Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

ВАСИЛИЙ СИМОНЕНКО
Украина в жизни Василия Симоненко и Михаила Булгакова (Бинарный урок-поиск 11 класс)

А. Дудник,

учитель-методист украинского языка и литературы;

Л. Завгородняя,

учитель-методист зарубежной литературы

Черкасская обл.

Цель: ученики должны осознать значимость гражданской лирики Василия Симоненко, раскрыть ее проблематику и эстетическую стоимость, по достоинству оценить; задуматься над смыслом жизни, собственным выбором духовных ценностей и приоритетов; формировать в сознании учащихся патриотические чувства, высокую нравственность и эстетическую культуру, воспитывать сильную и творческую личность, любовь к Родине; раскрыть значение Украины в жизни. Булгакова; способствовать выработке "у учащихся навыков выразительного чтения, идейно-духовного анализа стихов, развивать культуру устной речи; воспитывать желание узнать больше об Украине, Киев - столицу, где формировались две большие судьбы.

Оборудование: фотопортреты В. Симоненко и М. Булгакова, выставка произведений поэтов, фотодокументы о жизненный путь, иллюстрации к произведениям, выражение Олеся Гончара (под портретом В. Симоненко) "Для песни своей, для думы своей в счастливое мгновение родила его Украина. И он - за примером наших лучших поэтов - отплатил ей сыновней верностью, чистым горением души".

Задачи урока: сотрудничать в группе, беречь учебное время, учиться видеть главное, существенное в изученном материале.

План урока

И. Сообщение темы и цели урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся

Учитель украинской литературы. На предыдущем уроке мы начали путешествие в победоносный мир поэзии В. Симоненко, выяснили определяющие мотивы его лирики, почувствовали ее гражданскую страстность, идейную остроту.

Сегодня продолжим разговор о литературное наследие нашего знаменитого земляка, чтобы открыть для себя другие важные грани его творчества, полнее выяснить идейно-эстетические особенности художественного наследия поэта.

Прикоснемся к Симоненковой слова, с которым он обращался к родной земле, признавался в любви украинскому народу и уверял весь мир, что "Можно все на свете выбирать...выбрать нельзя только Родину".

Учитель зарубежной литературы. Имя Михаила Булгакова на 25 лет был вычеркнут из литературной жизни. Это были 1964-1989 гг. И слава пришла к нему уже после смерти.

Сегодня мы вспомним биографические страницы писателя, связанные с Украиной, пройдемся по улицам Киева, увидим те места, которые так любил Булгаков, заглянем в музей писателя на Андреевском спуске, 13.

Мы понимаем, как обогатилась украинская земля, имея такого влюбленного в нее замечательного Мастера.

II. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Ролевая игра.

Учитель украинской литературы. Поэт В. Симоненко пришел на встречу с журналистами, которые интересуются его творчеством, чтобы рассказать о некоторых важных вехах жизни и о поэзии, которые он посвятил Украине.

Поэт-ученик (рассказывает о себе). Я родился 8 января 1935 года на Полтавщине в небольшом селе Биивцы. Детство мое пришлось на военные и послевоенные годы. Жил я без отца, мама день и ночь работала, чтобы заработать на кусок хлеба, а меня воспитывали бабушка и дедушка, которых я очень любил. Они были настоящими друзьями.

...Молниеносно промелькнуло детство, и я уже студент Киевского университета. И в университете, и позже, когда работал журналистом в газетах на Черкасщине, писал стихи

Журналист-ученик журнала "Дивослово". Извините, Василий Андреевич, Вы вот вспоминаете, что писали стихи уже студентом и позже. Но почему Вы их не спешили печатать?

Поэт. Да, не спешил, потому что были эти произведения искренними и правдивыми, речь в них не о любви к партии и вождя, а о простых людей... В моих Біївцях жило много таких людей, которым можно было посвящать целые романы; дед, который работал всю свою жизнь баба Анисья, которая имела троих сыновей, - и все полегли на фронте, дядя, который с голоду взял что-то на колхозном поле и его судили, потому что действовал "закон пяти колосках".

