Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Олекса Стефанович
ПОЭЗИЯ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЮ И ПОСВЯЩЕНИЯ (Олекса Стефанович)


Творчество Олексы Стефановича относится к величественного произведения поэтов Пражской литературной школы, основной чертой художественного мировоззрения которых является идея утверждения украинской независимой государственности. Она звучит в поэзии Юрия Дарагана, Евгения Маланюка, Леонида Мосендза, Юрия Липы, Оксаны Лятуринской, О. Ольжича, Елены Телиги, а теоретически обоснованная в трудах Дмитрия Донцова, издателя журнала "Вестник", в котором печатались почти все эти писатели.

Олекса Стефанович, философ по своей художественной натурой, углубляется мыслью и чувством в внутренний смысл идеи государственности, обращается к первым ее истоков и проецирует их на современную эпоху. Так, за всю двадцатилетнюю творчество поэта проходит образ языческого бога Перуна, который является символом идеи украинской государственности, утверждением ее безсмерттия и победоносности. Перун грозно вступает в нелегкую борьбу в защиту своей свободы и чести, не склоняясь перед врагом, перед тем, кто пытается уничтожить и унизить его:

Ревет и стонет Днепр в мгле,
Земля содрогается, как в трясцях...
И шепчут испуганно в селе:
"O, он никогда им не дастся..."
("Сон Перуна", Прага, 1924).

Идея, защитником которой выступает Перун, продолжает волновать сердца и умы людей на протяжении многих веков:

Плывет, древней силам,
Грозы прапервісної полон,
И часто-часто его лодка
В наши стука берега.
("Перун", Прага, 1941).

Сила этой идеи дает вдохновение поэту, возносит его творчество в високоартистичних достижений нашей литературы.

Родился Олекса Стефанович 5 октября 1899 года на Волыни, в селе Милятин, что недалеко от города Острога, которое известно своими давними национальными традициями. В этом благословенном крае, где каждый метр земли дышит славой предков и их высоким духом, рос будущий украинский поэт. Отец Олексы Стефановича был священником, поэтому и сына отдал в Житомирскую духовную семинарию, которую тот окончил в 1919 году. Идеи советской власти оказались чужими и далекими для Стефановича, поэтому в 1922 году он оказывается в Чехо-Словакии, где продолжает обучение, вступая на философский факультет Карлова университета и посещая литературно-художественные курсы в Украинском свободном университете. Живет и работает в Праге, пишет стихи, а также защищает докторскую диссертацию на тему "а. метлинский как поэт" (1932 г.). В 1944 году, когда в Прагу подошли советские войска, Олекса Стефанович, спасая собственную жизнь и волю, покидает Прагу и эмигрирует в Германию, где проживает до 1949 года. А потом его пристанищем стал американский город Буффало, где поэт и умер 4 января 1970 года.

Жизни Олексы Стефановича была полна постоянных духовных поисков и глубоких размышлений. Он жил очень одиноко, круг его знакомых и товарищей было ограниченным и узким, ощущение страха и мания преследования со стороны советской власти до самой смерти не оставляли поэта.

Первый сборник произведений Олексы Стефановича "Поэзии" вышла в Праге в 1927 году. Вторая, и последняя, прижизненная сборник "Stephanos I" увидела свет в пражском издательстве "Днепровские пороги". Даты появления в книге не представлены, а сам автор называет годом издания 1939-й. Рукописи сборников "Stephanos II" и "Кінцесвітнє" были подготовлены автором, но увидели свет уже после его смерти в издании "Олекса Стефанович. Собранные произведения" (Торонто, 1975), благоустроенные Б.Бойчуком, со вступительной статгею И. Физера. В это издание вошли также самые последние поэзии Стефановича и те, которые печатались лишь в периодике.

Еще в начале творчества Олекса Стефанович сформулировал свое главное творческое кредо, которым обозначена вся его дальнейшая поэзия. В стихотворении 1923 года "Нехорошо" видим символический треугольник - солнце, огонь, кровь, - который является носителем главной идеи поэта. Центральный образ треугольника - солнце, которое "так, как еще никогда", "упало с неба" и стало источником героического начала и стимулом к новой жизни. Оно породило огонь, которому поэт дает Гераклітового значение источника преобразований и бурного возрождения. Огонь несет идею власти и духовной силы, что является главными факторами освобождения от сил зла. Но кровь стремится уничтожить огонь, принести его в жертву собственной мощи:

Чтобы море огня залляти,
Вылили море крови.
Много крови, много,
И совета не даст огневі, -
Вот-вот он прорвет запруды
И хлынет по всему небу.

Языке глубинных символов говорит поэт о неистребимой идею свободы, которая принесла в Украину величественное духовное возрождение и стала мощным фактором в стремлении украинцев к собственной независимого государства. В этом же 1923 году был написан стих "Кінцесвітнє", пронизанный темными образами "пащек пропастей" и хаоса, который "вдоль и вширь" летают над землей. Это символический образ тех злых сил, которые наводнили Украину, уничтожили ее государственность. Но сердце поэта не мирится с тяжелой недолей и зовет на борьбу, в омут героизма.

