Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Михаил Гайворонский

Жизненный и творческий путь М. Гайворонского

Литература родного края

Певец стрелковой славы

В. Мельник,

учитель украинского языка и литературы Тернопольская обл.

Цель урока: ознакомить учеников с жизненным и творческим путем композитора и поэта, дирижера и педагога, общественного деятеля и критика, нашего земляка Михаила Гайворонского; развивать кругозор детей, стремление знать больше о нем, прикоснуться сердцем к чистоте его мыслей и помыслов; на примере произведений М. Гайворонского воспитывать доброту, а также чувство гордости за нашего земляка.

Тип урока: формирование и усвоение умений и навыков.

Оборудование: сборник песен М. Гайворонского, увеличенные фотоснимки поэта в разный период жизни, портрет М. Гайворонского, словари иноязычных слов; свеча, калина, сине-желтый флаг, картина "Соло на Украине".

Эпиграф: "А мы эту славу стрілецькую сохраним..»

С. Чернецкий

Ход урока

I. Мотивация учебной деятельности учащихся

XXI век - время технического прогресса, машин и электроники, полетов космического пространства, звезд кино и эстрады.

Нелегко пробиться через это народной песни, народному музыкальному инструменту, потому что сегодняшние школьники - дети своего времени. Интересные компьютерные игры, музыкальные диски, где самому можно менять мелодию, петь в микрофон - вот круг их интересов. Что это за народные песни? Что за старинные инструменты? Что за исторические или стрелецкие песни? И зачем, ведь есть более легкие пути. Поэтому очень важно, чтобы именно в этом возрасте дети почувствовали сердцем и душой величественную стрелковое мелодию давности, которая вышла из народа.

II. Сообщение темы и цели урока

Учитель. На сегодняшнем уроке мы снова перевернем одну из страниц литературы родного края.

Ученица.

Летите, летите, неудержимые журавли,

Через все государства и границы,

Несите привет от родной земли

Всем, кто в нее верит безнаказано.

Всем, кто смог в сердце сохранить

И землю ту, и язык ту единственную.

Кто сквозь все невзгоды и миры

В себе пронес любовь к Украине.

- Только, ребята, вы прослушали стихотворение, в котором лирический герой пронес через все государства и границы пылкую любовь к Украине. Такую любовь пронес и поэт, жизнь и творчество которого неразрывно связаны с нашим краем, в частности с городом Залещики, где он родился.

Зовут его - Михаил Гайворонский.

Цель нашего урока - ознакомиться с жизненным и творческим путем поэта, лучше понять время, в которое он жил, людей, окружали его, прикоснуться сердцем к его чистых мыслей и помыслов.

Зажжем же свечу Памяти как дань уважения поэту и композитору. За добро, сделанное для людей, вечная ему память и слава, которая сохранилась в стрелковых песнях и сердцах.

Этот урок будет несколько необычным, потому что сегодня вы не ученики, а ученые-биографы, литературоведы, историки.

Готовясь к уроку, мы совершили большую поисковую работу, много чего узнали нового из архивных материалов, а также из воспоминаний старожилов. Приглашаю к слову вас, юные ученые!

Возможные сообщения учащихся

1-й биограф. Городок Залещики, в котором Михаил Гайворонский родился и прожил свои детские и юношеские годы, -- одно из наиболее живописных окрестностей Западной Украины. В период, когда будущий поэт там проживал, Залещики принадлежали к "коронного края" --Галичины, части австро-венгерской монархии. Над самым Днестром, в уютной церквушке, совершались богослужения и праздники. Хорошие семейные окраине Михаила Гайворонского были фоном, на котором развивалась его уязвимость к красоте, изяществе и чувствительность.

2-й биограф. Михаил Гайворонский родился 15 сентября 1892 года в Залещиках над Днестром. Ранние годы его жизни были полны музыкальных впечатлений. Мать хорошо пела украинские народные песни, отец любил играть на свирели. Михаил позже охотно вспоминал, как он маленьким мальчиком в длинной белой сорочині, перевязанной красной кромкой, танцевал под отцовскую сопілкову музыку.

