"Народ мельчает тогда, когда теряет
духовность..." Диалог истории и современности
С. Жила,
доктор педагогических наук, профессор
Чернигов
Береги народ от духовного упадка Роман
Иванычук
Я пишу историю, чтобы сделать проекцию
на нынешний день
Роман Иванычук
"Любое истинное произведение искусства
представляет собой диалог с каждым человеком", - такое мнение высказал Регель. Все,
кто читают роман Г Иваничука "Орда", мысленно общаются с
писателем. Патриотически настроенные украинцы соглашаются с художником: народ
("доверчивый и незрячий") нужно будить.
Прошло 300 лет от трагической в истории
нашего государства события - разрушения российскими войсками Петра И тогдашней
гетманской столицы Батурина. Ордынцы Меньшикова зверски уничтожили
батуринцев и защитников города. В книге-исследовании Сергея Павленко
"Гибель Батурина 2 ноября 1708 года" справедливо утверждается,
что будущая жертва-город накопило в себе критическую массу противостояния и решительно
поднялось на защиту прав и свобод родного народа: "Поджигатели и не
подозревали, что своим такие злодеяния они вытворили Украине об-раз-символ Батурина
как независимости, бесшабашности и а свободолюбия украинцев" [3,3].
Роман Иваничук произведением "Орда"
доказывает, что нам не нужно возвращаться в неволю, а надо верить в счастливую
зарю". Его роман - это коллаж истории и современности, а если точнее:
совершенное воплощение современности в историческую формулу: прошлое, настоящее и будущее.
Писатель умеет создавать образы лаконичные, но яркие, суггестивные, которые способствуют
возникновение многих ассоциаций, рожают параллели с нашей действительностью. Причудливый
роман позволил іваничукові в неполные 200 страниц текста вместить большие просторы
Украины. Главный герой произведения отец Епифаний странствует по дорогам обездоленого
края: Батурин
- Глухов
- Киев - Полтава - Лебедин - Высокая Могила
- Скит
Манявский - Карпатские горы и видит "всю свою землю от захомучену
Припяти до Черного моря, от Прута до Лопани, окруженную высокими тюремными
стенами; находится в разных землях имперской России (Воронеж - Сибирь -
Петербург - Гродно), Турции, Европе.
Писатель в мистерии сочетаний истории и
современности сжимает и уплотняет века: гетманства Мазепы - царствование Петра i, просякле
трупным ядом тело Советского Союза с Биківнею, Куропатами, Дем'яновим
Лазом, передает собственные боления и отчаяние нации, которая барахтается в узах
имперского зла.
Изысканная форма романа-псалма (от гр. гsalom - хвалебная песня религиозного содержания) помогала
художнику создать высокий украинский дух.
Литературоведы сказали свое веское слово о
роман Г Иваничука "Орда", который ярко осветил первый в истории
массовый геноцид украинцев, варварское разрушение гетманской столицы.
В год памятный и болезненный для каждого
украинца хотим поделиться опытом изучения псалма "Орда" со
студентами исторического факультета Черниговского государственного педагогического
университета имени Т.г.шевченко.
Приводим ориентировочный план семинарского
занятия по этим произведением:
1. Роман
"Орда" - интересное явление в нашей художественной жизни: психологический
художественный анализ трагических событий XVIII века, связанных с разрушением
Батурина. Исторический контекст произведения. "Проекция на нынешний день".
2. Жизненный
материал и художественный сюжет романа.
3. Жанр
произведения. Причудливый роман. Роман-притча, поучительная аллегорическая повествование, в которой
фабула подчинена моралізаційній части произведения. Роман-псалом - покаянная
молитва за Украину.
4. Композиция
романа.
- Кульминационная часть произведения
"Армагеддон" (6 разделов) как апокалиптическая катастрофа, украинское
кладбище и начало новой жизни.
- "Среди карликов" (7 разделов)
- разоблачение колониальной политики России относительно Украины.
- Третья часть произведения "Дорога к
Храма" (7 разделов) - путь на Голгофу своей нации.
