Стиль выдающегося поэта О.Стефановича в литературоведении определяется как "своеобразный симбиоз неоклассики и символизма" [3, 152]. Особенности его стиля, безусловно, накладывают отпечаток и на прин-ципы эстетического применения слова, характер словоупотребления, способы построения метафор, функционирования подтекста, они отражаются также и на образном осмыслении лексемы серебро, одной из ключевых в текстовом пространстве лирики поэта.
Семантическое поле, которое образуется вокруг слова серебро и его производных, можно охарактеризовать как многоярусную структуру. Самый низкий, базовый ее уровень формируется благодаря использованию существительного и производного от него серебряный в значениях, принятых в загальномовній системе для названия цвета, сравн.: Рыба блестела против луны белой, как серебро, чешуей. Н.-Лев. [8, 9, 619].
Случаев ударение словам серебро, серебряный только колористической признаки в О.Стефановича совсем немного. Семантика цвета в этих базовых лексемах актуализируется при условии ее поддержки другими словами с цветовым значением. Преобладает у поэта такое употребление, когда словесный образ становится состав ним, синкретическим, объемным. При этом на базовую цветовую признак, как правило, наслаиваются вторичные, конотативні элементы, по своей природе качественно-оценочные. Так, семантика цвета серебра в общественно-языковой практике вызывает ассоциации с сиянием. Уподобление света серебру достаточно традиционное в поэзии, хоть у каждого писателя оно приобретает индивидуальные черты, сравн.: Холодное серебро с высоты из-за облака несется. Сосюра [8, 9, 619]. Естественно, что О.Стефанович в своей поэтике опирается на этот устоявшийся языковой опыт, одновременно развивая его. Он создает такое контекстуальное окружение, в котором типовое образное значение слова обогащается новыми смысловыми и эмоциональными оттенками: лексема начинает обозначать не просто блеск, а сияние божественного, священного. Вихоплене из таинственного мира библейских аллегорий, слово вступает в функции знака, за которым скрывается множественность глубинных сакральных смыслов. В стихотворения "Зачатия" серебряный уживается с качественными смысловыми осложнениями, неся в себе семантику и сяєва, и белого, светлого цвета, который в Библии символизирует премудрость Божью, истину, свет, ясность, чистоту, творческую силу, гармонию. В то же время это слово частично сохраняет связь со своим материальным, тоже отраженным в Библии значением, поскольку серебро использовалось по Божьему замыслу для построения священной "храмини" [Выход, 26-27]:
Ослепительно были крылья, Взяли в серебряный шатер... [9, 205] Значение святого символа приобретает и лексема серебро, редко употребляемое в русском языке и поэтому поэтическая в О.Стефановича: название металла в поэзии "Фрагмент из "Преображения" метонімічно перебирает на себя признаки его сяєва, того блеска, который излучала фигура Иисуса Христа:
И над ними мерк уже Он, Смеркалось уже серебро [9, 209]. Оттенок таинственности, исключительности и торжества в семантике слов серебро, серебряный образуется в их сочетании с лексемами, связанными с реалиями ночного неба с луной, и с самой ночью как временем суток. Ночь с ее загадочностью неслучайно стоит в одном ряду с воплощением божественных сущностей. Как убедительно доказывает М.Новикова, "Ночь мощнее, "естественней", "космічніша" от дня [...]. Ночь более первична от дня. Во всех міфосюжетах о сотворении мира первоначальное состояние бытия, хаос описывается как Мировой Мрак[...]" [7, 28].
