На помощь учителю
Д. Есипенко,
бакалавр
Киевского
национального университета
им.
Тараса Шевченко
"Бог - это единственное существо, о которой я не
могу сказать, что это - "я",но я также не могу сказать, что Он -
Другой по отношению ко мне..." [Романо Гвардіні; 4, 82]
Большая роль украинских (и не только
украинских) писателей заключается в формировании морально-этической и эстетической
культуры читателя. Творчество классика украинской лііератури Василия Стефаника - это
приобщение к вечным ценностям украинского народа и общечеловеческих. По
происхождению, видением своего общественного и художественного назначения он -
писатель выразительно национальный Широким с круг и неизменной - актуальность его
мировоззренческих представлений о вечных вопросах человеческого бытия. Выявленные в эпистолярии
и новеллах авторские концепты порой опережают идейно-философские поиски суток.
(Концепт - сквозная, главная мысль; выразитель идеи, ментальной культуры,
мировоззрения; имеет более широкое семантическое охват, чем символ; является "объективно существующим", в отличие от "понятия" -
результата договоренности между людьми.)
По этим признакам его творчество принадлежит
до мирового культурного достояния. В этой статье предпринята попытка осветить
отношение писателя к религии и определить неоднозначность и модификацию
его представлений о Боге в течение жизни. Материалами до рассмотрения указанного
вопрос есть биографические факты, воспоминания современников Василия Стефаника и - в первую
очередь - его собственные размышления, высказанные в эпистолярии.
На развитие религиозного сознания, как и вообще
на становление личности Василия Стефаника, определяющее влияние оказала мать. С
ней связаны самые дорогие воспоминания детства, она всегда занималась им
больше всего. Любовь писателя к матери была настолько сильной, что он разорвал
сношения с отцом, который женился второй раз после смерти первой жены.
Уход в вечность матери стал трагедией
всей жизни Василия Стефаника.
"Из дома я ехал так, что за собой не
оставлял ничего, только мамин гроб, а перед собой ничего не видел. Мігєм растаять
посреди дороги и не возвращаться, и дальше не идти... Я цілював сухие руки моей мамы
и студеное лоб и слышал-ем над собой метель жизнь без света "[13, 196-
197].
Творчество для Стефаника стала жертву
матери, воплощением его любви, признательности и памяти о Ней. "Наробилася круг
меня, набідилася. А теперь я для нее работаю. Мои чувства и моя фантазия только
на й услуге. Я так долго буду работать, вплоть й гроб запру в своей голове и
и тогда она ме иметь найкрасшу могилу" [13, 201].
В чем же причина, что уже и взрослым Василий
Стефаник тянется к матери (к воспоминаниям о ней), как в детстве? Во всех его
упоминаниях она - воплощение любви и справедливости в мире, который всегда был
жестоким. И уже когда Теміда моєго папу, моих родных, моих учителей была слепа,
она становилась в обороне моей и не только моей, потому Теміда й видюча", - пишет
он своему польскому товарищу В. Морачевському [13, 173].
Однако иметь не только воплощала
справедливость для мальчика, она научила его верить в истину и добро. Несмотря
трагическую настроєвість большинства произведений писателя, в них всегда слышится
внутренняя сила жизни и правды, надежда на перерождение мира.
Из воспоминаний Василия Стефаника узнаем,
что в их семье каждый вечер перед сном непременно произносили "Отче
наш" (за этим следила именно мать). Вероятно, самым большим праздником и утешением для
малого Василия был Сочельник Рождества Христова. В письме к В.Мо-рачевського он
вспоминает эти самые яркие детские воспоминания: "Ади так себе думаю за те боли и
надежды и радости. Сочельник рождественский. Под небо, помєжи дома, под окнами -
маленькие мальчики колядуют (я давно также ходил с ними). Как серебряные дзвоночки, как
те серебряные звезды с неба, как когда бы они над деревней пели. То ребята. В одной
доме теленок родился на рождество. Папа, мама, дети смотрят и радуются,
а ребята колядуют, а помєжи их головы звезды сквозь окна в дом уходят. И
радость, радость - всем радость. Как я колядовал, как маленький мальчик в доме
цілював теленок в шею. Ой радость, надежду - рождество святое" [13, 128].
Ощущение святости, радости, света в
Святой Вечер будут сопровождать Василия Стефаника всю жизнь. Значение коляды -
радостного известия о рождении Христос-ста - осознается им как духовный
связь людей и Неба, в течение многих поколений верующих. В.Коста-щук вспоминает
посещение дома Стефаника на Рождество 1930 года. Приглашая гостей к праздничной
ужина, хозяин просил спеть колядки: "...колядуйте, потому что сегодня
Г!здво. Но вы, люди, заколядуйте мне старой, такой, которой колядовали еще ваши
дєді...
...по столу поплыла древняя-древняя коляда:
То
как Семен на горе пахал, радуйся! Радуйся, земле, Сын Божий родился нам!"
