11 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
СЕРГЕЙ ЕСЕНИН
За что можно любить Родину?
(по лирике С. О. Есенина)
За что можно любить Родину? Конечно, это тема особая: ведь каждый любит ее своей неповторимой любовью. За что любил родную землю такой истинно русский поэт, как Есенин? Мне кажется, что прежде всего за то, что окружало его: поля, деревни, леса, крестьян, а потом и город, литературу, друзей, даже кабаки - словом, за все то, что входит в плоть и кровь, становится частью бытия. Чувствуя, что значит потерять родину, Сергей Александрович хорошо передал настроение русских эмигрантов, которым так часто снились ограда, калитка, береза и ель.
Но никогда не имела бы такой магической силы лирика поэта о родной земле, если бы он за этой «малой» родиной не видел «большой». Конечно, он воспринимал Родину и глубже, и шире. Он гордился мощью своей страны, ее необъятностью: «Я буду воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким «Русь», - пишет он в стихотворении «Русь советская». Поэт счастлив тем, что он сын великого народа, великой революционной эпохи, которую старается понять и принять. Недаром в «Письме к женщине» он восклицает:
Теперь в советской стороне
Я самый яростный попутчик.
Сергей Есенин любил до боли все родное. И разве не видно это по его произведениям! Бывает, пишешь сочинение и никак не найдешь цитату. А здесь другая «беда»: не знаешь, какую выбрать. Это, наверное, потому, что едва ли не в каждом своем произведении поэт так или иначе говорит о Родине. В «Стансах» он сам объясняет особенность своего творчества: «Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла». Поэтому так трудно, просто порой невозможно отделить эту тему от других: ведь чувства к родине переплетаются у Есенина с чувствами к женщине, природе, жизни. Вспомним одно из лучших стихотворений его о любви в сборнике «Персидские мотивы»:
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Любовь к женщине раскрывается через любовь к родной земле! «Родина - это, прежде всего, ее природа», - так мог бы сказать Есенин. Но природа у него неразрывно связана с деревней, ибо только сельский житель способен так ее одухотворять. Вообще, ни у одного поэта не встречал я такой поразительной способности оживлять природу:
Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
Любимый образ - березка - становится у него березкой-девушкой с зеленым подолом, с которым играет ветер; клен на одной ноге; осины, смотрящие в розовую воду; рябина горит плодами; рожь с лебединой шеей и десятки других не менее удивительных метафор и образов составляют как бы особый мир - мир живой и одухотворенной природы, в котором жил поэт и который он гостеприимно распахнул для нас.
В городе все было по-другому. Поэтому, наверное, так радовали Сергея Александровича поездки в родное село, что он возвращался в свой заветный мир, в место, с которым связаны лучшие годы жизни. Он никогда не терял связь с родным краем, часто бывал там и, по воспоминаниям его сестер, «каждый раз, приезжая в Константиново, был по-настоящему счастлив, что... вновь в родном краю, любовь к которому пронес через всю жизнь».
Ему дорог родной край, пусть бедный и нищий. Но, конечно, его не может не беспокоить отсталости и дикости, существующих на Руси. В творчестве Есенина как бы происходит борьба двух чувств: понимание необходимости и неизбежности перемен и боль от того, что уходит в прошлое то, что ему очень дорого.
В начале 20-х годов побеждает второе чувство. В стихотворении «Я последний поэт деревни...» он пишет: «Не живые, чужие ладони, этим песням при вас не жить». Он горюет, что «стальная конница победила живых коней». Этот боль прошла, видимо, только после поездки за границу, потому что поэт восклицает: «Полевая Россия! Довольно волочится сохой по полям!». Не один год «железный гость», «каменные руки лжи», что сдавили «за шею» деревню, и другие поэтические образы терзали поэта. Возможно, это была одна из причин усиления пристрастия к вину, разгулу.
Откроем эту темную страницу жизни поэта, войдем в «Русь кабацкую». Это страшный мир людей, которые прожигают жизнь. С ними поэт провел много лет. Но он всегда чувствовал свою огромную интеллектуальную и моральное превосходство над этими подонками и мерзавцами. Вместе с тем они - часть России. Неудивительно, что для любви к родине Есенин находит соответствующее сравнение: «Любил он родину и землю, как любит пьяница кабак». Порой поэт говорит, что он такой же, как они, такой же пропащий. Но, опомнившись, высвечивает этих людей насквозь. Он знает, что «таких не подмять, не рассеять, бесшабашность им гнилью дана». Но это тоже Родина. Недаром Есенин заканчивает это стихотворение горькой фразой:
Снова пьют здесь, дерутся и плачут...
Ты, Рассея, Рассея моя...,
Азиатская сторона!
1925 год - год воскресения и смерти поэта. Он все больше верит в будущее страны:
Мне теперь по душе иное...
И в чахоточном свете луны
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной стороны.
Это очень плодотворный в творческом плане год. Но освободиться от тоски, от предчувствия смерти не удается. Да, страсть к вину, тяжелая болезнь, непонимание, личную жизнь, что не сложилось, - все это и многое другое привели к трагическому концу.
Но для нас поэт всегда остается живым, всегда его творчество вливает нам «в грудь теплынь», учит по-новому видеть родное и любить его. И недаром никакие запреты и гонения на творчество Есенина в ужасные сталинские времена не могли заставить забыть его, ибо в его «глазах прозрений дивный свет».
Когда я думаю об этом человеке, вспоминаю строки М. О. Некрасова: «Природа-мать! Когда б таких людей ты иногда не посылала миру...». Тогда бы заглохли и поэтичность и лиричность - светлые родники человеческой души.