Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Юрий Липа
До мозаики "Пражской школы": Ю. Липа



Изучаем обзорную тему "Еміграційналітература 20-40-х годов"

11 класс

Л. Горболіс,
доктор филологических наук, профессор
Суммы



На фоне творческого наследия "Пражской школы" отличается самобытностью творческого мышления доработок Ю.Липи (1900-1944) - писателя и публициста, активного участника освободительной борьбы 1917 - 1918 гг., который погиб от рукУНКВС. Наследие художника составляют сборники стихов "Светлость", "Строгость", "Верую", роман "Казаки в Московии", 3-том-ный сборник рассказов "Блокнот" и сборник эссе "Бой за украинскую литературу". Ю.Липа - автор историософской трилогии украинской национальной мысли, что состоит из трех книг: "Назначение Украины", "Черноморская доктрина" и "раздел России".

Как известно, характерные признаки произведений поэтов-"пражан" - історіософічність, высокая культура поэтического письма, культ сильной личности, заангажированность национальной идеей, декларативность проповеди "героического чина", сквозной мотив аристократизма духа. В поэзии Ю.Липи "Отцу" эти признаки представлены достаточно ярко. Предложенный анализ произведения пригодится учителю, который на конкретном примере продемонстрирует силу слова поэта-"пражанина".

Поэзия Ю. Липы "Отцу" - произведение глубокий и сложный по смысловым и идейным наполнением образов, один из тех, что Есть. Маланюк охарактеризовал так: "...от сухости и скупости стихов Липы бьют электрические искры настоящей поэзии, и при том поэзии высокого напряжения" [7, 1]. Это произведение представляет рафинированный історіософізм, характерный для творчества пражан, "что уреальнює те ценностно-смысловые основы, которые связаны с героизмом, патриотизмом и национальной традиции" [2, 6].

Постижение энергетики поэзии, ее внутренней обустроенности возможно лишь при условии осведомленности с культурно-исторической эпохой, жизнью и творчеством И. и Ю. Лип, а также с их идеями, концепциями, например, изложенными в труде Ю. Липы "Назначение Украины". Эта книга позволяет обозначить и узмістовнити такой культурологический контекст, в котором художественно запечатленные образы, проблемы, идеи поэзии "Отцу" становятся понятнее и ближе.

Анализируемая поэзия - посвящение, в которой виконкретизаються судьба, творчество, идеи, призвание І.Липи - яркой личности в общественной и культурно-художественной жизни Украины конца XIX - начала XX вв., политического деятеля, врача по специальности, одного из основателей украинского общества "Просвита" (1905), министра вероисповеданий УНР (1919), автора стихов символично-философского характера, сказок, воспоминаний.

Для Юрия отец был образцом, наставником, человеком, которая одобрила его выбор посвятить жизнь літературі. их отношения выстраивались на доверии, взаимопонимании, любви. "Находясь где бы то ни было - дома или в дороге, садясь за стол и беря в руки перо, Юрий Липа всегда ставил перед собой небольшой портрет отца. Это очень символическая деталь" [10, 52]. Ю. Липа часто обращался к отцу не только письменно, но и мысленно. "Даже после смерти И. Липы сын продолжал писать отцу письма - такова была духовная потребность сверять свои мысли и чувства родному человеку, которая уже ушла за границу" [1, 77]. Как известно, отдавая дань уважения отцу, Ю. Липа 1924 г. составил книгу, посвященную его памяти, "светильник неугасимий". Не тогда ли была написана поэзия "Отцу", в которой художественно оприявлюються кровный, мистический и духовный связи сына с отцом.

В поэзии, объединяющего признаки исповеди и благодарности отцу, заговорили память и опыт сына. Первая строка "Шлпхотнеє лоб моего Отца" випрозорює кровная связь И. и Ю. Лип. Семья - "это основное звено украинского підложжя" [6, 146]. Отца и сына, как известно, объединяли любовь к родному краю, вера в высшую идею Украины. Пошанне отношение к родному и дорогому человеку удостоверяющий обращение на Вы и написание Родители с большой буквы. Так выразительна образ главы рода, оберега семейного спокойствия и благополучия. Отец, как старший в семье, выполнял все необходимые обряды, связанные с семейным очагом; по древнему обычаю, глава семьи, хозяин, советчик в семье, мудрый воспитатель детей, поэтому говорят: "У кого нет вітця, у того нет лица"; считалось, дети, особенно сын, наследуют не только отцовское добро, но и натуру, характер" [3, 29]. В этом первом коротком упругом и по глубине содержания га панорамністю подтекста строке анализируемой поэзии довольно сдержанно подается портрет отца, а также внутренняя привлекательность этого человека, наделенного разумом и интеллектом.

