Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Партитурную анализ поэтического текста

Презентация авторской методики

В. Азьомов,

учитель-методист Донецкая обл.

Сначала было Слово... и Слово было Бог.. Слово воплотило в себе всю бесконечность мира и человека.

Странно. Однако среди различных видов признанных современной школьной методике литературных анализов поэтического текста нет ни одного, который бы выводил слово из замкнутого лингвистического среды.

Почему так произошло? Ведь слово как психофизическое явление и формировалось и эволюционировало, и функционирует на пределе номи (называние, определение) и звучание (музыка, мелодика, интонирование).

Сама природа слова за то состоит, образно говоря, из двух половинок - из напівсфери лексического значения и напівсфери чувства, мєтроритму, интонации, что тоже является значением, которое "накладывается" на лексическое значение.

Воспринимаем слово как единство, как нераздельное объективную данность, синтетически.

Содержательно-композиционный, функционально-стилистический, лингвистический, семантический - все эти основные виды анализа литературного текста не организуют видение и понимание синтетической природы слова как категории мировосприятия.

Партитурную анализ является попыткой лабораторно разделить и рассмотреть слово - слово-единство четырех элементов: слово-название, слово-эмоция, слово-метроритм, слово-интонация.

Исполнилось двадцать лет с момента создание методики.

Этого времени было достаточно для апробации партитурного анализа и со стороны культурологического, загальнорозвивального, и как технологической системы.

Не можем не коснуться еще некоторых, на наш взгляд, необходимых общим местам. Живем во времена методической революции. Трансформации, происходящие в преподавании литературы, можно считать эпохальными. Многое из того, что до недавнего времени имело статус аксиомы, сейчас или отвергается вообще, или принимается с оговоркой.

В видении школьного курса литературы соревнуются две концепции.

Схематично первую обозначим через формулу: литература как явление искусства; вторая позиция: литера тура - учебник жизни.

Партитурную анализ, кажется, соответствует обеим концепциям. В нем актуализируются, с одной стороны, знания по теории литературы, а с другой - требуется привлечение опыта из смежных сфер творческой деятельности человека - из музыки, психологии, физики; партитурную анализ предполагает выработка универсального культурного опыта, особенно на последнем, пятом этапе анализа, во время чтения партитуры.

В чем же заключается главное отличие партитурного анализа от других видов "вскрытия" поэтического произведения?

Партитурную анализ открывает слово в свете двух муз - поэзии и музыки. Именно здесь, на пересечении этих двух сфер прекрасного, по нашему убеждению, еще не поднятые пласты знания.

Партитурную анализ в своем смысле означает блок из пяти анализов, связанных между собой в неразрывности и последовательности. Слово оценивается в пяти координатных плоскостях:

1) слово-значение (художественный образ, метафора, символ);

2) слово-эмоция (чувства, экспрессивная составляющая значения);

3) слово-время(ритм, пульсация, метрическая величина);