Статья
Интерпретация библейских тем и образов поэтами-шестидесятниками
Г. Витрикуш, аспирантка Каменец-Подольский
Переосмысление истории человечества часто в художественном творчестве происходит через обращение к вечной книги - Библии. Находя в Писании противоречия, художники по-разному подходили к толкованию библейских сказаний: часто усугубляли значение образов и сюжетов, проектируя их через распространенные эпитеты и метафоры, иллюзии и реминисценции, иронию и сарказм и т.п. в настоящем и еще раз увековечивая. Нередко появлялись и отрицание библейских истин, и протест против божьей воли.
По убеждению украинских поэтов, характерной чертой нашего народа является его религиозность. Большой духовной помощью и спасением выступает вера в Бога и евангельские добродетели и пророчества. Понятие Бога в творчестве Л .Костенко расширяет свое значение. Переосмысливая образ Господа, поэтесса изображает его как в положительных, так нередко и в негативных тонах. С одной стороны, это Бог, который создал красоту мира, с другой же - всесильный властелин, что эту красоту разрушает. Так, Микеланджело Буонарротті равный Богу, который создал небо и землю и остался не до конца довольным, так как полностью так и не смог себя реализовать;
Он Богом был.
И он создал свой мир.
И отвернулся: все было плохо [3, с.225].
Образ Бога как властелина мира, который установил законы жизнедеятельности человека в раю, аллегорически проецируется на советскую действительность. Социализм и коммунизм - это тот заветный рай, который стремились создать вожди путем бесконечных запретов и ограничений. В "Райской элегии" картина рая, где уже ничего, кроме запретных плодов, не родит, и Ева из этих фруктов варит варенье, возвышается до образа-символа. Когда Бог спрашивает первую женщину, почему она нарушает закон, она отвечает, последними словами ярко намекая на современность:
- На то ж оно, Господи, и лето, чтобы плоды поспевали. И что же ты создал за мир?
Еще же нет ни человечества, ни прессы, ни головліта,
а цензура уже есть, и есть запретный плод! [С, с 170]
По мнению В.Панченка, стихотворение и носит автобиографический характер: "Картина рая, в котором "уже ничего не родит", а если какой-то плод и появляется, то сразу становится "запретним", изображенная Линой Костенко так, что вся эта старо-новая библейская история о "репрессированную Еву" выдается аллегорически-прозрачным автокоментарем поэтессы до всего, что определило ее собственное положение на рубеже 1960-1970 гг." [С, с.59].
Изгнание из рая первых людей в стихотворении "Кара" Симоненко - это обретение свободы. В жизни в каждом проклятии можно найти радость и хорошее зерно, потому что окончание чего-то одного всегда является началом чего-то другого. Но человеку свойственен страх перед всем новым и неизвестным. Грусть Адама и Евы поэт передает сравнением с облаком. Они еще не знали, что такое воля и что, живя без запретов, смогут реализовать самих себя:
Адам ходил хмурый, словно туча,
В отчаянии кривила Ева рот,
Потому что еще не знала эта наивная пара,
Что и жестокая месть и кара
Дороже всех утраченных щедрот! [12, с.63]
Интересной является интерпретация соблазнения Змеем первых людей в "Чернобыльской Мадонны". Драча. Почему искуситель обрезает по спирали кожуру с яблока и вырезает зерно, то, что является самым здоровым и самым важным в фрукте? Не потому ли, чтобы люди не вкусили настоящего познания, не познали настоящей истины, а узнали только какую-то частичку?! Поэт подчеркивает, что Змей "срезает кожуру по спирали - Зеленый виток из-под ножа его течет, И зовется он познанием..." [2, с.267]. Спираль символизирует развитие мира по кругу, где все закономерно повторяется через определенные промежутки времени. Человек ест плод знания, но Змей не дао ей съесть плода подлинной мудрости. Кожура и ядро яблока остается в Змея, ему принадлежит окончательное познание, а следовательно он управляет теми процессами, которые стоят над человеческой силой, в том числе и трагедия в Чернобыле. Человек освоила и развила знания, развила настолько, что это знание превысило реальные возможности ее познания.