Журналист-ученик газеты "Литературная Украина". Учителя школы села Биивцы, где Вы учились, вспоминали, что Вы в классе выделялись среди учащихся, во-первых, умом, во-вторых, тем, что очень бедно были одеты. А как Вам жилось в Киеве, когда Вы учились в университете им. Тараса Шевченко на факультете журналистики?

Поэт-ученик. Сложные были времена, послевоенные. Жилось нам нелегко. Мы - дети войны, и подавляющее большинство из нас были сиротами: у того - отца нет, у того - матери. Одевались очень бедно. Но пусть мне простят сегодняшние студенты, то можно меньше обращали внимания. Мечтали... писали, были правдолюбами, бескомпромиссными к лицемеров и до убогих духом подхалимов.

Журналист газеты "Голос Украины". Василий Андреевич, Вы работали журналистом на Черкасщине. А в каких газетах?

Поэт-ученик. В 1957 году я закончил университетскую науку, работал в редакциях газет "Молодежь Черкащины". "Черкасская правда", собственным корреспондентом "Рабочей газеты".

Журналист газеты "Нова доба". Критики и исследователи Вашего творчества утверждают, что лирик Василий Симоненко любил родную землю, страну безталанну, бессмертную украинскую песню, язык народную, что сердце его не могло безучастно наблюдать любое унижение, даже имени Родины-матери, что любовь Ваша от земли, которая напоила Вас своими соками, дала силу и голос сердечный и нежный, наполнила Ваше сердце чувством патриота и великого поборника родной культуры.

Тематика Вашего творчества разнообразна. И что из Вашего творчества Вы пожелали бы прочитать молодым читателям газеты "Новая сутки", чтобы и они прониклись нежной любовью к государству, в котором живут, чтобы так, как Вы, любили язык, украинскую песню, были достойными гражданами Украины и верили в ее счастливое будущее?

Поэт-ученик. Спасибо за то, что Вы интересуетесь моими произведениями об Украине, потому что они действительно научат Вас любить землю, где Вы родились и выросли.

Слово сыновней любви звучит в таких произведениях: "Задивлюся в твои зрачки" ("Украине"), "Мир который -- сказочное кружево", "Столько у тебя глаз", "Есть тысячи дорог, миллион узких тропинок", "Земля родная! Мозг мой светлеет", "Лебеди материнства".

Я подготовил мини-сборника, куда вошли эти стихи, и хочу подарить вам память.

(Дарит журналистам и всем присутствующим мини-сборника.)

Журналист газеты "Литературная Украина". Мы благодарим за интересный рассказ, думаем, что Ваш жизненный подвиг будет гореть высоким чистым светом в небе украинского писательства.

Учитель зарубежной литературы. В прошлом веке Украина дала русской литературе великого Гоголя, а в XX - Булгакова. Автор "Мастера и Маргариты" с детских лет зачарованно вслушивался в живой язык Рудого Панька, так что в финале романа, там, где черные кони несут Мастера и Воланда с его свитой, появляются знакомые видения "Ночи перед Рождеством" и сияют на небе памятные гоголевские "капельки звезд".

Ученик-консультант. Михаил Булгаков родился в древнем Киеве. Он всегда говорил: "Какие же замечательные звезды на Украине. Вот 8 лет уже живу в Москве, а все-таки меня тянет на родину. Сердце щемит, хочется иногда вскочить в поезд - и туда. Снова увидеть кручи, занесенные снегом, Днепр... Нет более красивого города на земле, чем Киев".

Булгаков не злоупотреблял словами с большой буквы. Но два слова он, безусловно, всегда писал с большой буквы: Театр и Город, и когда писал о городе, то имел в виду только один город на земле - Киев.