Вторая строка "Укрыто (лоб. -Л.Г.) лепестками от роз" наделяет образ отца чертами мужества, конкретизирует часопросторові характеристики произведения, определяя точку визуализации, которая позволяет видеть видимое и тайное, скрытое, неизвестное для широкой общественности. Исповедь-посвящение, на мой взгляд, проговаривается у смертного ложа. Это особые в жизни сына место и время понимание того, что было и будет. Так место пребывания сына и в тайне разговор с отцом подчеркивает их мистическая связь, что существовал и в реальной жизни. Известно, например, что в годы войны в Ю.Липи была возможность выехать с семьей на Запад, однако он отказался, объяснив, что ему приснился отец и предупредил, что не следует оставлять родную землю в такое трудное время [см. об этом: 9].

Во второй строке поэзии історіософ Ю. Липа с помощью роз, которыми укрыто лоб отца, оригинально подчеркнул эллинский стержень в підложжі мировоззрения И. Липы - украинца, интеллигента и мужественного человека (по Ю. Липой, эллины - второй стержень, который соответствовал нашим "принципам гармонии духовности" [6, 105]): древние греки убирали тело и надгробие покойника розами (символ траура и непродолжительности жизни); известен обычай, когда римские воины, отправляясь на войну, снимали шлемы и надевали венки из роз (эмблема храбрости), чтобы набраться мужества [см. об этом: 4]. Так лепестки роз, символизирующих траур и непродолжительность жизни, удостоверяющие связь с древними эллинскими обычаями.

В произведении образ отца представлено как обладателя трьохбарвного берла (символа власти, достоинства), залюбленого в свой край патриота-украинца:

В руки ему трьохбарвне дайте жезл.

От трех миров, что он в жизни любил:

Золотохвильних, теплых южных нив,

Высоких гор, зеленоверхих гор,

И моря, моря, что бурный вечно... [5, 210].

Эти строки - своеобразная модель-аналог одной из ключевых тезисов труда Ю. Липы "Назначение Украины": "Что дают простейшие генеральные идеи о какой-то край? Взгляд сверху на него как на целое, взгляд на географическую карту. Ведь география самое непосредственное может отобразить то, что творит единство населения какого-либо края" [6, 46]. Море, поля, горы в поэзии "Отцу" - показательные характеристики украинской территории.

И. Липа - представитель своей нации, потомок предков - является носителем трипольской, эллинской духовности и генетической сознания. "Трипольский народ первый дал единство территории, что продолжается и по сей день, единство духовную и материальную", - отмечал Ю. Липа [6, 49]. В поэзии "Отцу" трипольский стержень представлен "золотохвильними нивами", что в воображении логично вызывают образ пшеницы, культура которой характеризует украинскую территорию и является символом победы над злом. В логически-смысловом ряду, рядом с пшеницей, появляется и культ плуга, и земледелие - "этот культурный круг дает самое глубокое підложжя духовности вплоть где наших дней... Оно дает отвагу, чувство справедливости, достоинство, отпор и страстную любовь к своей земле" [6, 145]. Итак, под миром в первой строфе правильно понимать не только территорию, но и окружение - людей, окружающей среды, материальную и духовную культуру, обычаи, традиции нашего народа, что определяет жизнеспособность украинских земель" [6, 52].

Вторая строфа стихотворения дополняет наши представления об атмосферу взаимоотношений между отцом и сыном:

Мой Батеньку, творите, языков Службу Божью!

С жизнью человеческим пожизненно будьте слиты,



Словно шумные ветры, что веют без покоя,

Словно гремучие воды, випорснені в даль,

Словно солнечное тепло, так развивайте души,

Душа великая в неизменном порыве! [5, 210].

