Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ОЛЕСЬ ГОНЧАР
Не потерять зерна духовности (к 90-летию со дня рождения Олеся Терентьевича Гончара)



О. Слижук,
кандидат педагогических наук, доцент
Запорожского национального университета



Есть в судьбе каждой нации люди, которым отведена роль ее создателей, руководителей. Имена этих людей вписаны в книгу истории каждого народа, поступки их большие, неподвластные ни времени, ни злому слову. Время только снимает мишуру с человеческих глаз, и тогда они начинают понимать великую силу Гения. Таких людей, гениев нашей истории и культуры, принадлежит Олесь Терентьевич Гончар.

С апреля 2008 года ему исполнилось бы 90 лет. Этой дате и был посвящен неделя филологического факультета Запорожского национального университета, в рамках которого состоялся круглый стол "Изучение творчества Олеся Гончара в ВУЗЕ и школе". В нем приняли участие учителя украинского языка и литературы городов Запорожья, Энергодара Запорожской обл. и ученые ЗНУ. Творчество Олеся Гончара является очень близкой для учителей, методистов, литературоведов Запорожье. Потому что именно с этих, наснажених лирической публіцистичністю и нежной эпичностью произведений с детских лет мы познаем свой родной край, свою героическую эпоху и металлургическую родину: "На весь горизонт дымят заводы. Нет им выходных. День и ночь с эпическим спокойствием дымят. Мягким силуэтом проступает с неба собор. Стоит на далеком небосклоне, окутанный прозрачно-синей дымкой расстояния. Перспектива сместилась, купола собора и трубы заводов будто сблизились между собой, слились в едином ансамбле сооружений старого и нового века..." [1, т.7, 128].

Именно в произведениях Олеся Терентьевича мы видим портреты своих земляков:

• Порфир Кульбака, начальник режима Тритузний, директор школы-интерната Валерий Иванович и педколлектив (повесть "Бригантина") - действие происходит в поселке Камышеваха Запорожской области;

• генерал Смирнов, который боролся с фашистами и героически погиб возле села Смирнове (бывшая Поповка) Куйбышевского района Запорожской области (повесть "Человек и оружие");

• Богдан Колосовский, Таня Криворучко, их студенческие друзья в первые дни войны на разрушенных войной хлебных полях степного Запорожье (повесть "Человек и оружие");

• Николай Баглай, Елька Чечил, Ягор Катратий, Изот и Володьки Лободы (роман "Собор");

• историк Дмитрий Яворницкий и легендарный Нестор Махно (роман "Собор");

• образ-символ нашей духовности, казацкий собор, доведенный до "лесов" (роман "Собор").

Современное школьное литературное образование в первую очередь, призвана формировать национальное самосознание учащихся, воспитывать высоконравственную личность средствами художественного слова, формировать читательские интересы школьников. Поэтому чрезвычайно важным является отбор содержания таких образцов классической и современной литературы, которые презентовали бы сокровищницу духовности украинской литературы и культуры. К таким произведениям относится и проза Олеся Гончара.

Регламентирование школьного изучения творчества Олеся Терентьевича менялось довольно часто, в зависимости от особенностей социально-культурного развития Украины и концепций общего среднего образования. В разные времена по разным программам предлагалось изучать и новеллистику Гончара ("Кресафт" в 8 классе, роман в новеллах "Тронка" в 11-м), и его романы "Знаменосцы", "Человек и оружие".

Действующая программа по украинской литературе для 11-летней школы предлагает для изучения в выпускном классе жизненный и творческий путь Олеся Гончара, новеллистику обзорно (в классах с углубленным изучением литературы предполагается анализ новеллы "За миг счастья"), текстуальное изучение романа "Собор".

Программа для 12-летней школы предлагает в выпускном классе изучать творчество Олеся Гончара в рамках темы "Украинская новелла, рассказ". После осмотра интенсивного развития малой прозы в 60-е годы XX ст. (произведения В. Дрозда, Есть. Гуцало, В. Шевчука, Г. Тютюнника, А. Димарова и др.) творчество Гончара представлена так: "Олесь Гончар. "За миг счастья", "Железный остров" (из романа "Тронка"). Кратко о жизни и творчестве художника. Общая характеристика творчества А. Гончара-романтика и Гончара-романиста. Творческий взлет в 60-е годы. Его гражданская и жизненная позиция, роль в духовном возрождении нации. Красота и сила любви как материал художественного осмысления. Обобщенный образ мгновения жизни, философия мгновения счастья человека ("За миг счастья"). Новелла-предостережение "Железный остров". Символика танке юных Виталика и Тони на раскаленной палубе затонувшего крейсера (гуманистические ценности под угрозой цивилизационных процессов). 777: новелла (углубленно). Осознание философской сущности счастья человека, его относительности и кратковременности. Осознание опасности цивилизационных процессов, способности современного человека сохранить свое естество, свои чувства" [2, 137].