В драматической поэме Л. Костенко "Снег во Флоренции" видим символические образы зимы, мертвой поры года, и снега как упадка. Запрещено играть в шахматы. В монастыре два монаха выступают как образы-символы двух мировоззрений, что существовали и соревновались между собой во все времена: первый - нонконформістський, тот, который ломает запреты; второй - конформистский, тот, который боится, молчит и приспосабливается к внешним условиям. Первый монах олицетворяет стремление человека к свободе мысли и действия, к поиску, который осуществляется через преступление закона. Ева и Адам нарушили запрет Бога. Монахи нарушили запрет кардинала, который является своего рода тоже "богом". Эпоха за помощью аллюзии спроектирована на современность. Что плохого в запретной игре в шахматы? Что она развивает мышление?! Кто-то, как первый монах, играл и не боялся "богов" партии; кто-то, как второй, играл под постоянным страхом и молчал; кто, как третий, не играл, а слушался приказов старших и мог им все доносить, хоть и сам был не без греха (когда никто не видит, ночью ходил в запрещенные места). Художники выступают тоже как монахи: кто реализует свой талант, а кто-то творит только на заказ, сначала не осознавая потери своего таланта, как Флорентиец. Сюрреалистические элементы в изображении разговора Старого и Флорентийца напоминают, что собственные поступки нужно рассматривать с позиций времени, который не просто проходит, а словно переливает прошлое в будущее.
С иронией и сарказмом изображен Бог и его ближайшее окружение в поэзии "Седьмое небо". Л. Костенко воспроизводит и быт неба в деталях: кто сидит с Богом, что они едят и пьют, как себя ведут. Все дрожат перед этим властелином, потому что от его одного взгляда зависит судьба смертного человека. Гости, правда, понимают, что он такой же, как и все, сын смертных людей, а в боги попал случайно. И никто не решается это сказать в глаза. Этот Бог является антитезой к Саваофа, традиционного Бога. Он даже мощнее Саваофа, поскольку сделал из человека глину и, подогрев ее, лепит из него что хочет. Человек за правление этого Бога уже не имеет права на свободный выбор:
Что Саваоф? Старый чудак. Из глины сотворил человека. Вот так вот бог, вот мастак! Превратил ее в глину [4].
По-новому относятся писатели к интерпретации библейских образов и сюжетов. Украинские поэты-шестидесятники прибегают к описанию преимущественно позднего периода деятельности Христа, его измены, страдания и смерти. В цикле стихов б. олейника "Тайная вечеря", пишет М.Кудрявцев, "поэт ставит вопрос о долговечность и живучесть подлости, генезиса отступничества и регенератства, всех тех факторов, что в сегодняшнюю передапокаліптичну сутки разбудили и освободили найниціші инстинкты в человеке" [5, с.200]. В начале цикла идет речь о тайной вечере, как в Библии, о внутреннем страдания Иисуса Христа и его размышления над своей миссией и над невинностью апостолов и народа:
"Не ведают, что... совершится!?" -
Обожгло гневом.
Но спохватился:
"Виноваты, что им не дано?"
Вздохнул,
Всепрощенно и скорбно [8, с. 348].
Б.олийнык вслед за Лесей Украинкой ("На поле крови") выражает сомнение в гибели Иуды, прототипов которого сейчас особенно много. Поэт на основе конкретных наблюдений делает философское обобщение из библейской истории о жертвенности и любви Иисуса Христа к человечеству, которое до сих пор не раскаивается, а продолжает путь предателя. В б. олейника, по выражению С.Антонишина, "любовь и предательство всегда приобретают конкретного социального смысла" [9,с.160]. Поэт задает риторический вопрос о гибели Иуды:
Что Его распяли на епитимью всех, - То тяжелая, но - истина, люди. Только единственное грызет - пусть простится мой грех! - А действительно ли повісивсь... Иуда? [8, с.351] В.Симоненко также придерживается традиционной трактовки образа Иуды. Он утверждает, что каждому человеку свойственно ошибаться. Ошибся даже сам Иисус в выборе своих апостолов, потому что один из них его предал. Поэтому каждому не следует быть уверенным в собственных друзьях и в собственных поступках:
Ошибались не только люди, Ошибались даже святые. Вспомните: Иисус от Иуды Должен был последний поцелуй в жизни. Мы не боги, не боги, а значит, Не стоит утешать себя зря. Но, как твой промах Лишь враг видит, - Друзей у тебя нет! [12, с.67]
Описывая творческую деятельность Леонардо да Винчи, И.драч плавно переносит читателя в современность. Фигуры Иуды и Христа вечны. На картине художника Иуда уже дописан, а Иисус - еще нет. Эта символическая картина показывает, что разница между обоими заключается в том, что современники новые предтечи, еще не дойдя до своего совершенства еще не развив и не реализовав свой талант, подвергнутые испытаниям и предательствам. Образ огорченного Иисуса поэт показывает через метафоризацію:
Губ неповторимая леонардівська складка.
