Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Василий Барка
Болезненная муза Василия Барки (за романом «Желтый князь»)



Творчество писателей «третьей волны эмиграции» (в основном военных и первых послевоенных лет). Барки, И. Багряного, В. Некрасова завоевала большую популярность за рубежом, но не была известна в Украине. Благодаря этим авторам украинская литература обогатилась новыми темами: репрессии украинской интеллигенции, голодомор 1933 p., освободительная борьба против советской системы 40 - 50-х pp. XX ст., пагубное влияние коммунистической идеологии на духовность человека.

Василий Барка - поэт современный и элитный. Его идеалистически-мистическое мировоззрение нашел самый полный и глубокий выражение в поэтическом творчестве. Именно ею он значительно расширил стилевые горизонты украинской литературы. Правда, эти горизонты раскрылись лишь в конце XX в., когда сама литература стала другой, и поэзия Барки смогла постепенно возвращаться в ее разноцветный контекст. Художественный мир прозы Василия Барки, каким бы разножанровым и многоаспектным он не был, является целостным и викінченим, как дом, построенный человеком, который хорошо знает свои возможности, имеет глубокие знания об окружающем мире, собственное мнение о нем и четко осознает свою миссию на этой земле.

Проза Василия Барки несет на себе «печать» поэтичности его мировоззрения. Она не просто описывает, рассказывает, фиксирует что-то, художник затрагивает важных экзистенциальных, бытийных проблем, пытается всесторонне и по-философски, сквозь призму вечных общечеловеческих ценностей, познать, осмыслить окружающий мир в сопоставлении с внутренним миром человека, своего современника, предложить собственную версию понимания этих двух миров, выделить в ней не само явление, а его суть, идею, то есть такую, которая воплощена в образе.

Литературовед Николай Жулинский пишет: «Годы Василия Барки высокие и убитые горем И преодолевает он выбранную им добровольно трудную вершину самопознания

j жертвенной творческого труда в одиночестве - в белом монашестве, потому что принял этот образ жизни осознанно на свое пятидесятилетие в надежде «восстановить образ Христа Спасителя в украинской литературе, как в сосредоточении всей культурной жизни народа в Украине». Василий Барка глубоко осознал мудрую истину: мир вокруг себя человек изменить не может, зато способна изменить его в себе.

Василий Барка не кажется странным, скорее очень мужественным и сильным - пройти такой тяжелый, страшный и для некоторых просто непосильный путь и так же, как в далеком детстве, страстно любить жизнь, радоваться ему, верить в себя и в победную силу добра, света, человеческого духа. Об этом говорят его книги, подготовленные самим автором для первой публикации их в Украине, - третий том лирики «Океан» (1992 г.) (первые два вышли в Нью-Йорке), эпическая поэма «Судный степь» (1992 p.), драматическая поэма «Кавказ» (1993 p.). Сама судьба постоянно бросала его в странствия, порой опасные, по миру - Северный Кавказ, Москва, Берлин, Нью-Йорк и, наконец, Глен Спей - будто на испытание стойкости духа, будто для получения большого жизненного опыта и осознания через тот опыт самого себя.

Жизненный путь Василия Константиновича Камыши (это настоящая фамилия писателя) начался 16 июля 1908 г. в с. Солоницы Лубенского района на Полтавщине. Василий был младшим сыном в семье из «казачьего стана» - отец его служил в казачьей части, был на русско-японской войне, откуда вернулся искалеченным. Семья Барки постоянно бедствовала, отец плотничал, ухаживал вместе с сыновьями чужие сады, во время гражданской войны изготавливал конское снаряжение для армии Буденного. «Низовое» происхождение дало возможность детям Константина Очерета бесплатно учиться в Лубенской бурсе, которая вскоре была преобразована в трудовую школу. Там будущий писатель и постигал первые свои «науки», из которых больше всего влекла к себе литература. Позже в автобиографии Василий Барка признается, что литературными учителями его в молодости были Г. Сковорода, Т. Шевченко, И. Франко, Ф. Достоевский, М. Коцюбинский.