Призыв-обращение перерастает в просьбе: "Мой Батеньку, творите, языков Службу Божью". Отец дорогой и родной сыну своими идеями, благородной (шляхот-ной!) трудом, он - наместник Бога, спикер справедливости, сударь. Удачно скомпонованы образы шумных ветров, гремучих вод, солнечного тепла подчеркивают жизнеспособность, перспективность идей И. Липы, идей, что "развивают души". Содержание и сущность этих идей раскрывающие страницы биографии И. Липы, поэта, эссеиста, врача, общественного деятеля, одного из основателей "Братства тарасовцев" - первой нелегальной политической организации антицарського направления (в ее состав входили Бы. Гринченко, М. Коцюбинский, Есть. Тимченко, М. Чернявский, М. Михновский). Основной тезис И. Липы-тарасівця: "Народ наш до тех пор не успокоится, пока не будет иметь самостоятельной Украины" [цит. по: 8, 148]. И помогали ему строить такую Украину круг единомышленников - А. Маковей, Г. Хоткевич, В. Самойленко, Александр Олесь, М. Вороной, Г. Чупринка, И. Луценко, И. Огиенко и др. Справедливым является мнение Л. Череватенко: "Иван Липа принадлежал к тому поколению украинского, которое нашло себе и решительность в конце XIX в. встать с колен, возразить не только малороссийство, но и украинофильство" [8, 147]. Он, перефразируя Ю. Липу, принадлежал к своей суток, нашел себя в современности, а следовательно, его идеи были ценными для виформування украинских перспектив.

В поэзии образ Отца и общественного деятеля художественно осмысливается в одном ряду с такими добродетелями и величинами, как Правда, Верность, Неподкупность, Братерськість, Знания, Красота, что были приоритетами и полноправными "участниками" его жизни:

А у Вас есть пир вечно. Вижу там, над морем,

Проходит Правда, гость в левий коже,

И Верность тихая идет и с ней разговаривает,

И Неподкупность с золотым ключом,

Вот и Братерськість в шлеме с орлом

их занимает любо. Вот дубовый

Венок Звание впитывает и улыбкой Красота

Дарит всех гостей Душе, что достойна [5, 210].

В этой строфе особенно увиразнений историософский стержень, сущность гражданской позиции патриота, назначение украинца в мегапространстве. Точка созерцания в третьей строфе (сравнимо с первой) несколько меняется. Кровный, духовный, мистический зз'язок ДРОХ родных людей позволяет внутренне почувствовать присутствие чего-то особенного, увидеть то, что способен увидеть и почувствовать далеко не каждый: в последний путь пришли проводить своего спикера Правда, Верность, Неподкупность, Братерськість, Знание, Красота. Только Сын с Украиной в сердце, как и его^ Отец, мог увидеть те образы, что виднелись над морем (житейским морем). Пространство над морем, где "пир вечно", - это пространство обитания "Души, что достойна".

Историософский стержень поэзии Ю. Липы "Отцу" усутнений сковородинівськими идеями о духовной красоте человека, о гармонии личности с миром, а также идеей "работы", которая выражается в благородном чине Отца - украинца-патриота - в возвеличивании Правды, Верности, Неподкупности, Братерськості, Знания, Красоты.

Обнаружены и исследованы в поэзии Ю.Липи "Отцу" "линии внутреннего развития поэтической мысли" (в. Стус) удостоверяющие оригинальность и самобытность произведения, чисто вияскравлюють концепцию героя украинской литературы XX века.

Литература

1. Ананченко Т. Духовная доминанта поэзии Юрия Липы (сборник"Верую")//Третьи Липівськічитання: 36. материалов Всеукраинской научно-практической конференции / Сост. Г. Дольник. - Одесса: Друк, 2007. - С 74 - 80.

2. Днистровый А., Астафьев В. Поэты и воины грядущего // Пражская поэтическая школа. Антология. - Харьков: Веста: Вид-во "Ранок", 2004. - С 3-31.

3. Жаворонок В. Знаки украинской этнокультуры: Словарь-справочник. - К.: Доверие, 2006. - 703 с

4. Золотницкий Н. Цветы в легендах и преданиях. - К.: Доверие, 1992.- 207 с.

5. Липа Ю. Отцу // Пражская поэтическая школа. Антология. - Харьков: Веста: Вид-во "Ранок", 2004. - С 210.

6. Липа Ю. Назначения Украины. - К.: Фонд имени О.Ольжича, 1997. - 267 с

7. Маланюк Есть. Юрий Липа - поэт и переводчик // Зарубежная литература. - 2000. - № 37. - С 1.

8. Череватенко Л. "Господь крепким создал и душу дал нерозділиму"//Днепр. - 1991. - №4. - С 147-154.

9. Череватенко Л. "Яснозбройний Юрий" // Днепр. -2000. - № 5-6. - С 2-5.

10. Янчук О. Пороги вечности Юрия Липы (Очерк жизни и творчества) // Освободительное путь. - 2000. - № 9. - С. 50-69.