Песня, сразу несміла, охрипла, срывалась
все сильнее, колисалася под такт качания седых голов...
Стефаник тронут, в глазах блестять
слезы. Подходит к голов при столе, целует в седой чупер". Летние, уже
седые хозяева тронуты и восхищены песней, как в детстве.
Василий Стефаник говорит о нравственном и
эстетический феномен народного почитания христианского Праздника в течение уже
многих веков: "Глядящими где-то далеко, говорит нам:
- Вы, молодые, хватайте эту коляду и прячьте
ее в свои пазухи, как самое дорогое сокровище. Эта коляда вяжет нас с тысячелетием, так
пели еще за Владимира Великого. Так из поколения в поколение вплоть до нас:
"Радуйся, земле, Сын Божий родился!" Или вы в этих простых, древних
словах и в этой прекрасной мельодії, которая плывет с тех мужицких груди, не слышите
той три радости Нашей Земле родился Сын Божий?". (Василий Костащука.
"Рождество у Василия Стефаника" (Воспоминание) [6, 163]).
На протяжении всей жизни - и особенно
в конце его - Василий Стефаник возвращается мыслью к своему детству как к
времени заложения основ нравственного воспитания, создания мироощущения и
принципов поведения. Такие воспоминания есть также импульсом творчества,
оптимистично-жизнеутверждающей основы. Вытворяя-вышивая черной нитью художественное
жизнь персонажей, Стефаник все же хочет быть автором животворных новелл,
"здоровлєм Украины"[13, 172].
Мы упоминали выше о сыновнюю образа на
отца после его второй женитьбы: вскоре после маминой смерти. Однако Василий
сумел пересилить свой гнев: он вспомнил все то добро, что ему сделал отец:
"А я папу теперь аж полюбил, ибо доныне я его не любил. Напомнил-ем себе, как
он приезжал ко мне в школу. Спал со мной и держал мою голову целую ночь на
правой руке. То такая рука, по сегодня никогда не замучилась. Я полюбил своего
папы и радуюсь"[13, 167]. Любовь и уважение, пятая христианская заповедь,
победила: "Почитай отца твоего и мать твою...".
Интересные свидетельства об особенностях
соблюдение Сте-фаником предписаний жизнь христианина находим в воспоминаниях Богдана
Лепкого (Б.Лепкий. "Три портрета. Франко -- Стефаник - Оркан"; [9]).
Эти упоминания касаются краковского периода жизни обоих писателей. Богдан
Сильвестрович, который сам происходил из священницької семьи, критически отзывается
о такую сторону характера соотечественника: "В церковь не ходил, но не могу
сказать, чтобы в Бога не верил. Все подавал себя за холопа, за ґаздівського сына.
Чтил традиции мужицкие, к которым в первую очередь относится вера и церковь.
... помню, что после смерти мамы, на
праздники, был в церкви, пришел вместе с нами на гробы и праздновал по всем
предписаниям традиции..." [9, 88]. Именно после смерти матери, во время тяжелого
морального слома, как никогда острая потребность Василия Стефаника искать опору в
вере.
Определенные основания для выводов о
пренебрежение Стефаником формальным соблюдением христианской обрядности в
Лепкого были. Сын Василия Семеновича, Кирилл вспоминал, что их с братом (Юрием)
не было окрещено до исполнения ему шести (брату - пяти) лет. И то
сделано это было лишь из-за того, что была необходима справка для поступления в
начальную школу [14,419].
Жизненный опыт подсказывал писателя
ему, что порой лишь соблюдение формы - не "духа" - христианского
вероучение приводит к обратному эффекту. Он говорит о соблюдении
прихожанами поста. Речь идет не о духовном очищении через победу плоти, а о
невероятное физическое истощение: трудом и голодом. Пост не является воздержанием от пищи в
первую очередь. Кроме того, должны быть определенные послабления для беременных в его
соблюдении. Примерно такие мысли Стефаника звучат созвучно современным
рекомендациям православной церкви. Но в начале XX в. здоровьем матери и
ребенка не очень заботились. "Многие, особенно женщин, постятся страшно,
некоторые и слабые постятся и тем самым убивают себя. Наши батюшки, хотя бы из
религиозных предписаний, должны хорошо считать, кто должен поститься, а кто нет. Мне
кажется, что больший грех, как мать, защищая ребенка, зіслабне и умрет, а за ней
ребенок, чем такой пост" (статья "Жолудки наших рабочих людей и
читальни" [12, 55]). Сохранение жизни и рождения нового важнее
формальное (голод) соблюдение поста.
Подобные взгляды Василия Стефаника,
воплощались в его поведении, выдавались довольно радикальными в то время. Собственно,
его общественно-политическая активность и выражалась в принадлежности к партии радикалов.
Она - эта партия имела значительную популярность среди "мужиков" и многие
врагов среди польского и ополяченого духовенства. Фактически определенное время
происходила борьба между ксьондзами и радикалами за "идеологический
контроль" над крестьянами. Стефаник даже определяет это противостояние словом
"война": "Радикалы уже несколько лет как случились войну с попами...