Через все творчество поэта проходит идея утверждения украинской государственности. Автор задумывается над ее первоисточниками, этапами ее развития и становления, останавливается и на современном ему этапу ее обнаружения. Национальная традиция формирования этой идеи восходит к Перуновых времен, к эпохе Святослава, когда "загнаны Русский гвоздь в цареградский мур" ("Вечная слава", Прага, 1940). Эту идею подхватила и понесла дальше сутки гетманщины:

Слава вечная Конашевичу
За поход его на Москву.
Слава гетману Выговскому...
("Вечная слава", Прага, 1940).

За эту идею выступает украинский народ на борьбу и в ХХ ст.:

И віквічно пребудь прославленная
- Божьих воинов тебе салют! -
Измордованная, окровавленная
Победа Базара и Крут.
("Вечная слава", Прага, 1940).

В сознание художника бьет идея неистребимости украинского государства, и он обращается к тех эпох, которые являются источником формирования национального менталитета, до тех образов, которые наиболее существенное представляют украинскую психику.

В.Державин по поводу обращения художника к определенному образу отмечает: "...для настоящего поэта образ как таковой есть основа и загадка. В таком случае модернизация образа окажется обусловленной глубоким политическим интересом и интенсивным общественным чувством авторовим; что же до первоначального исторического облика, то он исторический том, что та или и историческая эпоха воспринимается автором эстетично (не как историк, а как художником)" ("М.Зеров и украинский клясицизм").

Историческая традиция формирования украинской государственнической идеи проходит в творчестве Стефановича через образ дохристианской эпохи - Перуна, через образ княжеской эпохи - Святослава, через образы времен казачества - Конашевича и Хмельницкого. Эти образы выхваченные из эпох становления и цветения украинского государства, попытку продолжения которых видит Олекса Стефанович и в своих современниках - художниках Пражской литературной школы, а в частности в Юріеві Дарагану и О. Ольжичу. Поэт лично знал этих людей, жил с ними одной духовной жизнью и пророчески почувствовал их физическую смерть:

В дверях во сне явился,
Тихо стал на пороге
(Так когда Дараган
В время мира в Боге)...
("В дверях во сне явился...", Миттенвальд, 1946).

Стихотворение посвящено А. Ольжичеві, о нем поэт писал: "...сон, что приснился мне, видимо, в минуту его смерти и вызвал в моей памяти бывший, очень подобный сон о смерти Юрия Дарагана" (Олекса Стефанович. Собраны произведения, Торонто, 1975, с, 251).

Этих поэтов объединяет культ героизма, культ воина и идея свободы, которые являются главными факторами утверждения независимой украинской государственности. И это является доминирующей чертой их художественного мировоззрения, тем, что объединяет целую литературную школу - Пражскую. Именно это Стефанович считает самым ценным в творчестве А. Ольжича: "Из всего того, что Ольжич в своем поэтическом наследии оставил нам про Украину, может, говоря его словом, - найвагітніше:
"Государство не творится в будущее,
Государство будуеться сейчас".
Вкарбуймо это в сердца и головы" (Олекса Стефанович, "О.Ольжич (К портрету)". Собраны произведения, Торонто, 1975, с, 251).

Дмитрий Донцов называет Стефановича "правдивым бояном старого Киева", О. Ольжича - "бардом апокалиптической битвы за киевскую "Империю двух материков", е. маланюке - "апологетом Киева как "степной Александрии", а Печерской лавры как "второго Капитолия", Ю.Липу - "певцом Св. Софии", Елену Телигу - "поэтессой огненных границ" (см.: Д. Донцов, "старокиевский путь!"), вдохновителем которых является "поэт украинского рыцарства" - Тарас Шевченко.

Эти художники провозгласили идею украинского государства, создателем которого является воин, сильный духом, который поведет за собой не толпу, а сознательное общество, воспитанное его национальной идеей. В этом смысле культ воина художников Пражской литературной школы близкий к "сверхчеловека" немецкого философа Ф.ницше своей огромной внутренней силой, жизненным героизмом и к "новоромантика" Леси Украинки, который "презирает сам не толпа, а тот рабский дух, что заставляет человека в охотку залічувати себя к толпе как чего-то стихийного, что поглощает, нивелирует, стирает индивидуальности, приносит ее в жертву инстинкту, стадности" (Леся Украинка, "Об искусстве"). Воин, сильная личность, стремится видеть не толпу, которая руководствуется инстинктами, а сознательное общество, нацию, которая идет за ним на борьбу за утверждение собственного независимого государства. В творческом произведении Алексея Стефановича есть два стихотворения "Молитва". Первый был написан в Праге в 1926 году, а второй - ровно через двадцать лет в Миттенвальде. Первый - это просьба к Богу за Украину, "к стопам склоняюсь чьих", второй - за ее борцов:

Вы, кем ведено бой,
Верные Симон, Евгений,
Вы, без счета и ймен,
Ты, прозрачный Олег, -
Всех крылом нас покрой,
Михаил Святой,
Божий Стратеже!