5. Авторский
эпиграф к псалма "Орда":
"И дана была им власть на четвертой
части земли умерщвлять мечом и голодом, и мором, и зверями земными... И люди
презирали Бога за наказания, ибо кара его была очень велика"
Иоанн Богослов
6. Оригинальная
часопросторова строение произведения. Художественное время и пространство в "Орде" как ключ
к пониманию трагедии безгосударственной нации.
7. Символика
романа.
- Лебедиця
- символ чистоты, незапятнанности, верности, надежды (она приносит Єпіфанію
надежду на возрождение, но для этого он должен пройти всеми кругами ада).
Лебедиця выступает символом чистоты души Епифания.
- Страна
Карликов - символ империалистической системы - Советского Союза, в котором все
уровне, потому что малые телом и духом.
- Образ
дороги как путь к спасению и путь к греху.
Сравнить цвета глуховского тракта и
дорогу найденного Храма.
Дорога - символ искупления, движение к самому себе.
Вспомните Сковородинське: "Познай самого себя".
- Козак
Мамай -- двойник, антипод Епифания - символ непобедимости, величия духа,
мужества и отваги (воля его народа - на острие сабли).
- Символический
эпизод с бутылкой (церковная чаша и бутыль самогона) - колебания между верой и
неверием украинского народа, порабощенного карликами.
- Черные
ключи от всенародной тюрьмы в руках Епифания в конце произведения становятся ключами от
Храма.
- Картина
превращение черных ключей от всенародной тюрьмы на ключи от Храма - символ
Преображения и воскресения личности.
8. Библейские легенды, введенные в ткань
романа. Мифические горизонты произведения.
Особенно интересно на занятии рассматривается
вопрос "Жизненный материал и художественный сюжет романа". Наши
студенты-историки уже много лет проводят раскопки в Батурине и успели
найти интересные находки времен обороны и падения гетманской столицы.
Город-попели-еще мало оставило после себя документов, но много свидетельств варварского
уничтожение центра политического и культурного жизни Левобережной Украины. Студенты
откопали женщину, которая прикрывалась от глумителів иконой Божьей Матери, но это не
спасло ее. Звери-нелюди Меньшикова (иначе и не скажешь, хотя были и
христианами-единоверцами) пронзили копьем и женщину и икону. Так и увидели
студенты эту ужасную картину: икона, женщина и копье. А еще другие, не менее
ужасающие сцены нарисовали откопанные ими изуродованные детские головки...
Не только из летописей, дум и преданий
наши студенты воссоздают широкую панораму жуткой кровавой разные и руины
гетманской столицы, когда залито кровью пьяное войско царя Петра и кололо и
рубало с ненавистью детей, женщин, беззащитных стариков:
"А в огороде в Батурине Мужиков да
женщин В пень рубили да рубили. Церкви жгли, святости да Иконы под ноги
топтали..."
Когда студенты во время семинарского занятия
цитируют І.Борщака и Р.Мартеля: "Все жители Батурина без оглядки на возраст и
пол (пол. -- С.Ж.) вырезанные, как предписывают нечеловеческие обычаи москалей." -
"Вся Украина купается в крови. Меншиков употребляет средств московского
варварства" [4,110], мы приводим переводы о том, что Сеймом в течение трех
дней текла не вода, а алая кровь (15 тысяч жителей гетманской столицы
было вырезано, других убиты, сожжены; окровавленные трупы старшин прибивали
гвоздями к доскам и бросали в реки).
Давая общую характеристику сюжета,
студенты останавливаются на тех ярких сценах трех частей романа, которые
организуют события, и эстетически осмысливают их.
Помогают готовиться к этому виду работы
вопросы и задания, которые предлагаются студентам в подготовительный период к
семинарского занятия по трем частям произведения. Приводим ориентировочный перечень
этих картин и вопросов.
"Армагеддон" (разделы 1-6) 1.
Сцены кровопролития в Батурине. Круг смерти. Прокомментируйте слова
Мотри: "Воля всегда
рождается в крови" [1,9].