Они (попы - Е.Д.) призывают поєзуїчених василиан на миссию и призывают не
читать радикальных журналов, не объединиться в радикальные общества и не дружить
с известными радикалами. Зато закладывают братства сердца Иисусова, присылают
свои книжочки и миссионерскую газету... получается молодому попу ясно как на ладони,
что кто-то должен те общества разбивать и что мужики очень непобожний
народец..." ("Молодые попы" [12. 70]). В словах Стефаника
скрывается определенная ирония. Рядом с мнением о якобы "нечестью"
крестьян он замечает, что "во всех наших церквях каждое воскресенье полно мужиков",
которые слушают Слова Божьего. Причина доброжелательного отношения людей к радикальной
партии - это то, что "она объединяет в себе всех бедных и обиженных и
терпеливых" [12, 71 ]. В то время как герои очерка - молодые попы - посбрасывали
трираменні кресты, позаводили братства зегса иегизошедо ("Иисусова
сердца" - Е.Д.) іхотять церковь СПСЛЬЩИТИ". Здесь имеем Стефаникове и
народное чувство национальной идентичности именно через свою, православную, веру. Этот
национально-духовный императив - добро - на пользу нации и всему человечеству -
находит отражение и в творчестве писателя [5, 148].
Вольнодумство, радикальность Василия
Стефаника во взглядах на жизнь - что вполне естественно - проявляются в юном возрасте.
В одном из писем своих корреспондентов писатель даже пишет о
мистически-инфернальную природу своего творчества: "...каждая моя мелочь, которую
я пишу, граничит с безумием... пишу на то, чтобы прийти ближе к смерти, - и
когда вы пишете, что я сижу на кладах, то это правда, и те сокровища есть заклятые, я
их відкопую и попадаю в руки черта" [2, 225].
Однако сомнений в религиозности отца сын
Василия Стефаника Юрий не имеет: "Его отношение к Церкви всегда было
доброжелательное. Он никогда не выступал против духовенства... Часто ходил, пока мог
еще ходить, к русівської церкви, хоть т.н. практикующим христианином не был.
Сельскую политику он всегда вел в согласии с местным священником [15, 72].
Малоизученными и особенно интересными в контексте вопроса
есть связи Василия Стефаника с митрополитом
греко-католическим Андреем (Андреем) Шептицким. Последний был главой
украинского католицизма восточного обряда 43 года: с 1901 по 1944. Кроме значительных
успехов в развитии греко-католической церкви, он способствовал распространению сети
украинских образовательных заведений. Также занимался судьбой сотен верующих, помогал
устроиться на учебу, работу, при выезде за границу; применял свой
авторитальні ресурсы.
Смерть Шептицкого в 1944 году и
установление советской власти открыли трагическую страницу истории
греко-католической веры на территории Западной Украины.
Василий Стефаник знакомится с Андреем
Шептицким еще в 1897 году в Русе, где последний как молодой священник проводил
духовную миссию. Будущий митрополит уже тогда произвел на писателя большое
впечатление. "С того времени он имел много удивления для разносторонней культурной
деятельности великого митрополита. Еще в 1900 г. он пишет письмо к о. Кирилла
Гамора-ка (своего будущего тестя - Е.Д.), где с увлечением рассказывает о
первые шаги этого князя церкви на митрополичьем престоле и утверждает, что
"митрополит льояльно держится взглядом русинов"', - пишет Юрий
Стефаник [15, 63].
Связи с этим духовным лицом
возобновляются в 1931 году. Переписка между ними не прекращается до смерти
новеллиста в 1936 году.
В советские времена знакомство Василия
Стефаника "с Андреем Шептицким замалчивалось. Разумеется, нет писем
него в полном - трехтомном - собрании іворів и эпистолярия писателя.
Привідкрито эту страницу жизни Василия Стефаника уже во времена независимости
публикацией в "Записках Научного общества имени Шевченко" [10,
392-393].
Отношение литератора к митрополиту -
подчеркнуто уважительное. Это проявляется в обращении: "дорогой нам всем архипастырю",
"эксцеленция, всем нам найдорожщий, наш митрополит", "дорогой
наш украинский владыка" и подобных [10, с. 313-323].
Несколько раз Василий Стефаник прибегает к
посредстве митрополита в устройстве набожных и умных, но бедных молодых
ребят к Духовной Академии во Львове [10, 311, 313]. Писатель знает, что Шептицкий
помог реализоваться многим украинским талантам, считает его не только
"великим мужем", но и "знатоком штуки" [10, 320]. Время
приходилось новелістові просить и за себя и свою семью помочь-в
материальной нужде [10, с. 323].