Брови вооруженно нависли,
В глазах полные колодцы глубокой горечи...
Но опять тот пулемет
Стреляет из глаз Иуды
По недовершеному Христу! [2, с.210]
Л.Костенко, сочиняя отречения первым апостолом Христа, подчеркивает, что Петр, в отличие от Иуды, никогда бы не отрекся своего учителя. То, что Петр, греясь при огне, на вопрос рабов и слуг фарисеев, был ли он учеником, отвечал лаконично "Нет" и смотрел вниз, стало не просто спасением апостола, а спасением христова учения. Это утверждение выражается как в риторичнім вопросе, кто будет провозглашать вечные истины дальше, так и в описании внутренних переживаний апостола. Все в жизни имеет значение. Конформизм Петра Л.Костенко показывает как действие ради будущего провозглашения вечных истин, провозглашенных Христом. Возможно, этот момент был самым болезненным в жизни Петра, потому что именно в этом поступка он постоянно раскаивался и в конце жизни за императора Нерона был распят, как желал, головой вниз:
Он руки грел и презирал Пилата.
В своем сердце плакал и скорбів.
Но огонь продолжал пылать.
И он сидел, как раб среди рабов.
Так же распнут. И кто же тогда будет нести
Святое учение в предстоящие дни? [С, с.367]
По мнению поэтессы, Иисус был предан и умирал не раз, что выражается анафорою "А потом распяли". Его предают и пытают во все эпохи, начиная от изображений в искусстве и заканчивая реальной действительностью, целыми народами и конкретным человеком, и будут дальше распинать, поскольку в гефсиманском саду вновь казармы и все народы земного шара подвержены стражданню:
А потом распяли на холсте,
в мраморе, в гипсе и в граните,
А потом распяли его во мне,
и распяли на целом белом свете [3, с.366].
Поэзия "Возле Мгарского монастыря" б. олейника
напоминает о событиях искусственного голодомора, когда было подвергнуто испытаниям и выморено многие из народа. С помощью параллелизма поэт подчеркивает, что Иисуса в тридцятитрьохрічному возрасте распяли единственного невиновного, а в 1933 году распяли миллионы невинных:
Страшное число в нечеловеческом напряжении Прожигает миры до глубины: В тридцать три распяли Иисуса. В тридцать третьим на земном кромке Распят миллионы без вины [7, с.78].