На первый взгляд кажется, что действительно глобальные, вечные проблемы будут рассматриваться на примере новеллистики Гончара. Но не потеряется во время такого рассмотрения творчества писателя настоящая ее суть, ведь новеллы Гончара - это сравнительно небольшой задел в его творческом наследии. На самом же деле вряд ли обзорно старшеклассники поймут творческий вклад в историю украинской литературы Гончара-романиста. Давно уже в школьных программах нет "Знаменосцев" - одного из первых в украинской литературе романа о войне. Хотя на самом деле произведение требует нового, непредвзятого, беспристрастного коммунистическими идеями взгляда. Например, о духовном родстве его с нереализованным замыслом Довженко "Золотые ворота" и повести "Украина в огне". "Знаменосцы", по определению Ивана Драча, "были утверждению украинства в Великой Отечественной войне", это был новый взгляд на войну как испытание не просто человека, а человечности, что может выстоять в лихолетье, только активизировав тончайшие струны души (вспомним ту букву "Л", которая вела вперед армию-освободительницу). Может, на самом деле Олесь Гончар имел в виду не флаг Ленина, а знамя Человечности и Любви к родной земле.

Да и изучение "Тронки" не должно было бы ограничиваться изучением одной новеллы "Железный остров", хоть она и играет важную роль в композиционному построению романа. Тогда как же объяснить ученикам символическое название романа и связь между новеллами в его структуре? Именно таким способом учащиеся углубили свои теоретико-литературные знания о роман в новеллах.

Огорчает и то, что роман "Собор" снова постигнет незаслуженное забвение, хотя большинство учителей-словесников уже не мыслят школьной программы без этого знакового и в творчестве Олеся Гончара, и во всей истории украинской литературы и культуры произведения. Потому что сложно найти во всей программе для старших классов сочинение, так наснажений вечными проблемами человеческого бытия. Например, учителя-словесники учебно-воспитательного комплекса "Гармония" из города Энергодара берут эпиграфом к его изучению слова А. де Сент-Экзюпери: "Моя цивилизация держится на культе Человека... Веками она стремится показать человека, так же, как учит сквозь камни видеть Собор". Видим, что роман Олеся Гончара не только открывает старшеклассникам соборы душ их, но еще раз доказывает, что произведения украинских писателей занимают достойное место в мировой литературе, в глобальном культурном процессе.

Судьба самого романа так же ярко иллюстрирует всю компартийную бюрократическую систему, когда нельзя было говорить прямо нежелательные для существующего режима вещи. Учителя-словесники Запорожье знают об этом не только из книг и статей, а еще и из рассказов профессора В.А.Чабаненка о том, как он, молодой преподаватель Запорожского пединститута, в том далеком 1968 встал на защиту романа "Собор" Олеся Гончара и был за это обвинен в национализме, отстранен от преподавательской работы.

Важное значение имеет изучение романа "Собор" и для развития читательских интересов одиннадцатиклассников, которые связаны со способностью учащихся целостно воспринимать произведение, анализировать его, обобщать и выражать свое отношение к нему. Именно в 11 классе заметное преобладание понятийного постижения произведений над их образной конкретизацией. Расширяется влияние художественной литературы на эмоциональную сферу учащихся, который порождает соответствующую потребность в чтении и формирует устойчивый интерес к высокохудожественных произведений. Непосредственно связан с организацией чтения и анализа художественного произведения старшеклассниками переход от ситуативной к внутренне обусловленной поведения личности, что вызывает перестройку ее деятельности. Вместе с изменением поведения, которая регулируется нравственным идеалом, происходит переход от неустойчивого ситуативного к устойчивому фиксированного интереса к чтению.

Именно это определяет выбор содержания литературного образования учащихся этого возраста, методов, приемов и средств восприятия и анализа художественных произведений, которые активизируют



проблемность изучения темы и вместе с тем влияют на эмоционально-оценочную способность старшеклассников, что способствует формированию интереса к чтению высокохудожественных произведений, переносу авторской позиции в собственный жизненный опыт и насыщению личностно го смысла художественно-образными представлениями. Изучение крупных эпических произведений в старших классах помогает задействовать собственный жизненный опыт читателя-старшеклассника для постижения художественного образа, сформировать способность к эстетическому восприятию как предпосылку к актуализации и формирования потребности прочитать художественное произведение, создать оптимальные условия для осознания авторского художественного образа и использование его в собственной творческой деятельности.