"Однако не надо думать, что связи
между радикал-социалистом Стефаником и греко-католическим митрополитом Шептицким
были все время равными. Было и сближение (в частности в 20-30-х годах), и
различия в отношениях, иногда тенденции к поляризации точек зрения на одни и
те же явления", - отмечает исследователь эпистолярия двух деятелей [10, с. 310]. Однако
дискуссия между ними всегда происходила в рамках конструктивного обсуждения,
сопровождалась взаимным уважительным отношением. В конце концов, Василий Стефаник признает:
"Много я наблудив зглядом Вас, нашего найвисшого и найулюбленого
достойного. Прошу по поводу коляды дарить мне мои блуди и дикие претензии,
я в волны слабости смел Вам писать. Трактуйте меня все, как невиновного
по-блуканого мужа, который все от времен давна любил и Вас лично и Вашу
высокую науку" [10, с. 321]. Писатель И увидел в современнику выдающегося
исторического деятеля и адекватно оценил его большую роль в духовном, культурном
и государственном развитии Украины.
С августа 1936 года а. шептицкий издал
пастырское письмо, направленное против политики геноцида украинцев в 30-х годах
в Советской Украине. В нем он также выступил против распространения антигуманных и
антихристианских идей на украинских землях.
Василий Стефаник восторженно отзывается на
это послание к украинцам за рубежом: "Недавно я перечитал Ваше прелестная
послание к украинцев против коммунизма. .. Само послание является одним из лучших
вещей, которые появились в последних годах в украинской литературе. Я все был Вашим
большим приклонником. а теперь перед смертею сто раз больше" [10, с. 323].
Известно, что писатель, несмотря на тяжелые материальные условия, отказался от именной
пенсии Советского правительства, когда узнал о его государственную политику на
украинских землях.
Двух выдающихся деятелей украинской культуры
объединяет осознание целостности Украины, ее территории, разорванной между различными
странами. Украинский язык также должна быть единая. В последние годы жизни Василий
Стефаник особенно проникается делом "перевода" своих произведений
национальной (литературным) языком. "Он почему-то считал, что писать діялектом
- это национальное преступление" Даже перед самой смертью просил "подать
себе свои переводы" [15, 73].
В одном из писем от имени всех
украинцев, многомиллионной нации (подчеркнем, о нации - уже не народ -
речь идет), Василий Стефаник благодарит за многолетнюю подвижническую деятельность
митрополита: "...я слышу на себе святой долг национальной
благодарности ... нанести Вам вместе с міліонами украинцев найнижший поклон за Вашу
найвисшу культурную работу, которую Вы от десяток лет делаете" [10, с. 321].
Наверное, так о митрополите могли бы сказать
многие его сознательных современников; подобно оценивает его и современная история. Однако,
кроме того, отношение Василия Стефаника к А. Шептицкого - глубоко интимное.
Роль этого человека в становлении духовного мира писателя - очень большая.
Михаил Стефаник вспоминает слова дяди: "Я сколько раз приеду во Львов, то
вперед иду до митрополита Шептицкого. Мне напоминаются те времена, когда еще моя
мама брала меня за руку и проводила на приходство. Я так хорошо чувствую себя, когда
вижу я перед собой такую большую белую голову, что горюет не только за какую-то
часть, но за целый народ. Потому что не знаете, как тяжело осознавать, что вокруг
вас уже нікогісенько нет, кто думал бы за вас, на чьи плечи сваливались бы
бремя" (Стефаник Михаил. "За правдивое духовое лицо.
Стефаника" [15, 72]). Митрополит - духовный отец писателя. Рядом с
родной матерью это тот человек, что ведет его к Богу.
В последние годы жизни болезнь не оставляет
писателя. Он чувствует приближение смерти, все чаще вспоминает родителей. Стремится
исповедоваться, прежде чем присоединиться к ним в вечности [15, 176]. Сын писателя
Юрий, друзья и близкие вспоминают последние месяцы-дни его жизни. "В мае
1936 г. Стефаник, полумертвый, едет до Львова. Тогда зашел в митрополита Шептицкого
и попросил, чтобы о. Климент Шептицкий, брат митрополита, приехал к Русова его
исповедать" [15, 73].
В последние сутки жизни он вспоминает
евангельские притчи. Свою болезнь сравнивает с историей о Лазаре: "...
уже много - от утра мучает меня какая-то горячка, на губах выбросило, как в
библейского Лазаря..." [8, 369]. ("Был же болен некто Лазарь...":
їв.11:1; [1, 1326]). О добрых соседок, которые хотят облегчить предсмертные
страдания, Стефаник говорит: "Я знаю...что вы милосердные женщины, как те
самаритянки..." [8, с. 370]. Очевидно, здесь речь идет о притче о
милосердном самарянине (Лк. 10:29; [1, 1281]).
Мыслями писатель уже в другом мире. Но
физически он все еще живет. Товарищ, Василий Костащука, вспоминает: "Больной
якобы западався в другой мир, то выныривал из него, то терял сознание и
тогда разговаривал со своей матерью и сестрой Марией, то вполне сознательно спрашивал,
скоту давал кто есть... и люди ели..." [§, 370]. В последние минуты
бытие - на грани жизни и смерти - рядом с Василием Стефаником ближайшие люди.