Луна и звездное небо ночи, принадлежа к так называемым поэтизмам, продуцируют в О.Стефановича метафоры высокого содержания. Экспрессивная их насыщенность обеспечивается, помимо других факторов, повтором доминирующей ноты: В серебре луны серебряные лебеди,
Серебряные лебеди в серебряной воде... [9, 230] Ассоциация лунного света с серебром достаточно устойчива в языковом сознании автора: Только хлеба, хлеба созревшие, И месяц серебром оплива... [9, 22] А месяц стал и светит, как нанялся, -
Течет огнем, приходит, как роса... Он оттого так тяжело и поднимался, Что столько серебра нос в небеса. Вверху горит, пылает світлоликий, Внизу гудят, вызванивают пруды - И ночь плывет под п'яную музыку, Облитая серебром с ног до головы [9, 36]
Контраст торжественного, приподнятого со згрубілим, нарочито приземленным в последних строках лишь обостряет желаемый высокий поэтический эффект. Приведенные метафоры семантически сверхсложными, они образуются в несколько этапов смысловых преобразований. Первый этап стал для языковой практики уже привычным: говорящие создают высказывания, субъекты которых свет, сияние сочетаются с предикатами, відображально "чужими", то есть такими, что в прямых значениях "приписаны" другим классам субъектов. Эти предикаты "рекрутируются" из функционально-відбражальних групп глаголов, связанных с именами, обозначающими жидкость в определенном агрегатном состоянии [1, 165]: светом сплива, облитая светом с ног до головы. Следующий этап создание образа - метонімізація: металл берет на себя черты света и блеска, что от него исходят. Эти приемы обеспечивают приведенным метафорам-загадкам определенную уречевленість, предметность.
Образ серебряного месяца О.Стефановичем воплощается еще в другой форме - через отрыв признаки, реальной или метафорически осмысленной, от предмета. Таким образом образуется соединение абстрактного существительного с прилагательным, указывающим на цвет предмета (месяца). В целом в поэзии начала ХХ в. таких тропов порівяно мало [5, 89-90], и следовательно, О.Стефанович выступает здесь как новатор. Эти метафоры метонімічного содержания у него ярко индивидуальные, присущие только ему:
Получается месяц - знает, видит, Что время на серебряную стражу [9, 227]. Месяц озеро гладит, ласкает, Месяц с озером серебряный взял брак [9, 230]. Всем подобным метафорам с ключевым словом-"избранником" месяц и сопровождающим его серебряно-белой колористике присущ высокий экспрессивный потенциал. Его природу интересно раскрывает Т.Ковалевська: "...відтінкова парадигма белого цвета, - говорит она, - через ассоциативные связи с такими понятиями, как древность, драгоценность, врода" и благодаря экспрессии фактов вторичного именования продуцируют мелиоративную направленность, которая в свою очередь актуализирует идентичны диспозиційні семи в структуре и транспонируют в контекст своеобразную двойную экспрессию" [4, 22]. Углубленная, усиленная мелиоративная экспрессия в О.Стефановича создается контекстными факторами: использованием слов ласкать, ласкать, обозначающие действия, которые вызывают положительные эмоции, слова брак, которое имеет оттенок особой торжественности и приподнятости, потому что обозначает таинство, священное единение двух людей. Отсюда переход в О.Стефановича до мотива единения священным браком стихий, - словесного образа, в котором, можно считать, чувствуется отголосок симбиоза языческой и христианской религий в поэтическом сознании автора, сосуществование элементов различных верований, в целом характерно для ментальности украинцев.
Случаев ударение словом серебряный только колористической признаки в О.Стефановича совсем немного. Семантика цвета в базовой лексемі актуализируется в производных при условии поддержки этой приметы другими словами с цветовой семантикой: усы золотые, багряные круг, злотний ус, к этой же семантической (колористической) признаки тяготеет кровь луны (обозначение красного цвета):