2. Пытки
в Глухове (смертная казнь коменданта Батурина полковника Дмитрия Чечеля, царское
проклятие Украине, "очередь" за имениями).
- Прокомментируйте
слова Чечеля:
"Замордованный мученик опаснее
для завоевателя, чем жив рыцарь, - ибо он рождает идею мести" [1,18].
"Мертвые оживут мстителями в потомках!" [1,19]. - Прокомментируйте слова
отца Даниила: "За Батурин вся Украина встанет!" [1,22].
3. Почему
первая часть романа называется "Армагеддон"? "Среди
карликов" (главы 7-13)
1. Страна
Карликов (Советский Союз). Властные люди Системы:
1) Образ
Петра - Антихриста.
2) Образ
Меншикова и его аксиома теории рабства: "Империи нужное человеческое
унижение".
3) Федор
Ромодановский - главный палач Системы.
4) Ермолай,
Уважаемый Карлик, Калмык, Арбуз, Опричник - колесики Системы.
2. Праздники
Мотря Кочубеївна - идеал национальной честности.
3. Наказной
гетман Украины Павел Полуботок как символ непокоренной самостоятельного государства.
("В фуфайках вы пришли на Украину, в
фуфайках и пойдете с ней: грабитель никогда не богатеет... Царю ненасытный! Ты
нищиш мою Украину, а не знаешь того, что загартовуєш ее, сам же в ярости своей
сгораешь, словно тля" [1,117]).
4. Профессорская
колония: "Вся мудрость украинская в Петербург перекочевала" [1,122].
- Прокомментируйте
слова профессора Тимофея Вергуна о том, как Украина отдает в очередной раз свою культуру
России: "Уже почти сотню лет кормит Украина разумом Москву. И не жалко было бы
делиться богатством с соседом - пусть и он имеет, пусть полнится культурой весь мир,
да нет же: берет за свое, срывает с нас родовые таблички и швыряет в грязь..."
[1,123].
5. Проблема
силы и ума, оружия и науки по роману Р.Іваничука.
- Прокомментируйте
мысли профессора Тимофея Вергуна: "... воля на одной сабли удержаться не
может. В запустение пришли мы Академию на Подоле, захирела философский кружок Лазаря
Барановича в Чернигове, глядь - уже и сабель в руках нет! То есть теперь
истина? Конечно же - воля, только добывать ее теперь, когда у нас отняли меч,
можем единственной мыслю... воскрешаймо прытко
наш разум! Ты не знаешь, что тебе делать?... Твой товарищ по науке Самойло
Величко ослеп в Диканьке, он уже не закончит своего летописи. Или же то грамоты
не знаешь, не выковали в тебе киевские дидаскали здольного ума. Возьми перо и
раскрой преступления и добродетели достойны, расскажи о рождение и гибель царств,
поставь на глаза подвигах героев, которые жили в славе, витлумач священное учение
трисвятого Бога. История - свидетель времен, свет истины, учительница жизни, а
слово летописца делает ее бессмертной. Напиши историю неволе - и этим подтверждаешь
справедливость единой истины - свободы!" [1,125].
"Дорога к Храму" (разделы
XIV-XX)
1.
Встреча Епифания с волхвом и язычниками, которые молились Даждьбогсві.
Волхв: "А наш Даждьбог добрый. Он
любит нас, как своих детей, потому приднепровский есть, и мы сливаемся с ним,
как с Природой, и познаем его в природе" [1,139].
Каминный Даждьбог: "Помни: Украина
только тогда станет свободным, когда будет иметь свою самобытную религию, которая воплотит в
себе свойства украинской природы и состояния души. Великий народ не может быть
подражателем чужих религий и ритуалов, он должен иметь свой независимый путь
духовной жизни" [1,142].
2. Прокомментировать
псалом Епифания (раздел 15) о вечности украинского народа на приднепровской
земли и о Единстве Закона, созданного народом, с вечным Законом Божьим
[1,143-144].
3. Как
вы понимаете образы двух душ (белой и черной) у нашего народа и образ
украинского Пасхи - вимаршу Гетмана против Антихриста.