Христос, хоть и умер, является живым для народа. И живы в памяти навеки остаются те, кто погиб честной и самоотверженной смертью во имя высшей цели. Во времени противоречий первыми физически умирают морально стойкие, потому что, согласно с давно знакомой теории, выживает сильнейший. А духовно мертвые берут власть в свои грязные от чужой крови руки, подобно как наши современники, изображены с иронией:
Мертвые играют в политику, "водят козу" И девок заграницей манят. Обирают, как липку, народ и казну, Выбирают себя на гетманов. [8, с.350]
В поэзии "Прокиньсь наконец" Б.олейник обращается к каждому гражданину с призывом пробудить собственное сознание и выгнать со своей земли чужих пророков, которые якобы свидетельствуют о современное и предусматривают еще хуже будущее с целью посеять уныние среди людей - украинцев - в пользу других государств. Единственным спасением является надежда на собственные силы. Только собственным трудом народ станет народом. Поэтому поэт обращается с риторическим вопросом: неужели Христос должен делать еще и элементарные вещи для человека, выраженные метонімією "подмести дом":
Или ради того все грехи за тебя
Искупил Распят на кресте,
Чтобы ждать, чтобы Он сошел с неба
Еще и хату твою собственную подмести?! [8, с.399]
Б.олийнык по-своему подходит к учение о месте человека после смерти, отходя от традиционных христианских представлений и догматов церкви о существовании рая и ада. Если человек боролся за высшие идеалы, исповедуемые высокие ценности, жила по моральным законам, принимала все испытания и много страдала, ее автоматически Бог причисляет к небу, как Последнего Воина Великой, Священной войны. Бог говорит Петру, что ключами отпирает рай:
Он на земле потерпел такого ада,
Что Я Его простил на все времена! [7, с.82]
"Замкнутый круг" - это рассказ о перевертывание вождя на тот свет. Хоть его имя не указывается, однако из аллюзий и контекста мы узнаем Сталина. Поэт поддерживает версию, что вождь умер не своей смертью. Его отравят, как в 1947 году. В поэме говорится, что Сталин повелел священнику похоронить его возле папиной могилы. Но никто не знает, кто есть отец и, логично, как можно знать, где его могила. Когда вождь умер, по мнению б. олейника, его прах похитили, и где на самом деле его похоронили - до сих пор неизвестно. А под кремлем похоронили двойника Сталина, как это часто делалось в Советском Союзе, и в других странах. Когда душа выходит из тела, по православным верованиям, она попадает в рай или в ад. Сталина с его грехами не принимает ни рай, ни ад. Автор изображает это через символический образ замкнутого круга:
Он стука в ворота дни и ночи подряд,
Чтобы уздріти отца хоть с порога.
Но каждый раз отвечает Апостол:
- Тебе сюда заказан путь. -
И денно и нощно неумолимая карма
Его по замкнутому кругу гоняет.
И тяжчої нет на свете кары
Тому, кого уже и ад не принимает [9, с.З].
Стук души вождя в двери рая тревожит лишь Одного. Только Христос вздыхает: за кого же был он распят, не за греховную человека? Бог-отец понимает, что он сам положил на плечи сына задача уничтожить мир, что он сам определяет и знает наперед судьбу человека, но грехи этого человека превзошли предел прощения:
В тот миг Всеблагий отложит скрижали,
Где пишет судьбу мира и человека.
И, тепло взглянув на своего Сына,
Который прошел все муки и печали,
По-отечески вздохнет.
И пишет дальше... [9, с.З].
Образ Пилата трактуется поэтами-шестидесятника-мы, как в Библии, только с переносом в современность, со всеми ее ситуациями и новинками. В "Чернобыльской Мадонны" Драча "от радиации Пилат умывает руки..." [10, с.267]. На фоне эпохи, по наблюдениям Л.Костенко, далеко не все готовы принести себя в жертву, зато не все готовы умыть руки, то есть отречься от ответственности и спрятаться перед будущим судом и истиной. Л.Костенко не употребляет известного высказанного сначала Пилатом фразеологизма, зато выводит свой собственный "рябить в глазах", указывая на распространенность явления:
Христос не знаю может где и есть
Зато в глазах рябит от Пилатів [3, с.267]
Драч говорит о значении художественного" творчества, показывая в образе блудного сына заблудшую советскую литературу. В стихотворении "Матери от блудного сына" эпиграф поэт берет слова Поля Элюара о сути поэзии - вернуть словам первостепенное значение. Лирический герой - художник, который, подобно блудному сыну, возвращается домой. И.драч верен национальным традициям. Сын возвращается не к отцу, как в притче, а к матери. Со времен Киевской Руси, да и раньше, наши предки считали мать первоосновой жизни. В поэзии образ матери возвышается до символа: это величие и неподдельность искусства, до которого настоящий художник идет на протяжении всей жизни. Почему поэт - блудный сын? Потому бродит, сочиняя не так и не то, не от сердца, даже если сам этого не желает.