Среди них - "русівський священник" отец Михаил Дольный, которого он очень
любил и уважал. Последние предсмертные слова "Я иду к своему дому, это не
моя". Ночью 7 декабря 1936 года отец Дольный вышел от писателя:
"Уже". [8,370] [15,73].
Или не полно как мыслитель, гуманист,
личность Василий Стефаник обнаружил себя в письмах к Вацлаву Морачевского,
своего польского приятеля. Многолетняя (40 лет!) дружба дала возможность им
познать, понять и полюбить друг друга.
"Его
чистая душа не запятнана ни одной пошлой мыслью, никаким низменным чувствам.
Был мальчиком в белой рубашке, прошел через жизнь как святой", - так писал
о украинского новеллиста его краковский товарищ [1, 309]. Он подметил, что
у Стефаника всегда "ласточки порхают". Эти птички традиционно
связанные с счастьем, радостью, Божьей милостью. Существует даже христианская легенда,
что ласточка была на распятии Христа и воровала гвозди, которыми его хотели прибить
[3; 329]. Связь человека с этой птичкой - это удивительная признак ее высокой
душевной красоты и чистоты.
"Любовь" - так одним словом
называет Морачевский душевную сущность друга. "Я назвал бы Стефаника
стихийно-чулым.. Все признаки великой любви, о которой я так долго рассказывал,
думая о Стефаника, все признаки того чувства имеют оттенок чулості. Это не
спокойная равновесие философа, что все познал... Это не бесовская любовь, что сердце
ест, ни любовь себелюбця, отражена в земных проявлениях" [11; 145]. В
таких возражениях - проявление признаков Стефаникової любви:
-
она не самозамкнена, не холодная и не всезнающая;
- не
страсть на грани с антиподом: ненавистью, грехом;
- не
эгоистична;
- не
сегодняшняя удовлетворения "земных" потребностей.
Писатель открывает свое сердце людям,
более всего - тем, которые больше всего в этом нуждаются, потому что страдают. В своем
родном Русов он чувствовал несправедливость жизни и вместе с тем видел настоящую
духовную красоту и проникался ею. "Любовь Стефаника снисходительна, слепая,
неразумная любовь людей к земле. В его селе каждый забор имеет какой-то чар, только
ему присущ, каждый ребенок играет по-своему, как нигде на свете; старые -
остроумные и красивые особой красотой, малые отмечаются чулістю неповторимой";
"В своем родном Русе нашел всю долю и недолю человеческую, нашел
мудрость философов и поэзию жизни" [11; 141, 308].
Познание жизни, его страдницького первоистока,
давало еще одно ощущение - боли. "Любовь была ему вдохновением, боль была ему
вдохновением. А боль тем глубже, чем глубже любовь. Между этими чувствами колыхнулась
его душа" [11, 309]. Болит ему собственно, болит и чужое (смерти родных и
близких, тяжелая болезнь; нищета, голод односельчан, скитания
украинцев-эмигрантов...).
Любовь - нравственно совершенное чувство. Она есть
прочной основой человеческого существования, "все покрывает, всему верит, всего
надеется, все терпит!" (1 Кор. 13:7; [1, 1417]). Поэтому трагедия
и боль жизни отступают перед ним. В.Морачевський подчеркивает
життєствердності творчества писателя: он "совсем не впадает в отчаяние...
Разве перед ним есть свет будущей победы? .. .зі слова Стефаника бухает сила,
уверенность в себе, почти гордость" [11, 145]. Впрочем, и сам Василий
Стефаник считал, что следующие поколения будут его творчество
"здоровля".
Богатый и интересный эпистолярное наследство
писателя является плодотворной почвой для анализа его личности в свете определенной
проблематике. В размышлениях о себе, о других, о мире и его устройстве он
наиболее полно проявляется как большой людинолюб, философ и - человек верующий.
Основной массив писем, опубликованный в III
томе издания произведений Василия Стефаника, датируется 1895-1902 годы [13]. Это
период молодости новеллиста, его формирование как человека и художника, вхождение в
литературу со своими первыми произведениями. Мы уже отмечали смелость,
позаканонічність взглядов юного писателя. Добавим постоянное метафизическое
впечатление дыхания смерти, сопровождающий его еще с детства. Между 1890 - 1902
годами мир покидают самые близкие люди: сестра Мария, двоюродный брат Лука, первое
любовь Евгения Бачинская, мать Оксана, товарищ І.Плешкан. Впоследствии - отец,
жена Ольга Гаморак... А в придачу врачебная практика, а еще - нервная
болезнь, неврастения...
"А ты всевидящее око! // Или ты
смотрело свысока...?//...Глаз,Глаз! Не очень видишь ты глубоко", - раздается с
Шевченковских строк [16, 210]. Так же упрек Вседержителеві за боль и страдания
человека можно услышать и от Стефаника в момент отчаяния и ощущение своей
слабости: перед трагизмом и несправедливостью существования: "...Боже, чего ты
такой недобрый, чего вторым наворотом пхаєш в руки ту горку и грязную чашу,
зовется моей молодостею. Ты тогда не почтил своего ребенка, ты не отвратил от
нее ни одного злого. ...я был такой милый и добрый, такой чистый. А ты не
отвернул от меня той чаши. Боже, ты проклял меня, боюсь приказал с моей души
сделать кузницу и ковать в ней чистый металл люцкого слова и его любви... А я
слабый и сам...