Как блисли усы золотые Под кровью месяца впідповні... Опять на поляна между облаков Багровое викотилось круг... И снова блиска серебряное лоб И злотний ус горит как жар... [9, 121] Поэзия О.Стефановича поражает не только формальной и семантической сложностью метафорических образований на основе слова серебро, но и утонченностью восприятия внутренним зрением, благодаря чему становится возможным появление в тексте удивительного оксиморона. Так поэтично осложняется название цвета через органическое сочетание в образе признаков, несовместимых на бытовом уровне, в результате чего образуется новое смысловое качество и возникают необычные, неожиданные соединения типа сріблість желтая, которые подают реальные признаки в их движении, динамике. Взаимодействие трех цветов - седого, серебряного и желтого - создает грандиозную картину взаємопереходу цветов, их текучести, гибких переливов на ночном небе:
Встал месяц-рог. Гонит облака,- Закрыли седыми сріблість желтую [ ...] [9, 225] В своих сложных, изысканных метафорах О.Стефанович все равно опирается на языковую практику, развивая и обогащая ее. В частности, серебро устаканилась в речи в описаниях снегов, зимы, психологически его образ ассоциируется с холодом, незрушністю, спокойствием, и именно с такой установкой создается метафора поэта:
Про солнечную красоту Не мечтай - Дай сердцу, природо, Спокойствие. Шарлатную барму Изменения, - Пусть серебро и мрамор - Зимы [9, 196]. В этой строфе О.Стефановича органично, глубинно взаимодействуют и лексические, и синтаксические уровне; особой экспрессивной выразительности приобретают стихотворный синтаксис, элементы фоностилістики, ха терність віршового размера. Первое противопоставление сразу бросается в глаза, поскольку оно оформлено через рим сходных по звучанию слов, отличающихся только одним согласным в начале слов и дополнительным звуком в конце второго слова (барму и мрамор). Это противопоставление колористическое, ведь устаревшее шарлат - это пурпур [8, XI, 413], а барма - это барва [7, 31]: пурпурная краска противопоставляется белой, которая является признаком серебра и мрамора. Вынесены в отдельную строку и тем самым акцентированные слова не мечтай, спокойствие, зимы, актуализируя в значении слов серебро и мрамор семи застылости, каменной невозмутимости, способствуют оформлению в тексте еще одного противопоставления, более глубинного: солнечной красоты и холодной красоты занімілої зимой природы. В позиции однородности серебро и мрамор взаимно усиливают признаки друг друга.
Как отмечалось выше, за серебром закрепились ассоциации с холодом снегов, а за золотом - с солнцем, теплом его лучей: это соотнесение не случайное, а глубоко укоренившееся в сознании говорящих, поскольку его источником является языческие мифологические представления наших предков:
Скоро износишь свою пышность, Вместо пурпура оденешь мрамор, Оденешь серебро вместо золота - Поэтому цветы не напрасно [9, 59]. Та же смысловая поляризация, что и в рассмотренном выше тексте, оформленная здесь в несколько другой способ: не два синонимичные элементы в единстве (однородности) противостоят другим, а каждый из двух синонимов образует свою антонімічну пару. Надо учесть то, что в фигурах синонімізації и антонімізації здесь выступают конкретные существительные, что в языковой системе невозможно. И в поэзии, став образами и приобретя тем самым качественно-оценочного значения, они получают способность выражать и общие понятия, и противоположные проявления качества, свойства, состояния предметов. Схему антонімічних отношений между этими метафорически принятыми словами и концептами, обозначенными с помощью соединений, можно представить так:
Пурпур - мрамор Злато - серебро Красный цвет - цвет белый Солнечное сияние - снег Тепло - холод. Подсознательное объединение автором пурпура и золота в одном ряду вполне закономерно: ведь, по словам Т.Зуєвої, "золотой цвет отделился от понятия о красный. Общее для них - идея рождения; для красного - животных и человека, для золотого (сонцеподібного) - земли" [2, 28]. Непосредственно белый цвет контрастирует только с черным и отнюдь не с красным, и если учесть, что именно они символизируют в народном мировоззрении (красный - жизнь, а белый - смерть), становится понятным их противопоставление в этом стихе.