Старый, слепой на один глаз цыган Михаил учил малого играть на цимбалах. Отец, видя у своего сына тягу к музыке, оказал ему маленькую скрипочку. В доме Михасевих родителей (отец родом из села Блищанка) придерживались во всем древних обычаев. Праздники, особенно Рождество, Новый год, Иордан, обходились торжественно, по-старинному.

3-й биограф. Из воспоминаний племянницы Ольги Гавронської (село Блищанка): "Михаилу родители были люди набожные и в таком духе воспитывали своих детей. Уходя в дальнюю дорогу на богомолье в Ятрышники, брали и малого Мишу с собой. Для парень была большая радость, когда отец, уезжая на заработки, забирал не раз и его и сажал рядом с собой на телеге. По утрам выбирались совместно на ловлю рыбы в Днестре. Зато долгими вечерами приятно было слушать интересные отцу сказки про странные и далекие страны, о зверей, что разговаривали человеческим языком..."

В своей воспоминаниях Гайворонский вспоминал о вечерах, проведенных вместе с отцом. Дети-слушатели розжалоблювалися к плачу, а мелодия чабана врізувалася им глубоко в память.

4-й биограф. Родители прилагали много усилий, чтобы развитие их детей был всесторонним. Будучи людьми малоимущими, они все-таки заботились о образование своих детей. Оба дожили до глубокого возраста: отец умер в 1933 году на 78 году жизни, мать - в 1941 году, дожив до 75 лет.

1-й биограф. Наука игры на скрипке и изучение музыкальной теории начались, когда Михаилу было 8 лет. Учил парня Василий Цалинюк, который тогда был уже дирижером церковного хора. Благодаря ему Михаил стал заметным как добрый солист-сопранист. Оба вины не раз проспівували целую вечернюю службу в церкви. В 12 лет пришлось испытывать свои силы на диригентському поле. Сначала это была только замена больного Цалинюка в сельском хоре Старых Залещикам, впоследствии началось постоянное дирижирование церковным хором.

2-й биограф. Вступив в Заліщицьку учительскую семинарию, Михаил распространил свои музыкальные инструментальные знания, изучал духовные инструменты. Музыкально-теоретические знания и диригентуру получил в учителя семинарии Франца Коньора. В возрасте 17 лет руководил Смешанным и мужским хорами семинарии.

Учитель. Какой же была общественная обстановка в Залещиках на то время, мы узнаем из сообщений исследователей-историков.

1-й историк. Национальные отношения в тогдашней Галичине - в годы накануне Первой мировой войны - были сильно напряженные. Хотя то и была Австрия, и настоящую власть в стране имели большой мере поляки. В Залещиках было с этой точки зрения, возможно, хуже, чем где-либо, потому это как раз была предельная полоса, которую поляки наиболее интенсивно пытались овладеть и сполонізувати. Поляки пытались унизить украинские культурные достижения, но у украинцев оказалось горячее желание именно эти успехи и развивать преподносить. Особенно в молодом поколении возрастало чувство национальной сознания и достоинства. Сплошное украинскую окружающей среды давало твердую назад основание.

2-й историк. Вот как об этом вспоминает Цалинюк, дядя Гайворонского: "Какое-то время учил нас украинской литературы поляк учитель Г.. который всей душой нас, украинцев, и наш язык ненавидел". "И чем чаще относились к нам как к меншовартісної нации, тем больше будили в нас национальную сознание. Мы каждое воскресенье и праздники убирали вышитые рубашки и красные гарасівки, вместо цепочек носили герданы - и так фотографировались". "Мы держались гордо еще и потому, - писал Цалинюк, - потому что нас было всегда больше, с нас состоял хор, мы были солистами и дирижерами. Среди украинских студентов было много единиц, что проявляли литературное дарование, талант в пении и музыке - это Приймак, Григорьевич, Гайворонский"

Учитель. Так пришлось Михаилу еще в ранние юношеские годы испытать на своей родной земле национально: неровности. Это была для него первая жизненная школа в национальном вопросе. Он воспользовался случаем, чтобы заменить чужое звучание своего семейного фамилии (Гавронський) украинским. В молодой душе будущего композитора и поэта, дирижера и педагога, общественного деятеля и критика были представлены несокрушимые основы национального чувства, которые уже не зашатались протяжении целой его жизни.