Поэзия "Блудный сын" более обобщающего характера. Это символ украинского народа. В физическом падении блудного сына американского варианта видим глубокий духовный упадок. И снова навстречу выходит мать. В памяти встают картины природы, которые символизируют нравственное возрождение и возвращение к детской невинности. Параллельно предстают два мира, естественный и искусственный, созданный человеком XX века, в котором естественное начало может и не выжить: "В Лос-Анджелесе, просто на газоне, мужчина Упал в траву ничком. Над ним ревут такие железные кони И небо стонет от железных птиц..." [10, с.226]. Д.Пав-личико видит в образе блудного сына украинской эмиграции разных лет, которая добровольно, то через политические и экономические обстоятельства, эмигрировала, постепенно впитывая в себя иностранную культуру: "Кажется, нет в современной поэзии трагичнее образа, как тот американский незнакомец, заблудший сын нашего народа." [2, с.6]. Поэзия идейно близка к "Каменного креста" В.Стефаника.
Поэты переосмысливают немало интересных эпизодов и из Ветхого Завета. Говоря о всемирный потоп, причиной которого стали проступки и грехи людей, стоит упомянуть поэму П.Мовчана "Потоп". А б. олейника на размышления над этой библейской историей налаштосує дождь. Он обращается с риторическим вопросом к человечеству: неужели нельзя покаяться без наказания, неужели нужно истребить почти всех, чтобы воцарились мир и согласие в обществе:
...Род человеческий, измученный в тяжбе,
Ненавистью загнанный в окопы,
Неужели же к разрыву тебе
Надо еще и второго потопа?! [8. c364]
Подобные ценности уже посеяны и в Украине. І.Андрусяк ("истинно говорю тебе - зима...") и І.Римарук ("Глосолалии") в постмодернистском стиле перелицовывают на современный лад о нашу действительность слова Иисуса "Истинно говорю вам...". Б.олийнык в стихотворении "то Ли мир с ума сошел, - пусть бы путь его хватил...", сравнивая разные эпохи, через средства параллелизма и иронии говорит, что когда-рабынь брали насильно в плен и продавали из Кафы, а теперь украинки добровольно идут в плен; когда Иисус выгонял продавцов из храма, а теперь его последователи призывают к торговле в храме:
То некогда торгашей с их страмом и товаром
Выгнал из храма Иисус, чтобы и дух не кишел!
А сегодня владыки желают в храмах
Под растерянные колокола новых торгашей. [7, с 131]
Писатели черпают из Библии не только отдельные сюжеты и образы, но и разнообразные жанровые формы. Так, псалмы берут начало от царя Давида и имели место в творчестве многих авторов разных эпох и народов (Вардесан., Августин, Мономах, Д.Заточник, К.Туровський, М.Ломоносов, Г.Державин, Ф.Глинка, А.Хомяков, М.Язиків, странствующие дьяки, г. сковорода, п. гулак-Артемовский, м. Шашкевич, м. максимович, т. Шевченко, п. тычина, П.карманский, Б.-І.Антонич, М.Філянський, Є.Маланюк т.д.). Л.Костенко в "Давыдовых псалмах", сохраняя традиционный тон и пафос, перепевает первый, шестнадцатый и двадцать второй псалом, намекая на современность, о чем В.Сулима говорит так: "В Псалме 16-м (поэзия Лины Костенко отражает примерно половину библейского текста) в афористичной форме повторяется мысль, которая высказывалась и в предыдущем Псалме - о достойные и недостойные пути человеческие. За такими строками и для автора, и для читателей советской Украины возникали имена реальных людей - писателей, художников, деятелей науки, которым приходилось даже в послесталинские времена виважувати свою совесть на весах различных соблазнов - воспевать КПСС или упорно отмалчиваться, карабкаться по лестнице должностей и привилегий или оставаться на периферии жизни советского социума, но знать, что на земле останется твой труд и твоя жизнь не будет попрано ни людьми, ни Богом." [13, с.37].