Ох, відійми от уст его, потому что горькая чаша.
Молюсь, челом буду молитву по камине писать, твою молитву, відійми!" (письмо
к О. Гаморак от 15/11 1901г. [13, 230 231]. 06-раність - честь. Избранность -
ответственность одновременно. Василий Стефаник чувствует свое художественное назначение
и высокое обязательства перед миром ("Мы, сильные, должны сносить немощи
бессильных..." Рим. 15:1, [1, 1402]).
Порой его охватывает полная апатия, и тогда
срываются книжке безрассудные слова: "Я так много потратил, что всякие
слезы и крики есть смешные, мои потери, то есть сердце, переїдене смертью, то есть сердце,
затроєне жизнью, то есть сердце, згорене безнадежностью... Я сижу на роздорожю: в
одну сторону ведет дорога в ад, но она мне не страшна, а во второй идет дорога
до неба, но она меня не манит" ('мартовский письмо 1900г. до О.Гаморак,
[13, 207]. Однако когда уныние, физическая немощь проходит, в сердце воцаряется - вера
"...силы приходят, то я вновь підоймаюсць, вновь лечу в высоты. И слышу шум
орлиных крыльев несмотря на остре, піднебесні скалы, и слышу одиночество орла и высоту
его...". Он так же одинок ("А я слаб и сам"), но уже не
бессилен больной, а могучий орел мнения ("а надеющиеся на
Господа, восстановят силу, поднимут крылья, как орлы... "(Ис.40:31;
[1, 890]).
Не только для Василия Стефаника, и для
многих поколений людей сакральное место восстановления душевных сил в общении
с Богом - это церковь "...хотел бы-м найти такую тихоньку, мхом поросшую
церковь, где на забутім приселке. Прижал бы-м колени к си неровных плит и
губами своими разгар-м студеный камень на огонь и так просил бы-м пощады и
помилуваня для сердца, что в куски розкравшеся!.." (декабрь 1900, письмо к О.
Гаморак, [13 228]).
Писатель живет болью всех поколений, его
лицом "всплывают все слезы діточі". Он даже иронически говорит,
что, вне собственному желанию, быть другим не может. Потому что так воспитан он, потому что такой
мир: "Я за себя почти никогда не думаю... Это плохо, ибо не трудно лишить себя
при стороне а говорить за других, спасать их эис. Посвящать себя кому есть поэтому
глупость, что есть фанатизм. Такой тупости я вырос и до сих пор прячусь" (письмо к
В.Морачевського от 30/Х 1895г. [13,46]). Посвящение новеллиста - не только в его
творчества. Он всегда старался делом помочь тем, кто нуждался в помощи, -
свидетельствуют современники.
Мы никогда не прочитаем в его произведениях или
эпистолярии осуждения даже крупнейших преступников ("не судите, да не судимы
и вас"). В двух письмах к В.Морачевського (датированных ноябрем 1897г.)
Стефаник пишет о трагедии его знакомого с гимназических лет, Федора Котюка.
Тот убил свою жену, потому что, по его собственным словам, "эму упрекала за то,
что своего не следит, а ходит среди людей и говорит им за злость господ и за
обиду мужицку" [13, 124]. Он совершил преступление и осиротил троих детей (сам
получил 7 лет тюрьмы). Федор завещал Стефаникові присмотреть за детьми -- и тот
оправдал доверие: "Как могу, так стараюсь в его поле"и его дети. Вместе
с попом католицким, потому что тот поп говорит, что Христос бы не писал ему его проступок
за вину" [13, 124]. Так же не осуждает крестьянина и писатель. Он заботится
о будущем сына нещасливця, просит В.Морачевського также помочь парню
[13, 125]. Так, будто прислушивается слов апостола Павла: "Помните о
узников, словно с ними были бы вы связаны, о тех, кто страдает..."
(Евр.13:3, [1, 1480]).
Как уже известный литератор, Василий Стефаник
не кичится перед односельчанами, наоборот - никогда не отказывает в помощи в
различных, преимущественно административных, делам (его личный авторитет часто был
залогом успешного их решения).
Был убежден, что невыносимо тяжелые условия
жизнь притлумлюють лучшие человеческие качества. Поэтому прилагал все усилия, чтобы
вынести этот позитив "на свет Божий": "Они, те мужики, были
детьми невинными, из-за изобилия земли они могли любить и носить полные
пазухи ясного идеализма. Теперь они не смеют ничего любить. Хлеба только, еды,
одежды они стремятся, чтобы душу покормить. За сими грубыми требованиями пропадает
их идеализм или убегает в самую глубину души. Со дна души я его вынесу на свет
божий и я буду его показывать как силу и спасеня для нас" [13, 183].