4. Художественное
чтение отрывка про Батурин и похвалу Великому Гетману [1,146-149]. От слов
"... немел черный призрак Батурина" к "Возвысилось духом -
Украина очунює от знепритомлення, Украина начала строить свой Храм".
5. Исторический
комментарий к видениям Епифания о государстве без Бога [1,151-152].
6. "Село,
что в белых льолях..." (село с рабской психологией). Психологические
комментарии.
7. "Не
любил я этого народа, терпеть не мог. И знаешь, за что? За вашу
надменность!" Образ Меншикова и его аксиома теории рабства:
"Империи нужное человеческое унижение". Встреча в Тобольске
Войнаровского и Меншикова. "Нет тебе прощения за Батурин" [1,168].
8. Образ
Седого Казака (он же казак Мамай). Прокомментируйте фрагмент текста "А
все уже Мамаи сошли с картин?
- Они сойдут с полотен в день страшного
суд над империей" [1,169].
С какой народной картиной ассоциируется образ
Седого Казака?
9. Епифаний
в Печерской Лавре (его встреча с московитом, который відмолює первородный грех
русского народа - мессианство; пронизан ордынским духом раскольник).
Мелодекламация монолога Епифания [1, 174].
10. Епифаний
на Подоле. Прокомментируйте монолог Епифания, прозвучавший возле Днепра:
"Я вечный здесь. Я существую в категории. Есть
и в ней всегда зостануся. Нет такой силы на свете, которая могла бы переместить
меня и мой вечный народ в категорию БЫЛО, лишив нас перспективы. Мы
идем в непрерывном походе времени - гордые, мудрые и с нашим Богом, а за нами
дріботять, подбегают и теряются в неизвестности тени тиранов.
Стою лицом к Днепру и в душе викохую
его образ, чтобы пойти с ним в дальнюю дорогу. А дорога и, словно обвод кольца,
конца нет, а дорога и - через каждый город, село, хутор на Украине, через
души и сердца каждого человека - и всем надо вкрапити в сознание, отбить,
вырезать в ней образ благословенного Днепра, до которого совпали обе
половины большого пространства Украины, уцепились за его берега, а дети
украинской земле прокладывают через него мосты и кладки и тянутся зобабіч,
чтобы за руки взяться и держаться крепко, навсегда в Будущее. Так было, так есть и
крюк будет" [1,174].
11. Раскройте функции символа дороги.
Объясните смысл лекции профессора Антония Простибога о выборе жизненной дороги,
о малость народа, который теряет духовность [1,175-177].
Прокомментируйте мнение:
- "Без
религии народ хаміє. Не дайте дьяволу отнять у народа веру в Бога!"
[1,177].
- "...
После разрухи Храм всегда выходит из пламени целым и снова собирает возле себя
народ, являя миру в первозданной чистоте христианский идеал: ценность
человеческой личности, которая является носителем вечного смысла жизни - любви" [ 1,177].
12. Объясните
образы Голгофы и Храма. Почему только на Голгофе нашей истории может быть
построен наш Храм?
13. Крест
в Батурине. Особенности памятника павшим батуринцам в ноябре 1708 года.
Прокомментируйте слова Епифания:
"Лебедице-Мотре, Лебедице-Мотре! - прошептал Епифаний, ставя крест на
батуринском погарищі. - Явись мне, приди ко мне, белая душа моя, я
прощен, я нашел Храм!" [1,190].
Художественные картины "Орды" волнуют
наших студентов, поскольку создают иллюзию бесконечности времени и пространства,
помогают проникать в тайны человеческого духа.