Надежда на лучшую жизнь, по крайней мере в потусторонней жизни и жизни будущих поколений, надежды на справедливость как окончательную победу истины и добра добавляют уверенности лирическом герое в поэзии б. олейника "Не погаснет высокая мощь Днепра..." сказать: плохие силы не смогут выиграть в извечной борьбе со светлым началом:
Сатана, перевернувшись в лавочника, . Наши души не зманить на дело кривое, Пока есть на земле хоть одно зернышко добра И надежда на Второе Пришествие живет. [8, с.355]
Лирический герой поэта часто видит апокалиптические видения. Еще глубже, чем в поэмах, написанных накануне 1990-х годов, Б.олийнык прослеживает незаметное влияние иностранной культуры на человеческую психику, цель которого - искоренить в человеке историческую память, оторвать ее от традиций, превращая в космополита, заменить в ее сознании вечные ценности преходящи и антигуманістичні, ведь тогда такой человек будет прекрасным орудием для достижения каких-либо целей. Лирический герой поэта стремится напомнить человеку и всему народу, кто мы есть и кем должны быть. Вообще, Б.олийнык, как никто из современных писателей, верит в идеал и стремится, чтобы народ поднимался по ступенькам духовного обновления. В этом проявляется неоромантична тенденция мышления поэта. В стихотворении "Знак водолея" художник обращается ко всем украинцам с призывом к покаянию, которое уже нет на когда откладывать, а также с оговорками перед духовными искушениями и опасностями, в частности, предательством. Уже наступает время раскаяния и справедливости, уже наступает другая эпоха. Поэт призывает омыться в воде, образ которой издавна символизирует очищение, и быть бдительными - за художественное вещание, насыщенное фразеологічними высказываниями и метафоричністю:
Омивайся, Украина, в крестной воде.
И бди в оба глаза, православный люд,
Чтобы тебе под одерную на святом суде
Из-под ошуйці не прокралось козлище иуд. [8, с.413]
Современный поэт І.Римарук подчеркивает, что история в наше время повторяется частично и используется только негативный опыт. В стихотворении "Рождество" видим, что естественность ситуации прихода Бога в мир себя изжила, уже никто не ждет его прихода, не верит в истину и не спешит к младенца. Религиозность человека-современника - это лишь показуха, а на самом деле греет дитя минотавр, в образе которого прослеживается аллюзия на страшную и даже убийственную психологию современника, который управляет миром, словно лабиринт:
умножается заря
в твердых снегах в зеркальных стенах
и с дороги сбились
трие цари в маскхалатах [...]
обогрелось младенца
под боком у минотавра [13, с.28]
В.Симоненко называет изобретателей и обладателей атома "варварами с космической эпохи" [20, с. 33], которые умеют профессионально маскироваться и играть роль благородных господ, на самом деле служа только одной цели - иметь деньги и властвовать. Произведение "Курносый барометр" - это предостережение. В аллегорической форме рассказывается о питекантропов и генералов XX века, которые потеряли всякий страх то перед природой, перед Богом, правят миром, все поедают и мечтают превратить будущие поколения на роботов и уничтожить целые народы. Еще за 24 года до трагедии на ЧАЭС поэт предостерегает современников пророческими словами хора генералов:
Одичавшие от крови нации
Будут щирити клыки, словно зверь,
И здихатимуть от радиации .
В роззявлених пастях нор. [12, с 100]
Обладатели атома жаждут славы Герострата. Устами Герострата, что есть живой и над всеми и к тому же держит в горсти атом, выражается угроза уничтожить все, "чтобы обессмертить свое имя" [20, С.70]. Преждевременная и неестественная смерть - возможные последствия изобретение атома, эта идея выражается в горьком душевной боли лирического героя поэта в стихотворении "Неужели?", переполненного риторическими вопросами:
- Неужели?
Снова умирать нецелованным?
Опять будут гибнуть не зачаты?