Быть свидетелем страданий - и не иметь возможности
помочь,- более моральные силы писателя. Поэтому поражал его вид
эмигрантской группы на краківськім вокзале, впечатление от увиденного
вызывало длительные нервные приступы. Особенно болит ему контраст: радость
одного человека рядом с трагедией другой: "в пасхальную субботу, а я
вышел на дворец (вокзал - Есть. Д.), чтобы радоваться обличєм всех тех, что едут
на Пасху к своим. Такой гомон, такой мятеж!.. какое-то весілє учуваю.
Старым бабам половина морщин на лице пропало, дедушки бадьорно простуються, а
молодежь ног под собой не слышит. Такая радость!
В ожиданий грязной в углу под железной
пєчею сидит женщина, желтая, как воск. Делает вражінє человека на мак стертой, на
винное яблоко истолченной. На коленях ребенок бураковой краски, в грубой рубашке
отцовской. Родила где-то в ожиданий, а теперь пістує в ожиданий. Се
эмигрантка..." (письмо к В.Морачевського от 16/IV 1896 года, [13,62]).
Однако любовь к жизни всегда побеждает.
Несмотря на всю нищету и беспросветность существования, человека всегда сопровождает
вера в лучшее будущее. Порой она может захотеть смерти, но потом снова
откликнется на зов судьбы: прокладывать жизненную дорогу дальше: "Хори грызут
картошку, и говорят: "если бы бог душу спрьи-тав, так и детям уже примелькались и
себе надоели". Как солнце взойдет, тоти хоре говорят: "если бы хоть
крішку молока, может бы еще христьинин встал!".
Солнце вечное все шевелит жизни и учит его
любить!" (листдоО.Кобилянськоївід21/Х 1898р., [13, 153]). Ибо таким
устроен мир, и ничто не одолеет стремление человека к жизни. Бог не дает
испытаний больших, чем можно вытерпеть.
Ничто не является случайным. Законы мироздания -
совершенны, они несут гармонию. Даже неживая природа является воплощением красоты и
покоя для внимательного и чуткого художника: "как-То занесло меня в Велички
(село близ Кракова - Е.Д.) /' я осматривал шахты соли. Красивая, небоже, мертвая
природа! Глубоко в сырой земли нападает тебя гармония безглядного покоя, сна
каминного... Мертвая ся природа неизвестными законами кристалізуєся в чічки, в листочки,
в деревца и стремить к тому, чтобы сделать помост, переход между тем, что мы зовемо
миром неорганическим и органическим... Великий гимн природе промикаєся где-то с
бесконечной дали и муж переконуєся, что все равно, или быть первым, или
послідним вогнивом предовгого ланца природы..." [С, 73]. Не все можно
понять, однако нельзя не восхищаться величием и всепродуманістю мировых
связей, природы неживой и живой. "Какие то многочисленные дела Твои, Господи, -
Ты мудро поступил их всех, Твоего творения полна земля!" (Пс. 103(104):24,
[1,745]).
Поэтому человек должен ценить мир, каждое мгновение
своей жизни в нем. Проживать с мыслью о вечности, а не озабочиваясь
сиюминутными кратковременными мелочами. Василий Стефаник сочувствует своим
современникам, что. знают только такое существование: "Имею к сожалению оцеплено, потому
скованное оно. Несвободное в аудитории и в кабаке, натягнене в театре и
лживое перед удельными детьми. Все читают утренние газеты и пополуднішні и
говорят "новинки"'... Срывают себе глаза, ядерное, красное мясо
висижують и мозги себе высушивают" (письмо к В.Морачевського, 15/III 1896г.,
[13, 59]).
Писатель не отделяет себя от общественности,
не самоідеалізується. В другом письме он отмечает, что на рубеже веков человечество
утратило четкие ориентиры. "Путать грешное с праведным":
материализуется народная поговорка; абсолюты добра, истины нивелируются за
отсутствия веры. В новом возрасте писатель угадывает пєредознаки войн: бессмысленных
и жестоких. После ніцшевих "Бог умер" мир узнал больше зла, чем
справедливости, породил больше нелюдей, чем "сверхлюдей": "Зову
себя и таких, как я, грешниками... Кто выдумал шара и карабины и силу облічив
разгона олова, он не ведет войны. Стреляют и погибают те, что получили
готов карабин с пулей и силой.
Грустное время настало, потому что никто не хочет
признавать грешников и праведных - все люди.... В спіжарни (кладовой - Е.Д.)
сидят не Ubermensch (нем."сверхлюди", автор
определение - Ф.ницше - Е.Д.), но Unmensch (нем. "нелюди!" -Е.Д.)" [С,
87].
Справедливость все равно победит - верит
писатель. И будет - "каждому по делам его" (Мф. 16:27, [1,
1209]). "Кто из нас счастлив в бога, то сгниет V траве, а кто грех заработал,
то собственный ребенок пулей прошьет... "[13, 140].