После окончания Лубенского педтехникума пришлось учительствовать на Донбассе, в небольшом шахтерском поселке под названием Седьмая Рота. Но то длилось совсем недолго, начались конфликты с местным партийным начальством, которое преследовало энергичного учителя математики и физики за его новаторский подход к системе преподавания. В 1928 г. он выезжает на Северный Кавказ в г. Краснодар, поступает на филологический факультет местного пединститута. Тогда же решился отправить в Харьков П. Тычине собственные стихи, которые были опубликованы.

И событие добавила уверенности в себе - 1930 г. появилась первая книжка стихов «Пути». Но славы автору она не принесла, наоборот - в «Литературной газете» его обвинили в проявлениях «классово враждебного» мировоззрения, «буржуазном национализме», вынуждено до публичного раскаяния на собрании Раппа (Российской ассоциации пролетарских писателей, к украинской секции которой входил поэт). Конечно, и первая книга была еще ученической, но символическое наполнение образов свидетельствовало о больших потенциальных возможностях дарование молодого поэта, что, наверное, и привлекло пристальное внимание партийной критики, которая воспитывала и поддерживала лишь послушные посредственности.

Уже с первых шагов в литературе Василий Барка заявил себя как «инородное тело», что его система без колебаний готова была если не подавить, то вытолкнуть прочь за пределы «коммунистического рая». По этой причине произведения украинского писателя Василия Барки на протяжении нескольких десятилетий были вообще неизвестны на родной земле: на них было наложено табу. Зато ничто не помешало ему нести в своем сердце родную Украину в широкий мир. Но сначала надо было вовремя замолчать, герметизуватися, чтобы не нивелировать то основное в себе, что могло вскоре буйно прорасти на благодатнішому почве, Василий Барка сначала «надевает маску» - 1932 г. в Харькове выходит его следующая книга под названием «Цеха», теперь идеологически правильная, на «производственные сюжеты», что зафиксировал и отзыв на нее в той же «Литературной газете». Стихи, вошедшие в сборник, создавались под свежим впечатлением от наблюдений на заводе «Красноліт», где автор был в «творческой командировке».

Усе. о чем писал Барка, обязательно имело место в его жизни. Это касается и «Желтого князя». Предыстория романа началась еще в 1932-1933 гг., когда в Украине свирепствовал голод, который уничтожил миллионы человеческих жизней. В то время Василий Барка находился на Кубани, работал в Краснодарском художественном музее. На Кубани, по его показаниям, вымерла треть населения.

Наибольшего размаха голод достиг после завершения работы хлебозаготовительной комиссии, весной-летом 1933 г. Люди вымирали целыми селами. Первыми, как правило, погибали мужчины, позже - дети, и последними - женщины. Голод нивелировал нравственность - во многих местностях были зафиксированы случаи каннибализма. Самым страшным последствием голода была смерть детей. О масштабах детской смертности свидетельствует такой факт: в с. Плешканы на Полтавщине незадолго до голода 1932-1933 гг. все четыре классные комнаты в школе были наполнены учениками. После голода школу закрыли, поскольку больше некому было ее посещать.

Крестьяне пробовали спасаться бегством в города, но и там их настигала смерть: городское население страдало от недостатка пищи, и боялось оказывать помощь «кулакам», «контрреволюционерам» и «саботажникам». Очевидцы свидетельствуют, что голод был украинской территорией; вымирающим украинским крестьянам не разрешалось переходить или переезжать в Россию, где голод не был таким острым. На границе с Россией стояли заградительные отряды, которые расстреливали бегущих из Украины. Так же расстреливали крестьян, которые пытались спастись бегством через польскую или румынскую границу.

