Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

11 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

МИХАИЛ БУЛГАКОВ

Фантастические образы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Михаил Булгаков - писатель с необычной судьбой: основная часть его литературного наследия стала известна миру лишь через четверть века после его смерти. При этом последний его роман - «Мастер и Маргарита» - принес автору мировую славу.

На мой взгляд, своеобразие романа «Мастер и Маргарита» заключается в том, что он требует от читателя выхода за пределы повседневных эстетических представлений и сведений. Иначе часть художественного смысла романа остается невидимой, а некоторые его страницы могут показаться не более чем порождение странной фантазии автора.

Дьявол был нередким гостем на страницах литературы двадцатых годов, его сразу «узнавали» читатели. Внешнее сходство с Мефистофелем была подчеркнута и именем «Воланд», которое встречается в «Фаусте» как одно из имен дьявола. Спустя десятилетия, во время авторских чтений, реакция была уже совсем другой. Изменился литературный и общественный фон: углубилось и осложнилась роль Воланда в завершенном романе, который становился, как сознавал сам автор, итогом его драматической судьбы. Слушателями владела огромное напряжение, желание понять, «что бы это значило». Необходимо заметить, что Булгаков в своем романе достаточно точно описал неузнаваемость Воланда всеми, кроме Мастера и Маргариты. Будто завбачуючи реакцию читателя, автор устами Мастера рассказал, что тот пробовал читать свой роман «кое-кому, но его и половины не понимают».

Первые слушатели романа - современники автора - были чрезмерно сосредоточены на разгадывании Воланда, напуганные невольными ассоциациями, к которым вела их всемогущество героя в наказании одних и поощрении других персонажей романа. Для меня же «сатанизм» Воланда очевиден так же, как и божественность Иешуа. Ведь из этого следует, что Воланд - герой отрицательный. Возможно, мое мнение ошибочно, но я считаю, что это не так. Человек обязан знать свои недостатки, познать самого себя, увидеть в себе отрицательное. Должна сказать, что, судя по собственному опыту, это очень трудно, потому что зло способно спрятаться в самых потаенных уголках подсознания, просто исчезнуть, едва показавшись, и даже принять видимость добра. И в этом случае встреча с Воландом необходима. Он «вывернет» душу и «вынет» из нее наружу все то, о чем не подозреваешь сам. Да, это не всегда приятно, скорее, всегда неприятно. Это может довести человека до отчаяния и даже оставить ума, но это необходимо каждому из нас.

Создавая фигуру Воланда, Булгаков опирался на огромную литературную традицию, которая сменила средневековые представления о дьяволе и злых демонах, иначе сформировав, как писал В. М. Жирмунський, «загадочный и сложный, опоэтизированный и фантастический мир сверхъестественных существ... бессмертных, но открытых страстям и страданиям, а главное - неподвластных однозначной оценке с точки зрения традиционных критериев добра и зла. Эти существа оказываются таинственно связанными с человеком: она Может вступать с ними в общение и даже подчинять своей воле, хотя бы на время». Автор романа опирался на древние книги, которые раскрывают сущность добра и зла - Ветхий Завет, Талмуд, на многие другие, далеко не в полном объеме нам еще известных. Там он нашел, очевидно, и такую функцию Воланда, которая удивляет сегодняшнего даже искушенного читателя: почему именно Воланд выполняет волю Иешуа относительно судьбы Мастера? Ведь в Ветхом Завете Сатана еще не враг Бога и людей, которую в Новом Завете, а земной администратор божественного правосудия, нечто вроде судебного исполнителя. Исследования показывают, что здесь, как и в древневосточной книжности, место Сатаны определяется нередко как место управителя мира, то есть вещей земных и временных, в противовес тому, кто ведает вечным и духовным.

Итак, подводя итоги, хочу заметить, что Воланд - фантастический персонаж. Но когда нам необходима встреча с ним, мы всегда найдем его в себе. И он всегда подскажет, за какое дело, совершенное нами, мы обязаны отвечать, чтобы это зло не росло, множилось, не превратилось в глобальную катастрофу.