В О.Стефановича особенно усиливается сэма холода, потенциально присутствует в значении слова серебро, его синонимом лед: Уже месяц холодный такой, Словно целый - из серебра и льда [9, 31]. Поэт строит синкретическую индивидуальную метафору, в состав которой входит слово серебряный, и при изображении конкретных реалий, передавая в одном словосочетании и сияние серебра на стекле, и вычурность растительных узоров в человеческом воображении:
Кем это нарисовано На окнах серебряный сад [9, 32]. Зрительные метафоры, сочетая цвета серебра и лазури, передают естественную, прозрачную гармонию цветов и транспонують в текст экспрессию приподнятости, праздничности, торжественности. Мотив единства высокой лазури и серебра развивается в тексте, становясь его нервом:
Как окрилено окрепла Ярость ветра весенняя, Когда взрывами серебра Захлебнулась высота! [9, 172] Конотативна сэма свежести в смысловой структуре слова серебряный усложняется в решении нового поэтического задача, которая заключается в объединении стихий космоса - небесного (высоты) и земного (реки) - и подачи авторского видения его безграничность:
О, любо тебе [солнце - Л.Д.] Любит их по купели в волнах, - Из серебряных объятий В злотні объятия принимающие [9, 49]. Ключевое слово серебро и производные от него, определяя одну из важнейших стилевых парадигм О.Стефановича, втягивают в свое смысловое поле и оказіональні образования. Выражение (как) серебряно везде предоставляет базовой признаку экстенсивного развития: поэт будто дистанцируется от образной названия предмета - серебряного снега, луны, зимних узоров на замерзшем стекле, реки - и прикладывает это свойство до всего мира. Существительное серебро и слова семантически-образного поля автор употребляет для выражения не только зрительных, но и звуковых свойств. При этом он отталкивается от общепринятого в речи переносного значения, что воплощает "мелодичность, звонкость, чистоту (звука, голоса, смеха и т.д.)" [8, IX, 619]. Неслучайным является эта ассоциация в стихотворении "Музыки", где серебро становится воплощением самой музыки:
Скрипка пением, серебряным пением залилась [...] Пение серебром льют на улицу с бугра [...] [9, 231]
Просто в душу серебряный пение мне плывет! [...] Скрипка льет серебром [...] [9, 232] И автор не останавливается на уровне общеупотребительного, а поэтически превращает устоявшиеся языковые модели, прибегая, в частности, к персонификации серебряного пения:
Ой обрадовался, забился серебряный мне птица, Ой, мигает мне, рябит у меня в глазах! [9, 232] Радостные эмоции, которые связаны со зрительным восприятием, с праздничным сиянием, блеском серебра, переносятся и на звучание. Коннотация радости, ощущение чего-то приятного, светлого в слове серебряный настолько устойчива, настолько вросла в семантику слова, что украинские лексикографи, в отличие от российских, подают ее даже как отдельный лексико-семантический вариант с пометкой перен. со ссылкой на О.Гончара - серебряные сны [8, с. 621].
Со всплеском положительных эмоций больше связан в О.Стефановича в его годовом цикле стихов приход весны. В стихотворении "Небеса в воду..." метафоры, что своим основанием имеют метонімічний перенос и выполняют в тексте роль гиперболы, не только по-особому подчеркивают обилие счастливых чувств от пробуждения природы, но и передают особенность звучания лебединого пения:
Небеса в воде - в синим неводі... "Юг, юг вон! Вон наш рай растет!" - Захлебнулись криком радости Белые лебеди.
Серебро началось всеми трубами - В третьем небе где-то эхо катится, А сады из воды встают кучами
День золотится [...] [9, 35] Даже лирическая зарисовка, посвященная отлета журавлей осенью, звенит светлой стилевой нотой. Этот настрой, поддержанный в контексте поетизмами лазурь, светлая заря, народнорозмовним синонимом слова журавли - веселик, резко контрастирует с закрепленной в повседневной языковой сознания ассоциацией пения птиц, что снялись в теплые края, с минорной мелодией. В частности, именно так, в русле традиционной ассоциации, воспринял Б.Лепкий курлыканье улетающих журавлей как исполненное грусти прощания с родной стороной, как предчувствие гибели на чужбине. В О.Стефановича, в отличие от устоявшейся ассоциации, журавли не унывают, а рассыпают игру своими криками:
Где-то высоко голубизной заливается, Где-то высоко голубизной захлебывается - Кру-кру, кру-кру, кру-кру... Не говори: "Журавли выбираются", А скажи: "Это веселик с нами прощаются, На юг снялись, как на светлую зарю,
Серебряных криков рассыпали игру" [...] [9, 24]. Образ серебра, с которой традиционно связываются позитивные эмоции, экстраполированные в текст, служит для создания поэтом его особой картины мира, в которой царит гармония во всем, даже в печальном отлете журавлей за океан, в изменении тепла холодной зимой.
Радостные чувства окрашивают метонімічні метафоры: в словосочетании серебряная труба в обрисовке душевного состояния определение является не только названием материала, а воплощением красоты музыки: Поет серебряная в душе труба. Душа цветками, как клумба, цветет [9, 187].