3-й биограф. Национальные чувства привели его в ряды украинской военной формации с первого момента существования легиона Украинских Сечевых Стрельцов. Они тоже пробудили в нем горячее желание труда и творчества на поле украинской культуры?

Учитель. Когда впервые появилось в Г. Гайворонского желание творить?

1-й литературовед. Одним из его первых произведений была хоровая композиция на слова из сборника М. Шашкевича "Ой вылетел орел", которую выполнил Залещицкий хор 1911 года. Тогдашнее Михайлово музицирования было на доброй дороге.

2-й литературовед. С окончанием учительской семинарии (1912 год) закончился и залещицкий период в жизни Михаила Гайворонского. Он отправился в мир со скристаллизованным национальной сознанием, с намерением дальнейшей работы в области музыкального искусства. Ему было тогда ровно 20 лет.

Учитель. Как сложилась в дальнейшем судьба нашего известного земляка?

1-й биограф. Первой целью был Львов. Здесь он записывается до Высшего музыкального института имени Николая Лысенко, штудирует скрипичную игру и теоретические предметы. Тогдашними его учителями были Кребс. Майер, Нєвядомський. Чтобы найти средства для пропитания, учительствует в селе Зашкове, ведет также хоры и оркестры.

2-й биограф. Бдительные музыкальные студии, тяжелая труд учителя и дирижера, к тому же в разных местностях, были более силы и негативно отражались на здоровье Гайворонского.

3-й литературовед. Но, несмотря на это Михаил полон задора и хорошего мнения. Скомпоновал несколько хоровых произведений для мужского хора на слова А. Олеся "Идите!". Музыкальное издательство "Лира" стало издавать его произведения "Завещание", "Ой у саду" и др.

3-й историк. 1914-1920 годы... Еще до начала войны 1914 г. в Галичине были организации и полувоенные молодежные формации. Украинские січово-сокольское общества объединяли в основном мол надихану казацким романтизмом.

Учитель. Большую роль в тогдашней композиторской труда Михаила Гайворонского сыграла вот событие: "В конце июня 1914 года во Львове состоялся большой съезд, отмечалось 100-летие со дня рождения Тараса Шевченко, на котором собралось несколько тысяч "Запорожцев" и "Соколов". Здесь был и Михаил Гайворонский.

4-й историк. В этом же 1914 года во Львове состоялся съезд украинского учительства. Гайворонский организовал учительский хор и выступил с ним на концерте с песней "Идите! Никто вас не спиня". Именно во время концерта пришла весть о том, что Австрия объявила Сербии войну (28 июля 1914 г.). За несколько дней (2 августа) понадпартійна "Главная Украинская Рада" во Львове поручила отдельной военной комиссии организацию легиона добровольцев, который впоследствии назвали "Украинские Сечевые Стрельцы". Украинская молодежь не пошла бездумно в ряды стрелкового войска. Она умела отличить собственный национальный интерес от интереса австрийского государства.

1-й литературовед. От самого начала существование Легиона УСС песня стала неотъемлемой частью его быта. Но после перевозки стрелков со Стрыя на Закарпатье они вынуждены были прислушиваться к закарпатского говора украинского языка, к песне, присматривались к обычаям. Гайворонский сразу после приезда на Закарпатье создал хор и пел не только стрельцам, но и выступал в сельских церквях в окрестности Мукачєва. Большое впечатление производили эти выступления на местное население. Стрельцы использовали любую возможность, чтобы пробуждать национальное сознание на Закарпатье.

Учитель. Где впервые были написаны стрелковые песни Гайворонского?

2-й литературовед. Воспоминание о Закарпатье, которое было местом написания первых стрелецких песен, остался в него на всю жизнь. Здесь Гайворонский впервые стал автором текста и музыки:

Прошли горы, прошли долы, Темные боры перешли, А лучшего атамана От нашего Василечка Не нашли.

