Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ЛЕСЯ УКРАИНКА
Мавка - новый тип личности в драме-феерии Леси Украинки "Лесная песня"

10 класс

М.Розвозчик,

учитель-методист Белая Церковь

Цель урока: на основе изучения содержания пьесы исследовать, как в драме-феерии Леси Украинки "Лесная песня" описан новый тип личности и новую концепцию человека; развивать и совершенствовать навыки анализа драматического произведения: воспитывать у учащихся чувство гуманизма, свободолюбия, высокой духовности.

Тип урока: урок-исследование.

Оборудование: портрет Леси Украинки, иллюстрации к "Лесной песне", фонозапис произведения, раздаточный материал.

Ход урока

И. Сообщение темы и цели урока, мотивация проработка темы

Вступительное слово учителя. Леся Украинка совершила настоящий творческий подвиг: за 13 лет, будучи тяжело больным, создала около 20 драматических произведений, среди которых в первую очередь надо назвать "Одержимую", "Кассандру", "В пуще", Боярыню", "Адвоката Мартиана". "Лесную песню", "Каменного хозяина", "Оргию".

Лина Костенко в статье "Поэт, что шел лестнице гигантов", называя драматургию Леси Украинки "грандиозным поэтическим массивом в мощнейших регистрах трагедии", отмечает, что только исключительно гениальному художнику было под силу создать такие шедевры.

К какой бы теме не обращалась писательница, каждый сюжет, каждый образ четко проектировался в современность, поскольку Леся Украинка не просто рассматривала такой огромный отрезок жизни цивилизации, а концентрировала проблемы и стремилась увидеть и осмыслить каждое явы еще в философско-идеологической плоскости.

Дмитрий Донцов считал, что Леся Украинка и как лирик, и особенно как драматург принесла нам героический идеал жизни. ее герои во многом похожи на автора. Леся внесла в украинскую литературу образ нового типа личности - человека несгибаемой воли, высоких чувств, великой гордости, человека талантливой и мужественной.

Сегодня мы, исследуя драму-феерию "Лесная песня", докажем, что Мавка нельзя лучше воплощает Леси-ну концепцию человека, новый тип личности, которая свободна в своих чувствах, мыслях и поступках, в которой каждое движение души отражает ее глубину и неповторимость, ее красоту и величие.

II. Изучение нового материала 1. Диалог творческих групп (литературных критиков и читателей-аналитиков)

Блок вопросов к литературоведов:

1. В чем проявилось новаторство драматургии Леси Украинки?

2. Почему Леся Украинка обратилась именно к такому жанру?

3. Которые особые признаки поэтической драмы?

4. Почему произведение имеет такое название?

5. Что было стимулом для написания "Лесной песни"?

Блок вопросов к читателям-аналитиков:

1. Чем захватил вас произведение?

2. Которая основная линия сюжета?

3. Которые проблемы нарушает Леся Украинка в пьесе?

4. Что общего и отличного в пьесах "Боярыня" и "Лесная песня"?

5. Которое идейно-художественную нагрузку творении несут образы Мавки, Лешего, дяди Льва, Лукаша, его матери и Акулины?

6. Как просматривается в произведении образ автора?

2. Аналитическое сообщение представителя творческой группы литературоведов

Драматургия Леси Украинки поражает новизной тем, остротой философско-психологических конфликтов, философскими обобщениями, поэтической красотой, высокой культурой вірша. ее новаторство оказалось и в содержании, и в форме драматических произведений. До того в Украине преобладала социально-бытовая драма. Леся Украинка положила в украинской литературе философскую и психологическую драму, с образами широких обобщений, символическое звучание.

Сюжеты драматических произведений Леси Украинки охватывают историю человечества за три-четыре тысячелетия. Египет фараонов, Вавилон, Иудея, Эллада, Римская империя времен раннего христианства, средневековая Испания, первые поселения колонистов в Северной Америке, украинская и інонаціональна мифология - весь этот колоссальный материал систематизируется, художественно осмысливается.

Все темы, идеи находятся во взаимодействии, не исчерпываются в одной или двух драмах, а переплетаются, "переливаются" из произведения в произведение, высвечиваются в разных аспектах. Это соответствовало творческим принципам Леси Украинки, которая считала, что у каждого настоящего писателя существует определенная группа идей или даже одна какая-то идея, к которой он периодически возвращается, или же не выпускает ее из поля зрения в одном своем произведении.

Драматический диалог, лирико-драматическая сцена, драматическая поэма, фантастическая драма, драма-сказка, драматический этюд - так определяла Леся Украинка жанровые разновидности своих пьес.