Ученик-литературовед. М. Булгаков воспел этот город не только в своем первом романе и первой поставленной в театре пьесе. Он дал его живой и любовно выполненный портрет в очерке "Киев - город" (1923 г.).

Генерал Чарнота в пьесе "Бег" постоянно мечтает о Киев.

В романе "Мастер и Маргарита" автор гневно осуждает киевлянина Поплавского, который ради жизни с Москве предал свой город.

В Киеве прошли детство и юношеские годы Булгакова. В 1918-1919 гг. он пережил здесь бури гражданской войны. Много раз Мастер возвращался в Киев. Был здесь в 1923 году, когда работал над "Белой гвардией". В 1936 году приезжал на гастроли с Художественным театром. Он всегда увлеченно рассказывал актерам про древний Киев, прогуливаясь по улицам любимого города.

III. Восприятие и усвоение учениками учебного материала

Учитель украинской литературы. Сам поэт В. Симоненко отделил произведения, в которых звучит безграничная любовь к Украине. Мы с вами познакомимся поближе с этими стихами, работая с его мини-сборниками.

Работа в группах.

Каждая группа ознакомится со всеми там помещенным произведениями и выберет для анализа один стих, который больше всего понравился.

(Ученики работают в группах, готовятся к ответы-обсуждения.)

Отвечают ученики И группы

Один из них читает наизусть стихотворение "Задивлюсь в твои зрачки" ("Украине").

Ученик. Задушевный разговор сына с матерью - это основная тема поэзии. Звучит искренне, сердечно, потому что Украина выступает не как понятие общего политического характера, она живая, самая дорогая мать. ей адресует поэт всю любовь, обеспокоенность, преданность и ласку.

Ученик. Диалог с Отечеством иногда меняется на острую беседу с людьми никчемными и ничтожными. С ними и продолжается непримиримая борьба Отчизны-матери "За твою жизнь, твои права".

Стихотворение убедительно доказывает, что на высокие темы публицистического стиля можно вести принципиальный и бескомпромиссный диалог.

Учитель. Согласен. А ради чего или совета кого поэт взялся за перо и "действует"? Как он об этом высказался в поэзии "Задивлюсь в твои зрачки"?

Ученик.

"Ради тебя жемчуг в душу сею,

Рады тебя мыслю и творю..."

Никто не может, не имеет права ему мешать в той задушевной беседе:

"Пусть молчат Америки и России,

Когда я с тобой говорю".

В этих словах никакого зла или ненависти к других народов, речь идет лишь о всемогущее желание пообщаться, чтобы беседа была искренней и полнее.

Учитель. Спасибо. Хочу только добавить, что как раз эта строфа была изъята из полной сборки, ибо критики усматривали вредительство поэта.

Учитель. Приглашаются к разговору ученики второй группы.

(Выразительное чтение наизусть стихотворения "Світякий - кружево сказочное.)

Ученик. Поэт рассказывает, как он сердечно и нежно любит Украину, его чувствительное сердце не могло оставаться равнодушным к любому унижение имени Родины-матери.

Вот почему некоторые строфы вулканно клекотять словом взволнованным, полным боли и жгучей любви.

Учитель. К слову приглашаются ученики третьей группы.

Ученик. Среди всех стихов, помещенных в мини-сборнике, нам пришлась по душе "Столько у тебя глаз". (Выразительно читает стихотворение.) Открытый, честный диалог В. Симоненко со своей Украиной, с украинским народом длился от первого до последнего дня его творческой жизни. Он не искал ни тропы, ни брода, потому что Украина в каждой клеточке его тела, и он готов упасть на трагический и вечный путь своего народа зарей.

Учитель. "Упаду я зарей". Что означает это высказывание? Упасть звездой для чего?

Ученик. По моему мнению, упасть звездой, чтобы осветить дорогу, указать, каким путем следует идти, потому что этот путь, как и народ украинский - вечные.