Эта песня была проявлением приязни и уважения его автора к сотника Василия Дидушка, командира первой сотни УСС за его добрый пример воина и вождя. Дидушкова сотня отличилась своим особым составом. Из нее вышли известные старшины, в ней собралось немало творческих сил.

3-й литературовед. Период очень оживленной песенной стрелковой творчества приходится на 1916-1917 годы. Чувствовалась тесная сотрудничество Гайворонского из Купчинским и Лепким - творцами стрелецких песен.

Учитель. Вот как вспоминает об этом Левко Лепкий: "Гайворонский около жил со мной и Купчинским. Он много писал, показывая свои работы, спрашивал нас, нравятся. Миша, как мы его называли, был очень впечатлительный, нежный, врожденный лирик. Прислушался Михаил Гайворонский к советам своих товарищей, когда речь шла о тексте его собственных песен. Примером этого было создание одной из самых популярных стрелковых песен". Какая же это песня?

Дети (вместе): "ехал стрелок на войнушка".

4-й литературовед. Когда эта песня прозвучала среди стрелков, все засуетились, потому что у каждого из них на фронте мріла упоминание о дівчиноньку, каждый хотел похвастаться, что и у него есть милая.

1-й литературовед. 1916 год был богатым на песни Гайворонского. Из-под его пера выходит следующая песня, которую мы сейчас послушаем.

(Звучит песня М. Гайворонского "Идет Сечевое войско".)

2-й литературовед. Этого же года написал слова и музыку к песне "Ой упал стрелок".

Ой упал стрелец в край сруба,

Круг сломанного дуба

И не встанет уже, и не встанет уже.

Шел в бой в полночь,

Смерть закрыла ему глаза...

От трех пуль на все, от трех пуль на все.

И кто ему споет,

И кто его похоронит.

Разве ветер и снег, разве ветер и снег,

Вон за тебя, родной край,

Наши ребята умирают...

И он тоже пал, и он тоже пал.

2-й литературовед. В это время были написаны слова и музыка к песне "Ой говорила мать".

Ой говорила мать и не банувати

За стрільчиком молоденьким,

Ибо стрелец покинет, а самый устремится

На коньке вороненькім.

Девчонка не считалось и с тоски увяли,

За стрільчиком молоденьким,

Потому что стрелок покинул, а самый полетел

На коньке вороненькім.

3-й литературовед. 1916 года в венском издательстве "Лира" вышла в свет его сборник "Стрелковым путем". 1917 год был менее плодотворным, чем предыдущий.

4-й биограф. Во время своих приездов в Львова он сталкивался с музыкальными кругами, бывал на симпозиумах Музыкального института имени Лысенко и показывал некоторые свои произведения директору Василию Барвінському. Осенью 1917 года М. Гайворонский ездил в Вену, побывал на концертах и спектаклях в опере и оперетте.

2-й историк. Но наступил 1918 год, и за стрельцами "закурилася доріженька" в совсем другом направлении, на Восток. Радость стрелков была огромная, когда представилась возможность поехать на центральные украинские земли. Сначала переехала только одна часть, впоследствии прибыла и другая. После приезда обе части снова объединились.

3-й историк. За все время существования стрельцы не переживало такого духовного подъема, такой радости и увлечение, как именно теперь, когда ему пришлось увидеть Днепр, прикоснуться святых и дорогих для каждого украинца мест, политых кровью наших казачьих предков.

4-й литературовед. Целое лето 1918 года было действительно горячо для Гайворонского. Несмотря на свои дирижерские обязанности, ему приходилось писать и аранжировать музыкальную часть театральных спектаклей.

1-й биограф. Михаил Гайворонский бывал частым гостем на хуторе Тобилевичей "Надежда". Жена Карпенко-Карого - София Тобилевич - приветствовала стрелков "с открытым сердцем, вгощуючи по-княжески", как вспоминает теперь директор Никифор Гирняк. В воспоминаниях самой Софии Витальевны есть не одно упоминание и о культурно-образовательную работу стрелков, о выступления их хора и оркестра и о спектаклях театра. "Крестьяне с большим охотой бывали на всех стрелковых спектаклях. От народа яблоку не было где упасть, а тишина на протяжении всех действий, как в церкви".