Как свидетельствуют современные отечественные исследования литературного развития учащихся 11 класса, "Развитие читательских интересов идет по линии сочетание понятийных обобщений. Концептуальный подход к изучению литературы осуществляется в сознательном использовании основных принципов анализа идейно-художественного своеобразия художественных произведений, в осознании неповторимости творческой индивидуальности писателей, к чему готовили учеников на протяжении всего предварительного изучения литературы. На всех этапах изучения конкретного произведения (вступительные занятия, уроки интерпретации и анализа, обобщение материала на заключительных занятиях) особое значение в формировании целостного понимания художественной литературы имеет внимание к замыслу автора, к его концепции времени и человека, к воплощению этой концепции в системе образов и структуре произведения. Развивая способность школьников к образных и понятийных обобщений, активизируя использование системы знаний и понятий, важно сохранить элемент наслаждения. Он связан в первую очередь с интересом к художественному миру автора, с воспитанием эстетического восприятия, является основой художественно-эстетической активности, положительной мотивации в обучении" [3].

По количеству морально-этических проблем, затрагиваемых Олесь Гончар в своем романе, пожалуй, сложно найти равный ему в литературе XX в., недаром Є.Сверстюк назвал его "одним из самых гуманных произведений". Эти проблемы пронизывают весь роман, читаются во многих цитатах из него:

• "Нет лучшей страны, чем правда...";

• "Вокруг... ломаются копья в ежедневных баталиях, что их ведут строители с браконьерами...";

• "Никогда не думал, что столько в нас мошенников. И еще плутов такой высокой квалификации...";

• "...тогда я большой, когда я в работе!";

• "В конце концов, что на этой грешной земле еще остается человеку, кроме улыбки неба и ласки солнца?";

• "Душа города, чем она спит?";

• "А в чем же твоя душа увековечит себя?".

М. Кудрявцев отмечает: "Главный конфликт произведения - это столкновение высокой духовности, человечности, правды с лицемерным фарисейством чиновников и карьеристов, с казенной безсердечністю бездушных, самовлюбленных бюрократов, это, в конце концов, борьба светлых сил нашего народа за сохранение своих национальных корней, исторической памяти, за истинный гуманизм, против беспамятства, нравственного и духовного банкротства, против лжи и приспособленчества" [5, 122].

Именно в таких эпических полотен, в которых затронуты вечные проблемы, достижение которых учащимися требует целостного взгляда на художественное произведение, глубокого проникновения в текст, и принадлежит роман Олеся Гончара "Собор". Хочется верить, что, наперекор всем "нововведением", он останется интересной страницей в истории украинской литературы XX века, о нем будут помнить поколения наших потомков, ибо в этом произведении - зерна духовности нашей нации.

Не вянут красные гвоздики, положенные заботливыми руками студентов и преподавателей филологического факультета Запорожского национального возле мемориальной доски Олеся Гончара, возле входа в главный корпус университета. В их душах прорастают зерна духовности, посеянные им. Наверное, несмотря на всевозможные трудности в нашей жизни, они будут нести эти ростки потомкам, и будет жить творчество Гончара в наших повседневных добрых делах.



Литература

1. Гончар О.Т. Сочинения: В 7 т. - К.: Днепр, 1987. - Т,1. - 550с.;Т.7. - 656 с.

2. Украинская литература. Программа для общеобразовательных учебных заведений с украинским и русским языками обучения. 5-12 кл./ Сост. М.Г.Жулинський, Р.В.Мовчан и др. - К.: Перун,'2005. - 201с.

3. Богданова О., Леонов С, Чертов В. Методика преподавания литературы // http: /www.slovesnik.ru/Tbooks/index3.phtml

4. Гуменный М. Олесь Гончар: Книга для учителя. - К., 1991.

5. Кудрявцев М. Чтобы не сгинули зерна... (Духовные и морально-этические аспекты литературы: Курс лекций). - Каменец-Подольский: Оіюм, 2003. - 208 с

6. Погребной А. Олесь Гончар. - К., 1989.

7. Сверстюк Есть. Собор в лесах // Дивослово. -

1998. - № 5.