Учитель. Как автор в этой поэзии оценил свою труд для народа? Кто был его духовным учителем?

Ученик. Поэт сказал, что задел его небольшой, но это не беда, потому что есть что-то и от Великого Тараса, и от Сковороды, а они являются просветителями, пророками народа.

Учитель предоставляет слово учащимся четвертой группы.

Ученик. Я думаю, что стихотворение "Лебеди материнства" ? - завещание для нас всех. (Чтение стихотворения наизусть.) Он есть самым популярным среди читательской общественности, снискал глубокое уважение и любовь у народа. Посвящается матери, вечно заклопотаній, всегда в заботах о своих детях, каким детство под ее крылом кажется волшебным видением. Условно стихотворение можно разделить на две части. В первой мы почувствовали материнскую ласку и заботу о маленького сына, когда он еще в колыбели.

Ученик. Мать предостерегает сына, что жизнь сложное; новые хлопоты обсядуть человека, но за сыном всегда "будут странствовать глаза материнские и белокурая хата". И, как завещание, мы повторяем слова:

"Можно все на свете выбирать, сынок,

Выбрать нельзя только родину".

Этот стих положен на музыку.

(Звучит грамзапись "Сыну" в исполнении Черкасского народного хора.)

Учитель. Приглашаются к участию в разговоре ученики пятой группы, которые выбрали стихотворение "Есть тысячи дорог, миллион узких тропинок".

(Чтение стихотворения.)

Ученик. В этом произведении автор, по моему мнению, жалуется, что ему "малый зажинок суждено начать на ниве нерясній". Но есть возможность выбраться, пойти в батраки к соседям и за кусок хлеба там работать.

Это означало бы предать народ, отречься от единокровного трудового люда, "забыть убогое родное поле". И он не может сделать этого, должно идти босым по родному полю, потому что это его земля.

Ученик. Нива, на которой ему надо творить, - его, это его земля, здесь он начал свой зажинок", здесь его родители, лучшего урожая он не ждет, потому что нигде не бывает лучше, как на своей земле, дома. Тысячи, нет, миллионы дорог ведут к его отцовской нивы. Следовательно, он не может, не имеет права предавать ее.

Ученик шестой группы читает стихотворение "Земля родная! Мозг мой светлеет ".

По моему мнению, мотив сыновней преданности народу, его тесной связи с родной землей звучит во многих произведениях, и самое яркое - в стихотворении "Земля родная! Мозг мой светлеет".

Поэт был патриотом своей Родины, чувствовал с ней повнокровну единство и такой братский союз, которого никогда и никому не порвать.

Стихотворение начинается благородным и пошанним обращением к Отчизне: "Земля родная!"

Поэт все отдает своей земли, ибо он живет ней, он вышел из этой земли.

Ученик. Хочу сказать, что любовь поэта к Родины, с Украины была большой и пылкой. Он стремился защитить землю от людей бездушных, ничтожных: "Пусть того земное притяжение предаст, И с проклятием безвестность проглотит!"

Учитель. Этими стихами, с которыми мы ознакомились и, думаю, запомнили, поэт показал и неизменную любовь, и глубокое уважение и искреннюю признательность и земли, и семье, и народа, и всей Украине.

Так любили Украину не только великие люди, которые родились и творили на этой земле, а и те писатели, которые в результате исторических событий и общественных условий оказались за рубежом. И всю жизнь несли в своем сердце любовь к родной земли - Украины.

Учитель зарубежной литературы. Без Киева в сердце Булгаков не написал бы своих лучших произведений. Вместе с Киевом он пережил страшные годы оккупации. Учился в Киевской гимназии, где прочитал Гоголя.

А теперь давайте пройдем по улицам Киева (заочная экскурсия).

Экскурсовод. В 1912 году в Киеве открывались выставки "Театр миниатюр", "Интимный геатр", была открыта панорама "Голгофа" (воображение о распятии Христа).