И снова голодные могилы
Насытят свое черное брюхо? [12, с.78]
За судьбу человечества, по мнению Симоненко, ответственен каждый из нас, ведь каждый хочет жить здоровой полноценной жизнью:
Мы виноваты, что мелеют реки
И плешинами светят берега,
Что где духовные обсыпаются калеки
И вырастают наши враги. [12, с 102]
Мы имеем право умереть сами,
И хочешь не хочешь - когда повмираєм,
И надо затямить себе на уме,
Что мир сохранить от водородных громов
Мы с вами обязанность имеем! [12, с.78]
Но слышат люди голос вопиющего поэта?! Разве слышат голос матери-земли, переполненной скорбью?! Разве слышат крик XX века?!
А люди веселятся, словно дети,
Палачам поют гимны холуи,
И генералы мечтают посадить
На всей планете атомные рощи.[12, с.71]
Страшная картина аварии на ЧАЭС. В этом море смерти от радиации в поэзии "Крик Чернобыля" Мать Божья, которую Б.олийнык узнает в образе современницы, пытается спасти ребенка:
Только Пречистая Дева с профилем Лины Костенко В простудженій церкви собой малыш зігріва. [7, с 86]
И. Драч вспоминает несколько образов Мадонны, начиная от матери Иисуса, полотен известных художников к изображению в нескольких вариантах Мадонны атомного возраста. Самая большая трагедия этой последней Мадонны заключается в том, что она уже никогда не сможет родить здорового ребенка, а значит человечество обречено на гибель. С одной стороны, вина в этом лежит на плечах науки, с другой же - женщина за чрезмерной феминизации сама избавилась от собственной женственности и самому главному своему призванию - дарить новую жизнь. Так, трактористка ответственно выполняет свою задачу, распахивая чернобыльский грунт с радионуклидами. Внуки забыли о морали и совершают акты вандализма. Скифская Мадонна не может родить, как и скифская баба Л.Костенко, а крещатикская Мадонна "от Ирода себя не уберегла." [2, с.278].
Поэты-шестидесятники часто прибегают к интерпретации библейских тем, образов и мотивов, подтверждая или опровергая тезисы Святого Писания и всегда проводя параллели с другими эпохами и особенно с современностью.
Список использованных источников
1. Антонишин С Поэзия Бориса Олийныка на роковой грани // Отечество. - 2004. - №5-6. - С158-163.
2. Драч И. Письмо до калины. Поэзии: Для ст.шк.віку. - К.: Радуга, 1994.- 286 с.
3. Костенко Л. Избранное. - К.: Днепр, 1989. - 559с.
4. Костенко Л. Седьмое небо //www.kostenko.electron.com.ru/menu3_1_1 02.html/20.03.2008/15:50
5. Кудрявцев М. "В гибкий время глобального безплоду..." Размышления над поэзией Бориса Олийныка // Чтобы не сгинули зерна... (Духовные и морально-этические аспекты литературы: Курс лекций). - Каменец-Подольский: Оіюм, 2003. - С.176-206.
6. Горизонты: Сборник худ. произведений для внеклассного чтения в 8-м кл. /Сост. Р.І.Вітренко. - К.: Советская школа, 1991. -319с.
7. Олейник Б. Книга о матери: Стихи / Вступительное слово М.Луківа. - К.: Днепр, 2004. - 192 с
8. Олейник Б. Стою на земле: Стихи и поэмы. - К.: Колодец, 2003. - 696 с
9. Олейник Б. В замкнутом круге. Поэма // Литературная Украина. - 2006. - 14 декабря. - С.З.
10. Павлычко Д. На уровне вечных партитур // Драч И. Письмо до калины. Поэзии: Для ст.шкіл.віку. - К.: Радуга, 1994. - С.5-10.
11. Панченко В. "Народу терновая веточка...": Диптих о поэзии Лины Костенко. - К.: Радуга, 2005. - 63 с
12. Симоненко В. В твоем имени живу: 36.: Для среди, и ст. шк. Возраста. - К.: Радуга, 1994. - 350 с
13. Сулима В. Милостью божьей // Урок украинской . - 2000. - №2. - С.36-37.
14. Современная украинская литература конца XX в. - начале XXI вв.: [Для ст. шк. возраста]: / Упорядкув. Текстов, передм., подготовка науч.-метод, материалов І.М.Андрусяка. - К. Школа, 2006. - 464 с.
|
|