Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

11 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

МИХАИЛ БУЛГАКОВ

Борьба добра и зла в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Добро и зло... Понятия вечные и неразделимые. И пока жив человек, они будут бороться друг с другом. Добро будет «открываться» человеку, освещая ему путь к истине. Не всегда носителями добра и зла бывают разные люди, особой трагичности приобретает эта борьба, когда она происходит в душе одного человека.

Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» посвящен борьбе добра и зла. Автор в одной книге описывает события двадцатых годов нашего века и события библейских времен. Действия, происходящие в разное время, объединены одной идеей - поисками истины и борьбы за нее. Перенесемся в далекий Єршалаїм, во дворец прокуратора Иудеи Понтия Пилата. «В белом плаще с кровавым подкладкой» появляется он перед человеком лет двадцати семи, у которого «руки связаны за спиной, под левым глазом синяк, в углу рта - запекшаяся кровь». Человек этот - звали его Иешуа - обвиняется в подстрекательстве к разрушению єршалаїмського храма. Арестант хотел было оправдаться: «Добрый человек! Поверь мне...» Но его «научили» соблюдать этикет: «Крисобій вынул кнут и... ударил арестованного по плечам... Связанный мгновенно рухнул наземь, как будто ему подрубили ноги, захлебнулся воздухом, лицо его побледнело и глаза сделались безтямними...»

Трудно не согласиться с тем определением, какое дал себе прокуратор: «жестокое чудовище». Понтий Пилат живет по своим законам: он знает, что мир разделен на властвующих и подчиненных им, что формула «раб подчиняется господину» незыблема, значит, господин имеет право судить всех и вся. И вдруг появляется человек, который думает иначе: «...Рухнет храм старой веры и спорудиться новый храм истины». Более того, этот «бродяга» смеет предлагать: «Мне пришли в голову кое-какие новые мысли, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более, что ты производишь впечатление очень умного человека». Он не боится возражать прокуратору и делает это столь искусно, что порой приводит Пилата в замешательство.

У Иешуа своя жизненная философия: «...Злых людей нет на свете, есть люди несчастливые». Арестант показался интересным прокуратору. В его невиновности прокуратор убедился сразу. Конечно, речи его немного крамольные, но зато «бродяга» имеет чудесное свойство снимать головную боль, которая так мучает прокуратора. И у Понтия Пилата уже сложился план действия: он объявит Иешуа сумасшедшим и вышлет на остров в Средиземное море, туда, где находится его резиденция. Но это оказалось невозможным.

Иуда Искариот обнаружил такие сведения о «сумасшедшего», что наместник кесаря не имел права не казнить его. Иешуа казнен. Почему же мучается прокуратор? Почему ему снится сон, будто он не послал на казнь бродячего философа и целителя, будто они идут вместе по лунной дорожке и мирно беседуют, и он, «жестокий прокуратор Иудеи, от радости плакал и смеялся во сне?» Могущество Понтия Пилата оказалась кажущейся. Он трус, и совесть мучает его.

Но как связаны єршалаїмські главы с основным содержанием романа? Большое количество как явных, так и тончайших параллелей связывает изображение Єршалаїма двадцатых годов первого века и Москвы двадцатых годов двадцатого века. Герои и времена, что в них описаны, вроде бы разные, а суть одна. Вражда, недоверие к людям инакомыслящим, зависть царствуют в мире, который окружает Мастера. Их обнаруживает Воланд. Воланд - это художественно переосмысленный автором образ Сатаны. Сатана и его помощники творят зло. Их цель - выявлять сущность явлений, высвечивать, усиливать, выставлять на всеобщее обозрение негативные явления в человеческом обществе. Фокусы в варьете, проделки с пустым костюмом, который подписывает бумаги, таинственное превращение денег в доллары и прочая чертовщина - это обнажение скрытых пороков человека. Становится понятным смысл фокусов в варьете. Здесь происходит испытание москвичей на алчность и милосердие. На конце представления Воланд приходит к выводу: «Ну что же... они - люди как люди. Любят деньги, из чего бы те ни были сделаны - из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны... ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... Обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их...»

Вечное стремление людей к добру неодолимо. Прошло почти двадцать веков, а олицетворение добра и любви - Иисус Христос жив в душах людей. Мастер, главный герой романа, создает роман о Христе и Пилате. Христос для него - это личность, которая страдает и мыслит, утверждает достоинство бескорыстного служения людям, несет неоспоримые ценности в мир.

Маргарита в романе является носительницей огромной поэтической и вдохновенной любви, которую автор назвал «вечной». И чем более непривлекательным, «занудным, кривым» предстает перед нами переулок, где эта любовь возникает, тем более необычным оказывается это чувство, вспыхнувшее «молнией». Маргарита борется за Мастера. Посещая Великий бал полнолуния, Маргарита при помощи Воланда возвращает Мастера. Вместе с ним под раскаты очищуючої грозы она переходит в вечность.

Уйдя от нас, Мастер оставил нам свой роман как напоминание о том, что наши нравственные проблемы решать нам самим.