Михаил Булгаков любил Киевский университет (показ иллюстраций), который носил имя святого Владимира. Вот мы выходим на Владимирскую улицу, видим собор святого Владимира (иллюстрация).

Идем по улице Львовской. Видим купола Николаевского собора Покровского монастыря.

На перекрестке с улицей Житомирской церковь Сретения. Вот такой она была до 1930 года. Затем по приказу власти ее разрушили.

Подходим к Владимирского собора. Это был главный православный храм Киева. И славился он не спльки архитектурой, сколько внутренними росписями, которые сделали российские художники. Васнецов, М. Не-стеров, М. Врубель.

Вот дом № 13 на Андреевском спуске, где жили Булгаковы в 1906-1919 гг. Сейчас здесь музей писателя.

Неподалеку золотыми куполами сияет Андреевская церковь.

А вот Крещатик. В очерке "Киев - город" Булгаков написал: "Над рекой, которую Гоголь любил..." Это круча Царского сада, а под ней величественный Днепр.

Владимирская горка, дом Городецкого, Труханов остров. "Гору замело снегом, засыпало до макушки - и стала величественная сахарная голова. А дом накрыло шапкой белого генерала..." - так написал в очерке про эти места писатель.

Мы прошли по улицам Киева, увидели Киев - город на рубеже веков, в годы революций и войн.

Город и будущий Мастер вырастали вместе, вместе переживали трагические события. Впереди был сложный путь, была Москва, где Булгаков написал "Белую гвардию", "Дни Турбиных".

Время все расставило по своим местам, подтвердил слова Мастера: "Рукописи не горят".

После 25 лет молчания наконец пришло признание. Но первое знаменательное событие в творчестве писателя - это роман о Андреевский спуск и судьбу братьев Турбиных. Это - Украина в жизни Булгакова.

Учитель зарубежной литературы. В 1914 году М. Булгаков работал врачом в Каменец-Подольском военном госпитале. Тогда он был уже женат, его жена Татьяна Николаевна работала сестрой милосердие. В этом же году в июле госпиталь переехал в Черновцы. И только в конце лета 1914 года молодого врача перевели в Смоленск.

В 1922 году умерла мама М. Булгакова. И впервые он не смог приехать в Киев. "Мама, светлая королева, где ты?" - спрашивает он в тоске возле могилы матери, прибывая в Киев.

Память об Украине тревожила его сердце. Он вспоминал каменец-подольские леса, черновицкие зари, узкие крутые улицы Киева.

Влюбленность в этот город М. Булгаков всегда берег в своем сердце. И Киев свято хранит память о великом земляке.

IV. Итог урока Беседа с учащимися

- Чего учат стихи В. Симоненко современного или

тача?

- Как помнит ли Украина своего великого земляка

М. Булгакова?

Рефлексия

Продолжите предложения.

Знакомясь с творчеством В. Симоненко и М. Булгакова, я чувствовал ...

(Ориентировочная ответ: рассеянные ... по всему миру дети одной матери-Украины, как те журавли, разлетелись в серой мгле в далеких чужих краях. И не везде они находят надежное убежище. И не везде их встречают с распростертыми руками. И только память о родной землю, любовь к отчему дому дают им утешение и светлую надежду на возвращение на Родину.)

Чтобы быть достойным народом своей страны...

(Ориентировочная ответ: надо научиться ... любить так, как любили В. Симоненко и М. Булгаков, научиться любить друг друга, ибо только любовь заквитчуе и обновляет землю, ибо только она способна творить жизни.)

Я понял, ...

(Ориентировочная ответ: ...что поэт В. Симоненко учит нас быть честными, искренними в отношениях с людьми.)

V. Домашнее задание

Выучить наизусть стихотворение "Лебеди материнства".

Написать сочинение-миниатюру: "Он получил Бессмертие и перешел в Вечность" (упоминание о М. Булгакова).