Да и вообще воспоминания о Гайворонского "великую" Украину остались ясные, красивые.

3-й биограф. Осенью 1920 года Михаил Гайворонский возвращался во Львов с опытом суровых военных лет, со значительной практикой оркестрового дирижирования, с немалым композиторским достоянием. В Львове его встретили как уже известного и любимого музыку. Здесь он становится учителем скрипичной игры в Высшем музыкальном институте имени Николая Лысенко. Его педагогическая работа была успешной, потому что уже в 1921 году М. Гайворонского назначили инспектором обучения пению всех народных школ во Львове. Доказательством этого является издание "Співаника" для детей дошкольного и школьного возраста. Рецензия Филарета Колессы была большой поощряли в музыкально-педагогической работе нашего молодого музыки.

С того времени выходят песни М. Гайворонского до детских игр и забав, написанные к учебнику Суховерської, и его музыка до четырех детских пьес: "Лесная сказка", "Красная Шапочка", "Подсолнух", "Сон Ивана".

3-й литературовед. Композиторская труд Гайворонского сосредоточено на трех участках. Были это сольные песни с фортепиано, хоровые произведения, в основном обработки народных песен для мужского хора и упомянутые выше детские песни и произведения "музыкально-воспитательного характера".

(Звучит песня "Ребята, алярм".)

1-й биограф. Он всю свою жизнь искал общества и сам был всегда желанным его участником. Использовал всякие случаю, чтобы побывать и в селах, налюбуватися пейзажами, наслушаться народных песен. Вспоминал известные строки Шевченко: "Село на нашей Украине, как будто писанка село".

(Звучит песня Михаила Гайворонского "Ой видно село")

2-й биограф. Михаил Гайворонский считал, что этот период пребывания его во Львове не принес желаемой пользы, распылял его внимание и утомляло. Друзья советовали ему, как быть дальше. Но он отдал предпочтение другому. Пришли приглашения из заокеанского мира, из Канады и Америки. В Михаилу жила дедушкина тяга к миру и его собственный девиз: "Как ехать, то далеко". И он осенью 1923 года уехал в Америку.

Учитель. Наздогін за ним шли письма с выражением искреннего сожаления по поводу его отъезда. "Нам с Тобой очень скучно, - писал Лев Лепкий. - Ты вносил кое душевного корма и как-то лучше было вместе жить и по древним тосковать, Мишенька! Вертай, брат, нива запустела! Туи не имеешь наследников.

С тех пор как Тебя не стало, полное пренебрежение родной песни. Теперь показывается, что Ты умел по школам лелеять своеобразный культ и любовь к песне".

4-й биограф. Гайворонский родной край не забывал, а жил его потребностями. С первых месяцев своего быта, буквально из своих первых заработков, стал оказывать материальную помощь Музыкальном института имени Лысенко во Львове. Перевел от себя значительную денежную помощь львовской "Просвете".

3-й биограф. Цель М. Гайворонского - довершить свое музыкальное образование. Сначала совершенствует знания английского языка. Позже поступает в музыкальное отдела Колумбийского университета в Нью-Йорке. Там слушает разных преподавателей.

На протяжении всех лет не прерывались его связи с родной землей. Он не только переписывался, но и старался, где было нужно, помогать землякам. Был организатором акции собрание средств на восстановление памятника на могиле Николая Лысенко в Киеве. Переписывался с Николаем Гринченко, тогда ректором музыкально-драматический институт имени Николая Лысенко в Киеве. Из Киева получал журнал "Музыка", харьковскую газету "Музыка массам".

1-й историк. С началом 1930-х годов начали поступать письма с намеками на то, как трудно у нас в Украине живется. Немного погодя связи вовсе прервались, когда преследование и истребление украинского населения и деятелей украинской культуры приняло массового характера.