Пор.також: И долго еще в пространствах В хорал сливались один Органные рокоти моря И серебряные трубы сирен [9, 172]. Слова труба, трубы в подобных конструкциях обозначают не сами музыкальные инструменты, а образуемые ими звуки. В эпитете серебряный сэма звучания поддержана другими словами с этим смысловым ком понентом: хорал (гимн), органные рокоти, петь. Мелодии в последней строфе возникают в сознании автора и реципиента удивительно волнующими и торжественными; помноженные масштабам моря, они воспроизводят звук необычайной силы и могущества. Благодаря объединению в контексте с образами мифических сирен, которые своим пением заманивали мореплавателей с целью погубить их, слово серебряный приобретает еще новых обертонов, выражая предчувствие опасности. Весь этот комплекс сложных образов О.Стефановича вызывает в воображении величавость и радость гармонической силы водной стихии.
Как истинный мастер стиха, О.Стефанович озвучивает картину взволнованного моря не только через призму смысловых и эмоциональных оттенков слова, но и через тонкую инструментовку. Так, для цитируемой строфы соотношение гласных и согласных равна соответственно 30:41, то есть коэффициент вокализма составляет около 0,7. Среди согласных 22 звуки - сонорные, аллитерация которых, особенно р (9 из 22) создает выразительный музыкальный аккомпанемент образу бури на море, рокотанню ливня и ветра. Вполне уместно, как видим, есть замечания Б.Бойчука и Б.Рубчака по звукопису у поэта: "Вообще алітераційна мастерство Олексы Стефановича - это необыкновенно пышная и крепкая снасть" [10, 80].
Рассмотренный в статье материал подтверждает мнение многих исследователей о символистские предпочтения О.Стефановича, оказываются, как мы убедились, в стилистических тенденциях поэтического вещания. Его словесные образы, в частности образы серебра, являются сложными по структуре, которая объединяет метафорический и метонімічний переносы, и содержат глубокий символический подтекст, поражая своей загадочностью, таинственностью. Устоявшиеся в языке переносные значения центрального слова усложняются в тексте новыми смыслами. Через изящную гармонию контекстуальных отношений ключевое слово реализует разнообразные позитивные конотативні семи, связанные с радостью: блеск божественного и эмоции приподнятости, торжественности. Эти ноты являются доминантными, потому что даже неподвижность и холод в О.Стефановича воспринимаются как мимолетные, такие, что предвещают в скором времени приход тепла и движения, а опасность выглядит величаво на фоне величественной природы.
Литература Бацевич Ф.С., Космеда Т.А. Очерки по функциональной лексикологии. - Львов: Свит, 1997. - 392 с. Зуева Т.В. Волшебная сказка. - М.: Промэтей, 1993. - 240 с. Ильницкий М. Stephanos Олексы Стефановича // Колокол. - 1993. - № 2-3. - С.150-157; см. также: Салыга Т. Крест Олексы Стефановича // Отечество. - 1994. - № 1-2. - С. 121-127; Мишанич О. "Вечный трубач борьбе..." (О поэзии Алексея Стефановича) // Мишанич О. Возвращение. Литературно-критические статьи и очерки. - К.: Обереги, 1997. - С. 225-233.
Ковалевская Т.Ю. Цветовая экспрессия поэтизмам // Пути повышения эффективности практического курса украинского языка и воспитание читательского мастерства: Материалы обл. міжвуз. конференции. - Одесса, 1992. - С.61. Кожевникова Н.А. Словоупотребление в русской поэзии начала ХХ века. - М.: Наука, 1986. - 254 с.
Новикова Н.А. Предисловие автора // Украинские заговоры / Сост. М.Н.Москаленко. - К.: Днепр. - С.7-29. Словарь украинского языка: В 4 т. - Т.1. Сост. Б.Д.Грінченко. - К.: Наук.думка, 1996. - 496 с. Словарь украинского языка: В 11 т. - К.: Наук.думка, 1970-1980.
Стефанович А.К. Зібр.твори. - Торонто: Евшан-зелье, 1975. Цит. по: Череватенко Л. "...Так, как еще никогда, солнце упало с неба" // Днепр. - 1990. - № 10. - С.77-80.
|
|