Советский режим отрицал факт существования голодомора в 1933 p., поэтому количество жертв голода вычислить очень тяжело: никто не вел учета погибших. Голод 1932-1933 гг., а также его истоки и последствия стали настоящей национальной трагедией. 1, конечно, большое человеческое горе, горе целой нации, не могло не отразиться в художественной литературе. В украинской и мировой литературе в разные времена появились произведения о ужас 1930-х pp. Самое глубокое, найгрунтовніше, самое проницательное разработали тему социальной катастрофы писатели украинской диаспоры Улас Самчук и Василий Барка. Но если Улас Самчук, описывая жизнь украинского села на протяжении нескольких десятилетий, анализирует в повести «Мария» (1933 г.) прежде всего истоки великой народной трагедии 1933 p., то Василий Барка в своем романе «Желтый князь» (1963 p.), художественно обобщая документальный материал страшного преступления тоталитаризма, подает множество ужасных картин этого апокалипсиса, через отдельные человеческие судьбы, поступки, нравственную позицию персонажей воспроизводит целый народ в определенной исторической конкретике. Произведение В. Барки просто-таки переполнен страшными фактами, событиями, реалиями черного лихолетья.

Над романом «Желтый князь» Василий Барка работал в течение двух лет (1958-1959 гг.). To была настойчива и очень тяжелый труд, который сопровождался глубокими эмоциональными переживаниями. Автор хотел поточнее, самое объективное увековечить те страшные для его народа события, рассказать миру болезненную правду о них. В то же время Барка заботился о том, чтобы из-под его пера появилась не

документальная хроника, а художественный, философский, обобщающий сочинение-размышление о советскую тоталитарную систему, которая уничтожает все светлое на своем пути. Василий Барка стремился и многочисленные фактические показания, и «хмаровиння чувственное» что переполняло его душу, соединить в викінчену, доступную широкой общественности романное форму.

«Желтый князь» стал, как и автор, «открытой книгой» для широкого круга читателей. Но его нельзя назвать «чистым» реалистичным произведением, которое зеркально отражает поразительную украинскую действительность 30-х pp. XX ст., потому что роман создавался все же писателем-модернистом, основные признаки индивидуального стиля которого проявились уже в первых поэтических сборниках и прочно укоренились в следующих произведениях разных жанров. Реалистичного в романе, конечно, больше, чем в поэзии Барки, но это произведение также «вписывается» в целостную модерністичну модель индивидуального стиля автора. Этому в значительной мере способствует субъективное, авторское видение, особенное (под углом зрения мистико-идеалистических убеждений) трактовка внешнего мира в соотнесении с внутренним, духовным, то есть метафизическим миром человека. Самым действенным стилетворчим фактором «Желтого князя», «строительным материалом» авторской бытийной модели в одинаковой степени стал и материальный мир, представление о котором вынес писатель из реальной жизни, и собственный большой внутренний мир, весомый духовный опыт, который помог Барке написать модерністичний, новаторское произведение. Эта модерне-стичність в романе оказывается многоаспектный, на разных уровнях: содержательном, тематически-проблемном, образном, образно-символическом, формотворчому.

Сам Василий Барка определил три взаимосвязанные и постоянно присутствуют в произведении идейно-тематические линии, три своеобразные структурные планы: реалистичное изображение трагедии семьи Мирона Катранника во время голодомора; передача внутреннего, психического состояния человека, который погибает от голода; «метафизическое измерение, собственно духовный», что заключается в «освещении некоторых явлений из другой, высшей сферы, открытых порознь через церковную жизнь, а также явлений из мира темных могутностей, незамиримо враждебных человеческой природе». Подчеркнуть это авторское объяснение можно в схеме, которая воплощает все содержание «Желтого князя»: правдивый отпечаток реального, материального мира; выражение мира метафизического, духовного; художественные модели авторских мыслей, идей.

