое покрывало. Лето тебя умывает, а я втираю. Не забывай за меня и за детей моих.

Вода, иметь подземной кринички, рассказывает дочке о корни дуба, поит студеной водой, приводит из водяного царства русалку.

Криничка рассказывает о матушке заре, облачко, бабочки. У нее растет калина, любуется своей красотой в прозрачном зеркале воды. Поэтому она калинова. Солнышко пьет и пьет калинову воду через золотые лучики - соломинки.

В украинском фольклоре калина - один из самых любимых образів. ее всегда сопровождает эпитет "красная", что символизирует женскую красоту, девичью честь.

Калина широко использовалась в свадебной обрядности: цветом или ягодами украшали каравай, украшали веточку.

Склоненная над водой калина олицетворяет печаль.

Итак, миром И для. Калинца есть природа. Она прекрасна в всякую пору года, в любой час суток. Люди, которые не умеют видеть и слушать среды, обкрадывают себя.

Литература

1. Воропай А. Обычаи нашего народа. - К.: Оберег, 1993.

2. Иларион, митрополит. Дохристианские верования нашего народа. - К.: АО "Обереги", 1992.

3. Сказки русских писателей. - М: Правда, 1985.

4. Украинская литература: Хрестоматия нововведенных произведений. В трех частях. Часть первая (5-6 классы). - К.: Генезис, 2004.

5. Украинское прошлое: Иллюстрированный этнографический справочник/А. П. Пономарев, Л. Ф. Артюх, T. В. Косміната др. - К.: Лыбидь, 1993.