Поэт верит в силу своего народа, в его победу, потому что "народ" "не судимым, а судьей" станет в будущем.

Так всех поэтов Пражской школы объединяла идея, ради которой они жили и творили. И в священной борьбе за эту идею "может сломаться - тело, но никогда - дух" ("Просто. Не идти справа...", Прага, 1936). Это парафраза из Ольжичевого: "...будь проклято мое тело, что слабее дух мой". Стефанович мечтает и хочет, чтобы эта борьба не была напрасной, а вследствие

Чтобы Орлом поднялось Жизни...
("Княгиня металлическая", Прага, І938).

Несмотря на то, что Стефанович жил и писал в эмиграции, Украина остается центральным образом его творчества. Из далеких краев он наблюдает за ее жизнью, за теми перипетиями, которые она переживала. И это находит отклик в его творчестве.

Б.Рубчак в предисловии к изданию "Поэзии, старые и новые" Натальи Левицкой-Холодной говорит о "пражанський" экспрессионизм. И эта черта является присущей и творчества Стефановича: факт из истории или современной жизни является толчком к художественного переживания его автором, способом проявления индивидуального творческого "я" поэта, его субъективной позиции. Реальность в поэзии Стефановича становится результатом художественного осмысления действительности. Так, например, на голод в Украине 20-х гг. поэт откликнулся циклом стихов под названием "Голод". Автор описывает именно чувство голода, стремясь показать его в мире природы, а уже потом в мире людей:

Над горизонтом брюха черных туч
Распухли, отекли кручами,
(...)
...хата в вишнях стала пустотой.
(...)
Сын вырывает хлеб у матери:
"Кришинку, мама... Мама, дай!"
И без ножа не оторвать ей
От себя сына... Горький конец!

В центре поэтического произведения Олексы Стефановича стоит не сам исторический факт или событие из современной жизни, а чувства и переживания, вызванные ими в душе поэта. Война 1941-1945 гг. вызвала в поэзии Стефановича этого периода образ неба, которое "раскололась", что на него со всех концов идут темные тучи:

Нет облакам конца -
Одна темнее, чем вторая.
("1941-1944", Прага, 1942).

И на этом небе появляется образ воина-защитника на "белом коне":

Верный, Правдивый,
На суде справедливый
И на войне,

Глаза - яровые пламена,
В многоті диадем,
Имя, на нем явлено,
Знает лишь он оден.
Одежда кровію зрошен,
Кровь оросила всего.
Имя его -
Слово Божье.
("С Апокаліпси (XIX, 11-15)", Прага, 1942).

Правдивое слово поэта - это тот меч, с которым он выступает на борьбу против зла и несправедливости. Образ меча из всех поэтов-пражан характерным является для Стефановича и Оксаны Лятуринской:

Меч из ножен обоюдоострый оголюй,
затинай, чтобы земля загудела.
(О. Лятуринская "На Юрия").

Только этот меч, справедливый и сильный, может преодолеть врагов. Еще древние римляне верили в то, что железо меча, которое ассоциируется с Марсом, способно уберечь от злых сил. Это символ свободы и силы, священное оружие рыцаря, защитника от черных сил зла. Меч для художников Пражской литературной школы - их поэзия, что является носителем духовной энергии, силы и вечности в борьбе за утверждение собственной независимой государственности.

Олекса Стефанович - мастер слова и стиха. Марина Антонович-Рудницкая в статье-воспоминаниях "О поэте, что не умер весь" (Слово, сб. ОУП, Нью-Йорк - Эдмонтон, ч. 4,1970) пишет: "Главная примета Стефановича-поэта, которая в первую очередь отличает его от других, это упорное и последовательное, почти невероятно подробное выработки стихотворения. Стефанович буквально чеканил, шлифовал, цизелював не только каждое слово по музичности каждого его состав и звука, а еще пытался передать умышленными изысканными соединениями согласных с гласными драматическое напряжение, соответствующее содержанию стихотворения. Он искал для каждой темы якнайвідповіднішу форму, состав, ритмику, рифмы и поэтические образы. Даже стиль и характер языка змнінюються согласно историческим фоном, сутками, случаем или настроением, надо было в данном произведении передать. Его отдельные стихи переходили десятки редакций, вариаций и изменений. Он, собственно, никогда не переставал искать окончательной, идеальной формы своего поэтического выражения".

В четкое и тщательно отшлифованное слово вкладывает поэт великой и неистребимой мнение и идею, которая делает его художником, говорит устами народа, который стремится быть государственной независимой нацией.

Оксана СЛІПУШКО