Страшные, впечатляющие картины голода в Украине 1932-1933 гг. (а на Кубани он продолжался еще и в 1934 г.) легли в основу содержания романа. Все упорнее, с нарастающей экспрессией в жизни украинского села Кленоточі, где происходят главные события произведения, и в частности в конкретную семью Мирона Даниловича Катранника, входит голод. Он постепенно разрушает привычный крестьянский быт, сбивает устоявшийся веками ритм тяжелого земледельческого труда, которая перестает быть смыслом жизни и превращается в мечту недостижимое благо, гасит внутренний огонь души и наконец воцаряется полновластно - действительно «желтым князем». Но сначала эта беда просто-таки врывается, как гром среди ясной тишине. Это подчеркивает автор: яркого солнечного утра Дарья Александровна одевает малышку Аленку и в душе чувствует от этого большую радость: «Наряжает дочь: кажется, это собственное сердце, выбранное из груди, отдельно радуется». И радость заглушает неясная пока тревога за мужа, которого чего-то позвали в сельсовет. Счастье материнства побеждает пока что все и дальше останется подсознательной внутренней силой, что поможет и в экстремальной ситуации не потерять человеческого лица, не покориться «желтом князе». Это ощущение радости, которое автор разделяет со своей героиней, усиливается присутствием в этой сцене малой Леночки, Которая напоминает ангела: вся в белом, вокруг лба несколько цветков, которые «казалось, посылали бризкучий лучик на все стороны».

В эту идиллическую картину ясного воскресного утра, что олицетворяет собой добро и жизненную благодать, врывается беда: в Кленоточі прибывает «рыжий оратор» Григорий Отроходін, который извещает крестьянам правительственное постановление о немедленной сдаче государству хлеба. По его скучной и неискренним речью - глубокий и страшный смысл, который автор раскрывает, передавая истинные мнения представителя власти: постановление будет выполнена с большевистской твердостью, даже если крестьяне будут умирать голодной смертью. Далее фантасмагорическим калейдоскопом встают картины насильственного отъема у людей хлеба и всего съестного. Такие картины автор сам наблюдал на Кубани и Полтавщине, поэтому они описаны с достоверностью и точностью. В насильственных акциях принимают активное участие комсомольцы, и это самое страшное, потому что свидетельствует о том, что с первых шагов своей сознательной жизни молодежь поражена опасной болезнью рабской покорности сильным мира сего (представителям советской власти), бездумного и жестокого выполнения приказов сверху. Преступность, абсурдность этого бесчеловечного действа подчеркивается страшными деталями: насильники вытряхивают из колыбели крупу для младенца - значит, эти невинные маленькие ангелы станут первыми жертвами голода. Так черной тучей повисла над Кленоточами кампания выкачивания хлеба, затмила людям солнце, перевернула всю жизнь, привычные отношения между всеми и покатилась дальше Украиной.

От села осталась пустота, разруха. Постепенное угасание сознания крестьян от голодных мук заканчивается смертью. Далее с впечатляющими натуралистическими подробностями Барка разворачивает картины-истории людоедства, самоубийства, голодных мук, поисков хоть какой-нибудь еды на зимних полях - все они предстают сквозь призму восприятия героями. Такой способ повествования усиливает ощущение достоверности, правдивости изображаемых картин, которые подаются как бы изнутри, с сопровождающим оценкой не автора, а реального участника событий, в результате чего читатель становится как бы их соучастником. Итак, в центре авторского внимания - внутренний мир героев: удивление, чувство несправедливости, растерянность, сопротивление, неуверенность, уныние, страх, забота, доброта, сострадание, покара, знесиленість, опустошение, равнодушие, любовь, надежда, вера. Для агрессоров напавших существует другой мир, гораздо скуднее, который является лишь фоном: жестокость, бездумность, соблазн, злость, властность, сила, нелепость. Сквозь эти чувственные измерения представлены в «Желтом князе» картины внешних событий.

В центре произведения мученический путь на Голгофу одной семьи - семьи Мирона Катранника. Все испытания, страдания, выпавшие на долю ее членов, приобретают в произведении символического значения. Страшное лихолетье, что пришло на нашу землю ровно через девятнадцать веков после распятия Спасителя», - это пришествие антихриста в образе большевистских реформаторов-осквернителей. Об этом твердит перед смертью Дарьи Катранник старушка мать, устами которого говорит весь народ, который страшную преступность сатанинской власти пытается объяснить через апокалипсическое пророчество.