3. Учитель отмечает, что группа литературоведов подготовила таблицу, которая поможет каждому исследователю усвоить основные составляющие новаторства драматургии Леси Украинки и определяющие черты личности нового типа в произведениях этой гениальной писательницы (на столах разложено таблицы как раздаточный материал):

Основные составляющие новаторства драматургии Леси Украинки

Определяющие черты личности нового типа в драматурги Леси Украинки

- новизна темы;

- богатство драматических жанров;

- новая концепция человека;

- тяготение к философской обобщенности, поэтической условности, символики, мифологичности;

- концентрация проблемы и стремление увидеть и осмисли ей каждое явление в философско-идеологической плоскости;

- острая философско-психологического конфликта (конфликта идей, взглядов);

- высокая культура стиха поэтической драмы (отточенный 5-стопний белый ямб);

афористичность языка

- непреклонность воли;

- высочество чувств;

- одержимость;

- талант;

- гражданское мужество (героизм);

- непоколебимость идейных убеждений;

- свободолюбие и чувства и достоинства;

- благородство;

- величие натуры;

- общественная ответственность перед историей

4. Учитель предоставляет слово представителям творческой группы читателей-аналитиков.

Учащиеся должны раскрыть такие аспекты анализа драмы: 1) тема, идея, конфликт, особенности композиции и сюжета; 2) мир природы и людей; 3) образ Мавки.

4.1. В "Лесной песне" выступают два мира: мир природы с ее фантастическими существами и реальный мир с фигурами людей. Искусство композиции произведения заключается в тонком переплетении фантастики с реальностью.

Основной конфликт подчинен главной идее - борьбе за гармоничное свободную жизнь, за высокую мечту, за верность и красоту, борьбе против серости и рутины, против ограниченности и бездуховности.

Пролог, которым открывается "Лесная песня"имеет значение запева, который вводит нас в мир сказки. Создавая соответствующее настроение, пролог является одновременно и проекцией будущих конфликтов. Уже здесь силы природы, олицетворяют движение, волю, противопоставлены силам застоя.

В первом действии начинается конфликт человека с природой. В лес приходят люди. Лесные силы им способствуют, а водяные пытаются вредить. Эта "весенняя" действие является действием зарождения и цветения любви "лесной царевны" Нимфы и сельского парня Лукаша. История их любовь составляет сюжет произведения.

Во втором действии, которую можно назвать действием "поздним летом", развивается конфликт: в душе Лукаша вянут поэзия и любовь к Мавки, и он предает ту, что является воплощением мечты и красоты, а выбирает Акулину - воплощение рутины, заземленості и банальности. Когда Лукаш сосватал Акулину, Мавка проваливается в подземелье "Того, что в скале сидит". Это первая кульминационная вершина драмы.

Особенностью сюжета "Лесной песни" является то, что в ней как бы две кульминационные вершины. После первой кульминации события не идут на спад.

В третий действия, действия "поздней осени", происходит самая борьба страстей. Здесь человек становится зверем и снова человеком, здесь Акулина закляла Мавку в иву. Но любовь побеждает смерть, огонь жжет все никчемное, ненужное, очищая человека освобождая ее от пут рутины.

Развязка "Лесной песни" оптимистическая - прекрасное не умирает: оно является символом вечности.

4.2. Формально всех персонажей произведения можно поделить на фантастические и правдивые. Между миром природы и людьми существуют определенные противоречие. В то же время каждый из этих миров не является однородным, здесь также есть свои споры, соревнования.

В изображении мира мифологических существ Леся Украинка преодолевает стереотип. Основной конфликт драмы подчинен одной идеи - соревнованию за счастливую, свободную жизнь, за высокую мечту, красоту, любовь и верность против однообразия и тупости, упрямой мещанской ограниченности. Добро и зло, верность и предательство, поэтическое призвание и частнособственнические инстинкты столкнулись в этой драме-сказке, которая рассказывает о высоких чувствах, о неизбежности гармонии человека с природой.

В драме нет противопоставления человека и природы. Речь идет о гармонии природы и человека как части этой природы. Поэтесса призывает оберегать первозданность природы, ее красоту, преподносит свой голос в защиту всего живого, что нас окружает. Своим вещим словом она предостерегала людей :"Не режь, не убивай", потому что если гармония будет нарушена, силы природы мстить неразумным людям за бездумное истребление живой красоты и добра, среди которых они живут.

Леся Украинка в изображении природы в драме была новатором. Она не только предоставляла ей колоссального значения, но и "бы оживляет" ее на бумаге. Поэтесса словно писала сценарий для будущего кинофильма, предвидя синтез различных искусств, который теперь дал такие плодотворные результаты в кино и на телевидении. Тогдашний уровень сценографии способен был реализовать ремарки "Лесной песни", потому что здесь пейзажи подано в смене красок, звуков, в движении, во временном развитии. Эти ремарки, кроме всего прочего, еще и выполняют функцию уплотнения времени, что для принципа единства драматического действия имеет непереходный значение.

4.3. Всю силу чувств, весь свой поэтический дар перелила Леся Украинка в лесную мифологическое существо - Мавку. ее образ является особенным. Героиня "Лесной песни" в сердце "то, что не умирает". Это бессмертно - негаснущий огонь любви, которое в состоянии победить все, даже смерть. Мавка - сказочная фигура, произведение народной фантазии. Поэтесса взяла ее из славянской мифологии. Лесная девушка красивая как снаружи, так и внутри, то есть ее внешняя красота находится в гармонии с внутренним миром и меняется согласно переживаний девушки.