Были такие семинарские занятия, когда
актуализировались элементы событийного типа анализа романа и, как не странно, это
обеспечивало результат, потому что авторская модель трагических событий XVIII века,
связанных с разрушением Батурина и разрушением украинской души и духовного
здоровье нации, никого не оставила равнодушным. Кстати, студенты нашего
университета неплохо ознакомлены с образом Ивана Мазепы - историческим и
литературным. Четыре часа семинарских занятий по плану по истории украинской
литературы посвящаются темам "Творчество Ивана Мазепы"
(рассматривается содержание и политическая тенденция "Думы", популярность
"Песни о чайке"авторство "Псалмы", ее распространенность среди
лирников, письма гетмана к Мотре Кочубєївни как первый в украинской литературе
образец любовного эпистолярия) и "Образ Ивана Мазепы в мировой
литературе". Семинарское занятие "Исторический роман "Орда"
Романа Иваничука" подчеркивает идеологию гетмана как строителя государства,
просветителя, политического деятеля, который думал о единство, целостность,
самостоятельность Украины, расширяет литературные горизонты студентов. Анализируя
часопросторову строение, богатую символику романа, работая над эпиграфом,
библейскими легендами, об-разами-персонажами, они открывают истинный,
глубинный смысл прочитанного. Студенты усваивают опыт жизни литературных
героев, который становится их духовным достоянием, понимают морально-этическую и
патриотическую позицию Романа Иваничука в произведении. Наши будущие историки
осознают, что "народ мельчает тогда, когда теряет духовность...", и им
надо беречь свой народ от духовного упадка, накапливать духовную энергию.
Студенты соглашаются с сентенцией писателя: "Мы загоняли в идеал
подтекст и таким создавали новый вид литературы, которую можно прочитать с помощью
кодового ключа" [5,283]. Они убеждены: надо беречь национальную идею.
Помнится: одна группа на следующем
семинарском занятии попросила еще семь минут для Іваничукової
"Орды". Собственно, это была философская, историческая, графическая
интерпретация текста писателя. Александру Бондарю захотелось написать
графические работы с образами романа (предлагаем для ознакомления),
Дарье Хропатій - прочитать эти иллюстрации, а вместе всем сделать глубокие и
убедительные выводы об истории и современности, которые, оказывается, очень связаны
между собой. Неслучайно же Роман Иваничук говорит, что глыбами истории надо
выкладывать плотину перед натиском террора.
Комментарии
"Наша орда". Языческие
переплетение - возвращение к Даждьбога. Облака - чистота душ. Знак вопроса на
кресте - это символ того, что неизвестно, кто будет распят на этом кресте в
будущем, возможно, завтра или через тысячу лет. Выщербленная икона -
неприкаянная душа Епифания. Колокол - голос памяти. Звезда-орда карликов. Трезубец -
независимость нашей истории, но эта история омрачена различными вещами.
"Боль". Церковь - символ
духовности украинского народа. Огонь на церкви - это время, которое уничтожает
безжалостно все и всех и превращает в дым, что идет до небес. Сабля - борьба,
но борьба всех против всех. Колокол - голос
памяти. Нимб над головой казака - это святость батуринских людей, что погибли
невинно, через противостояние властных людей. Крест - это символ воскресения и
возрождение. Казацкая слеза и есть тот самый "боль" за нашу историю.
Литература
1. Иванычук
Роман. Орда: Іст.роман. - К.: Укр.центр.духовн. культуры, 1994. 192с.
2. Інаничук
Роман. "Второй раз в плен не пойду..." // Киев. 1993. №2. С.З
11.
3. Павленко
С.А. Гибель Батурина 2 ноября 1708 года. Чернигов, 1994. 150с.
4. Борщак
И., Маріелі. Г. Иван Мазепа: Жизнь и порывы великого гетмана: Пер.з фр. /
Упоряд.Л.Ю.Копань. К.: Рад.письменник: Журн. "Киев", 1991. 316с. -
(Б-ка журн. "Киев").
5. Иванычук
Роман. Огненные столбы. Романный триптих. Львов: Летопись, 2002. 432с.
6. Слоневская
Ольга. Вырос у нас уже Голгофа? (Взгляд на роман "Орда" Романа
Иваничука) //Дивослово.1994. №5
6. С.45-46.
7. Слоневская
Ольга. Преодоление человеком пространства и времени в мифическом аспекте бегства иа мытарств
// Слоневская Ольга. След неуловимого Протея. Ивано-Франковск: Плай-Коломыя:
Возраст, 2006. С.371 403.