В муках умирают дети Катранників Николай и Аленка, на глазах своих родителей, а родители ничем не смогли им помочь. В поисках пищи, среди чужих людей, в муках голода погибают также истощенные Мирон и Дарья Катранники. Единственная веточка их рода, малый Андрюша, останется живым, чтобы сохранить память о великой трагедии века. Корень его, связь с родным домом навсегда уничтожен - мальчик будет искать потерянные следы своей матушки на этой многострадальной земле. И в этом тоже символический подтекст пройдя сквозь апокалиптические мучения нечеловеческие испытания, не потеряв в себе добра, не убив исторической памяти, народ наш должен возродить в себе самое лучшее, самое чистое, что идет из глубины веков.

В романе много картин человеческих страданий, мученических голодных смертей, до мелких деталей изображаются поиски спасительных крох, впечатляют рассказы о людоедстве, моральную деградацию, эпизоды, связанные с захоронением живых и мертвых. Однако значительное внимание в произведении акцентируется на лучших человеческих качествах, что их в дни горя и скорби не потерял наш народ. Над жестокостью и моральным падением доминирует доброта, милосердие, способность прийти на помощь друг другу. Так Андрюша делится остатками роздобутої ховрашатини с незнакомой женщиной, чтобы спасти ей жизнь. В то же время супруги Петруни делится с мальчиком последнее мукой и картофелем. Итак, в поединке со смертью народ все же сохранил лучшее: человечность, природный альтруизм, способность совместно преодолевать беду. И в этом гуманистический и жизнеутверждающий пафос романа В. Барки «Желтый князь». Написанный в начале 1960-х гг. в США, произведение это является на сегодня найобґрунтованішою исторической конкретикой, эпическим полотном о сознательном геноциде украинского народа в 1933 p., преступно, подло организован большевистским тоталитаризмом.

Так, в истории произошло много ужасного с украинским народом, не раз в течение XX в. ему грозило полное истребление, но, несмотря на все неурядицы, украинское село - основной носитель украинской народности - выстояло, прежде всего благодаря своей жажде к жизни. И сегодня, когда мы строим новое общество, не должны забывать страницы истории, какими страшными они бы не были.

Авторский замысел выходил далеко за пределы подробного описания, фиксации страшных событий голодомора в Украине, Барка стремился нарушить немало болезненных проблем украинской нации, Украины как подневольной, а не суверенного государства. Он хотел, используя впечатляющий жизненный материал, показать миру то расхваленный «рай» советской жизни, настоящую антигуманную мораль тоталитарного, чуждого человеческой природе общества. Его описание, повествование, образ, деталь, пейзаж, картина постоянно приобретают символический, а потому и обобщающего содержания, притчового подтекста. Свои мысли, идеи автор выражает опосредованно, без публицистических или лирических отступлений, однако это не уменьшает актуальность звучание многих «вечных» морально-философских понятий, таких как жизнь и смерть, любовь и ненависть, вера и безнадежность, верность и предательство, отцы и дети, добро и зло, толпа и индивидуальность. Эти понятия выступают в ярких, экстремальных ситуациях, раскрывают истинный смысл контекстов.

Трагедия 1933 г. осмысливается писателем через библейское пророчество как результат запрограммированного геноцида, который проводила партия большевиков и ее вожди, которые ассоциируются с фатальным дьявольским знаком «666». Зверь с этим знаком рождается из рассказов путника в желтой одежде - так через весь роман проходит символический образ Желтого князя, который несет смерть, горе, страдания, сплошное уничтожение и разрушение, опустошает не только землю, но и души человеческие: «Всех супротивных ему, но верных Христу, будут вызывать и вигризатимуть с нивы жизни, убивать, как чужих птиц - огнем, железом, голодом; подобно теперь делается. Ухудшится яростно при последнем звери... Куска хлеба не дадут, если не покажется знак на лбу и на ладони, кладений от князя, что при дияволі ходит»

В романе подробно описываются деяния большевистских опричников, которые, усердно выслуживаясь перед высшими эшелонами власти и их сатрапами в Украине, забирали в крестьянских многодетных семей последние крохи, сознательно обрекая детей на мученическую смерть.