4-й литературовед. Любимой темой его мыслей и размышлений было родное Подолье. Он осуществил обработку песни Левка и Богдана Лепких "Слышишь, брат мой", многих других песен.

Наддністрянські мелодии трогали его до слез. Песня из Заліщанщини о старую мать, которая вышла на гору и звала своего сына с войны, напоминала о родные села, Днестр с его высокими берегами. Тоска с родным краем проявлялась все больше, переливалась в песню.

(Звучит песня "Когда вы умирали".)

1-й литературовед. В 1930 году было устроено "Праздник украинской музыки".

Украинская община в Америке надлежащим образом оценила заслуги Гайворонского. Стали устраивать концерты, посвященные в целом его творчества. Известия об успехах Михаила в Америке печатала львовская пресса. Г. Куп-чинский высказывал на страницах "Дела" радость и друзей-стрелков: "нам Приятно, что Ты получил награды от чужих, а еще приятнее, что дождался признания своих. Потому что это, брат, много тяжелей..."

2-й литературовед. От половины 1933 года Гайворонский сосредоточил все внимание на своей сценически-музыкальной труда, а именно: на музыкальной коллекции "Железная Острога", основанной на жизни и быту Украинских Сечевых Стрельцов. Свою музыку к этой пьесе он посвятил двум товарищам - Р. Купчинскому и Л. Лепкому. Театр имени Тобилевича сразу принял пьесу к постановлению, а премьера состоялась как раз в родном городе Гайворонского Залещиках - 7 августа 1934 года.

3-й историк. Вторая мировая война всколыхнула жизнь украинцев, раскинутых по миру. Гайворонский сильно и глубоко переживал это. Больше всего утомляло нехватка связи с родным краем. Первой была весточка о жизни ближайшей семьи и о месте захоронения Мы-хайлової матери.

3-й биограф. В 1942 году он тяжело и надолго заболел. Болезнь сильно знемогла его. Думал о родном крае и вспоминались слова Шевченко:

"Может, мне на чужбине

Жить легче будет.

Как иногда в Украине

Вспоминать будут".

4-й биограф. Летние месяцы 1949 года были же тяжелее для Гайворонского, силы вичерпувались к остальным.

Умер поэт 11 сентября 1949 года в Форес Гилс в Нью-Йорке. Похоронен на кладбище святого Иоанна в Миддл Виледж.

3-й литературовед. Наиболее примечательны чертами характера Михаила Гайворонского были кротость, терпение и уравновешенность. Степан Чарнецкий о своем друге сказал так: "Человек, имела сердце голубя, нежность и уязвимость мимозы, а скромность сельского девочки".

В жизни и труде он соединял приметы учителя и воина.

III. Итог урока

Учитель. Украинский литературовед Федор Погребенник много лет исследует историю создания украинских песен. Среди них большое значение придает патриотическому (стрелковым). Это песни-гимны, что их столько десятилетий запрещали петь, все же не умерли, жили глубоко в душах верных сынов и дочерей народа, согревали веру в лучшие времена, помогали сносить политические преследования, вселяли надежду, что "встанет мать - Украина, счастливая и свободная".

Долго нас судьба жерла,

До сих пор нас болезнь жрет,

И мы крикнем:

"Еще не вмерла Украина,

Еще не умерла и не умрет".

Время разбрасывать камни прошло, пришло время собирать его. Помните о тех, кто сейчас далеко от нас, но всегда был и есть с нами. В слове, в песне.

Куда бы не забросил февраль жизненный вихрь наших земляков, они всегда помнили, которого они корня, рода, где их родина.

Рассеянные по всему миру дети одной матери - Украины, - как те журавли, разлетелись в серой мгле по дальним чужинах. И не везде они находят надежное убежище. И не везде их встречают с распростертыми объятиями. И только память о родной земле, доверительное печатное слово дают им утешение.

(Звучит песня "Ностальгия").

Гаснет свеча Памяти на нашем уроке, и не гаснет она в наших сердцах.

Я бы очень хотела, чтобы это была не последняя наша встреча с певцом стрелковой славы, потому что он, действительно, имеет право на долгую и добрую память.