Василий Стефаник - верующий человек.
Христианские основы его мировоззрения были заложены в семье, в первую очередь
матерью. Вера была тем стержнем, который помогал сносить тяжелые жизненные
испытания, смерти близких, телесную болезнь. Настоящей школой духовного
рост стало для него знакомство и переписка с митрополитом А.шептицким.
Показания друзей и родных (Б.Лепкого, В.Морачевського, В.Костащука,
ІО.Стефаника, К.Стефаника и др.) дают возможность установить трансформацию
отношение писателя к христианского вероучения, а собственно к форме, не
"духа" веры. Вероятно, наиболее ревностным - во всех отношениях -
христианином Василий Стефаник стал в конце жизни. Доказательством этого является письмо его
сына, Ю.Стефаника, датированный концом 1936г. (смерть новеллиста наступила в ночь на 7
декабря этого же года).
"Дорогие Папа!
Ваш последний лист... я получил и радуюсь
очень хотите возвращаться к вере отцов. Вы имеете полную правы, когда говорите, что
Вы не были никогда ни радикалом, ни атеистом. Вы, по моему мнению, есть все
Украинцем и принадлежите к целой нации, а не к какой-то большей или меньшей группы,
по про,лем вечных, то я
знаю одно: вы не ходили в церковь, ни не били поклонов, но Вы никогда не были
одним фарисеем. Вы в своей жизни не обидели никого, напротив - Вы все
помогали бедным людям, сколько только могли. За то Вы не нуждались искать
Бога в церкви, потому что он был в Вас самих, в Вашем сердце. Поэтому теперь, папа, когда Вы
чувствуете себя больными и измученными, я имел абсолютную уверенность, что Вы не
нуждаетесь сокрушаться очень прошлым. Вы сделали столько добра для своего народа и
для своих близких, что Бог и вечность для Вас не страшны..." [15, 176].
В полной мере, оригинально и творчески
оказались ключевые авторские концепты мировоззрения в новеллах Василия Стефаника.
Характерной чертой персонажей произведений является непременное религиозность в восприятии
мира. Особенности этого качества попытаемся выявить в следующей статье: "
знают Бога герои новелл Василия Стефаника? (изучение творчества писателя в
свете христианского вероучения)".
Литература
1. Библия
или Книги Священного Писания Ветхого и Нового Заказную К, 1992. 1528с.
2. Гнидан
О. Василий Стефаник. // История украинской литературы. Конец XIX начало XX
си. В двух книгах. Книіа 1. К.,2005. 624 с.
3. Жаворонок
Виталий. Знаки украинской этнокультуры. Словарь-справочник К., 2006.
703с.
4. Зеленых
Т.И. Вера в Бога как характерная черта художественного мира героев В.Стефаника. //
Научные записки. Харьковский государственный педагогический университет им. Ґ.С.
Сковороды. Вин. Из (39) Харьков, 2004
5. Иванишин
Петр. Основные аспекты национально-духовной дифференциации. // "Покутская
троица" и литературный процесс в Украине конца XIX начала XX века.
Материалы научной конференции 14 15 мая 2001 года в г. Дрогобыче - -Дрогобыч,
2001 425с.
6. Кобзей Тома. Большой
резчик украинских крестьянских душ Торонто,
1966.
7. Кузнецов
Ю. И. Литературоведческая энциклопедия. В 2-х томах. Том 1 К., 2007 608 с.
8. Костащука
Василий. Властитель дум крестьянских. // Василий Стефаник в критике и воспоминаниях:
Состоянии, высказывания, мемуары. Составление, вступительная статья и примечания Ф.П.
Погребенныка К., 1970. С.484.
9. Лепкий
Богдан. Три портрета. Франко Стефаник - Оркан Львов, 1998. 142с.
10. Письма
Василия Стефаника до Андрея Шептицкого. Вступительная статья и примечания Олега
Купчинского. // Записки Научного общества имени т. Шевченко, т. ССХХІ. Труда
филологической секции Львов, 1990. -
382с.
11. Морачевский
Вацлав. Из статьи "Василий Стефаник". // Василий Стефаник в критике и
воспоминаниях: Статьи, высказывания, воспоминания. Составление, вступительная статья и
примечания Ф.П. Потребенника К., 1970.
с.484
12. СтефаникВ.
Полное собрание сочинений: УЗ г.:Т.2 К.,
1953.
13. Стефаник
В. Полное собрание сочинений: УЗ т:Т.Н
К., 1954.
14. Стефаник
Кирилл. Сын об отце. // Василий Стефаник в критике и воспоминаниях: Статьи,
высказывания, мемуары. Составление, вступительная статья и примечания Ф.П.
Потребенника К., 1970. - с.484.
15. Стефаник
Юрий. Размышления о отца - К., 1999. - 223с.
16. Шевченко
Тарас. Сочинения в пяти томах. Т.2.Поетичні произведения(1847 1861) К., 1984. 302с.