Поражают своей реалистичностью апокалипсической картины разрушения, совершенной партией большевиков. Картина социального бедствия поражает широтой художественных обобщений, ассоциациями с образами библейских пророчеств.

Как писатель-модернист Василий Барка не описывает или рассказывает, а интерпретирует, моделирует. Основной художественной «модели» романа «Желтый князь» является модель тоталитарного общества. Василий Барка не мог обойти проблемы антигуманной сущности всей тоталитарной системы, что порождает подобные явления, фальшивости провозглашаемых ею лозунгов социального равенства, уселюдського братства, счастья для всех. Уже на первые страницы романа прорывается болезненный контраст в делении людей на хозяев положения и бесправных рабов, на сытых и голодных. Этот раздел является обобщающим, точным и по-настоящему «модерністичним».

В «Желтом князе» художник создает модель советского украинского общества с соответствующей иерархией истинных и мнимых ценностей, с его разнообразием исполнителей очень разных ролей (строителей, охранников-разрушителей, подсобников, палачей, жертв) в том фантасмагорическом действе, которое зовется советской жизнью. Этой моделью служит небольшое село Кленоточі, которое одним из первых на Полтавщине, по версии Барки, попадает в эпицентр голодомора, а потому обречено на уничтожение. Все, что происходит с жителями Кленоточів во время голодомора, раскрывает жуткую сущность тоталитарного государства, которое своих граждан, крестьян-земледельцев с деда-прадеда, умышленно толкает в голодную пропасть, из которой им, кажется, уже никогда не выбраться. Этот существующий в таком виде мир - абсурден, все исконные закономерности в нем затронуты, крестьяне-земледельцы умирают голодной смертью. В конце произведения эта мысль еще больше усиливается в долгожданном сцене сбора нового урожая - щедрого и большого, но его уже некому собирать, да и у тех, кто с большими физическими усилиями вышел на поле, совсем нет уверенности в том, что этот новый хлеб опять кто-то не отберет. На краю пропасти был не только Мирон Катранник, есть опасность попасть к пропасти всему обществу.

Барка, аллегорически изображая тоталитарное общество, моделирует процесс разрушения передапокаліпсичкий состояние. Кульминацией этой модели есть история жизни крестьянской семьи Мирона Катранника, в которой постепенно вымерли все. Эта большая дружная семья, в которой всегда царил порядок, взаимопонимание, культ труда и любви, воплотила в своей трагической истории судьбу всего украинского крестьянства, которому суждено было в XX в. выдержать тяжелое испытание не только на физическом, но и на духовную прочность. В произведении также подчеркивается, что все, кто наверху, возле государственной машины, прежде всего послушными рабами целой системы, маленькими, но очень нужными в ней винтиками. Система в любой момент может каждого из них выбросить, заменить другим. Проблема уничтожения тоталитарной системой человеческого в человеке связана в романе с проблемой полного игнорирования властью индивидуальности, превращение всех и каждого на безликую массу, которой легко было бы управлять. Автор рассказывает трагическую историю о старом Ґонтаря, которая удостоверяет полную бесправность, несвободу человека в тоталитарном обществе. Василий Барка отмечает, что тоталитаризм - явление позанаціональне, это вселюдська беда, которая может прийти в каждую страну, каждого народа, неспособного защитить себя.

Обличительный пафос в романе присутствует везде: в реалистических описаниях, психологическом погружении в чувства героев, их разговорах между собой, во внутренних монологах, символических сценах, условных картинах. Однако в «Желтом князе» Василий Барка разоблачает, разоблачает, но не берется судить. Он пишет об этом в предисловии к роману, называя себя «свидетелем для суда: рассказывать, что произошло в жизни». Но автор не остается абсолютно равнодушным к изображаемому, хоть и отступает от древней традиции «плакать» вместе со своими героями над их горькой судьбой, сочувствовать им. Авторская анти-равнодушие проявляется прежде всего в том, что, вопреки общей пессимистичности реально-конкретного материала, Барка делает оптимистичным и обнадеживающим окончания своего в общем мрачного «Желтого князя» - внушает человеку надежду в победу добра над злом.