В первом действии, в ночь, когда расцветало любовь, Мавка "словно лесная царевна в звездном венке на темных косах". С развертыванием сюжета, с развитием действия меняется и ее внешний вид.

Во втором действии Мавка по наущению матери Лукаша впитывается в будничную одежду деревенской девушки и выглядит в нем убого, униженно. Из свободной лесовички она превращается в покорную служанку, жнет на чужой ниве. И все это терпит ради большой любви к Лукашу, с которым решила навсегда соединить свою судьбу.

Но ее мечты не осуществились: Лукаш предал любви. Тогда внешняя красота Нимфы увядает, ей не помогает даже пышный одежду. И хотя в конце действия Мавка одета в багряные осенние одежды и с серебряным дымкой на голове, ничто уже не может скрыть смертельной бледности ее лица. "Умирающая надежда расширила ее большие темные глаза, движения у него порывистые и исчезающие, словно что-то в ней обрывается" - встретив Русалку такой, Лукаш ужасается: "Какая страшная!". Так с помощью портретной характеристики писательница раскрывает тяжелое внутреннее состояние героини.

Необычное изображения образа Мавки начинается со своеобразного освещения. Леся Украинка облучает свою героиню пламенным звездным ореолом, который сопроводит Мавку в течение всей пьесы Это огнисте сияние то разгорается, то угасает, в зависимости от развития действия, настроения и состояния Нимфы. В ночь первой любви Лукаш надевает на голову девушке звездный венок, и поцелуй любимого она воспринимает как звезду, что упала в сердце. В ту ночь она хотела бы умереть от счастья, как падающая звезда. Когда любимый предал, то "все звезды погасли и в венке и в сердце" Мавки. В последнем монологе героини бессмертие ассоциируется с огнем, свободными искрами:

0, не журися за тіло!

Ясным огнем зажглось оно,

чистым, палящим, как хорошее вино,

свободными искрами вверх взлетело.

И, наконец, финал: Мавка еще раз появляется в странной своей красоте, "вспыхивает вдруг древней красотой в звездном венце". Эта ремарка дает ключ к сценической трактовки, способствует более глубокому раскрытию идейно-художественного содержания всего произведения, его философского обобщения: все высокое, благородное, великое - вечное. И никакие мелкие мысли и бренные жизненные неурядицы не способны уничтожить его.

Конкретизация образа Мавки осуществляется через ее взаимоотношения с Лукашем, Лешим, дядей Львом. Акулиной. Но главную вес имеет здесь речь самой героини. Речь Нимфы аллегорическая, как и сам ее образ; язык будничной прозы эта необычная волшебная девушка не может понять. Она видит вокруг себя красоту и совершенство, то почему она должна описывать и характеризовать их такой упрощенной и несколько даже згрубілою языке крестьян? Переступив порог обыденной жизни, в котором существуют расчет, взаимная плата, корыстолюбие, физически, Мавка не может переступить этого порога духовно. Несмотря ни на что, она до конца остается идеально чистой, незрадливою, искренней, потому что именно так понимает любовь.

Кое-кто считает, что Мавка - это художественный прототип Леси Украинки, но это не^совсем так...

5. Творческое обсуждение актуальных вопросов.

Учитель отмечает, что в процессе работы с текстом "Лесной песни" возник целый ряд вопросов, на которых стоит акцентировать внимание:

1. Что нового вносит каждое действие в композиционно-сюжетную канву произведения?

2. Почему после кульминации в конце второго действия не наступает развязка?

3. Какой есть развязка произведения?

4. Как понять слова Мавки, сказанные Лукашу, "...не можешь ты своей жизнью в себя равняться"? В чем самая большая трагедия Лукаша?

5. Кто являются антиподами Нимфы в эстетическом и идейном плане? Какие черты воплощают эти персонажи?

6. Как вы понимаете слова Мавки: "Нет! Я живая! Я буду вечно жить! Я в сердце имею то, что не умирает."?

7. Которые концептуальные позиции самого автора воплощает Мавка?

8. Которые философско-этические проблемы возбуждено в этом произведении?

III. Итог урока

Учитель. Лесная песня" Леси Украинки поражает нас глубиной и изяществом авторской мысли, музыкой слова, неповторимым образу Мавки, в которой прекрасно сочетаются духовное богатство и внешняя красота, нежность и доброта. Мавка выражает Лесин идеал человека с ее устремлением к высоких и светлых чувств, с ее неразрывной связью с миром природы.

Пьеса Леси Украинки - это не просто произведение о любви и красоте, это глубоко философская драма, в которой автор определяет мечты человеческой души, дает ответ на вопрос смысла жизни.

Устами Нимфы Леся Украинка утверждает, что человек должен быть свободным и счастливым, быть частичкой природы, чувствовать красоту, надышаться ею, иметь в сердце бессмертные силы жизни.

IV. Задача на дом: написать сочинение-размышление

"Смысл человеческой жизни (по драмой-феерией Леси Украинки "Лесная песня").