Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Роман Иванычук
К проблеме изучения исторического романа "Орда" Романа Иванчука в ВУЗЕ

"Народ мельчает тогда, когда теряет духовность..." Диалог истории и современности

С. Жила,

доктор педагогических наук, профессор

Чернигов

Береги народ от духовного упадка Роман Иванычук

Я пишу историю, чтобы сделать проекцию

на нынешний день

Роман Иванычук

"Любое истинное произведение искусства представляет собой диалог с каждым человеком", - такое мнение высказал Регель. Все, кто читают роман Г Иваничука "Орда", мысленно общаются с писателем. Патриотически настроенные украинцы соглашаются с художником: народ ("доверчивый и незрячий") нужно будить.

Прошло 300 лет от трагической в истории нашего государства события - разрушения российскими войсками Петра И тогдашней гетманской столицы Батурина. Ордынцы Меньшикова зверски уничтожили батуринцев и защитников города. В книге-исследовании Сергея Павленко "Гибель Батурина 2 ноября 1708 года" справедливо утверждается, что будущая жертва-город накопило в себе критическую массу противостояния и решительно поднялось на защиту прав и свобод родного народа: "Поджигатели и не подозревали, что своим такие злодеяния они вытворили Украине об-раз-символ Батурина как независимости, бесшабашности и а свободолюбия украинцев" [3,3].

Роман Иваничук произведением "Орда" доказывает, что нам не нужно возвращаться в неволю, а надо верить в счастливую зарю". Его роман - это коллаж истории и современности, а если точнее: совершенное воплощение современности в историческую формулу: прошлое, настоящее и будущее. Писатель умеет создавать образы лаконичные, но яркие, суггестивные, которые способствуют возникновение многих ассоциаций, рожают параллели с нашей действительностью. Причудливый роман позволил іваничукові в неполные 200 страниц текста вместить большие просторы Украины. Главный герой произведения отец Епифаний странствует по дорогам обездоленого края: Батурин

- Глухов - Киев - Полтава - Лебедин - Высокая Могила

- Скит Манявский - Карпатские горы и видит "всю свою землю от захомучену Припяти до Черного моря, от Прута до Лопани, окруженную высокими тюремными стенами; находится в разных землях имперской России (Воронеж - Сибирь - Петербург - Гродно), Турции, Европе.

Писатель в мистерии сочетаний истории и современности сжимает и уплотняет века: гетманства Мазепы - царствование Петра i, просякле трупным ядом тело Советского Союза с Биківнею, Куропатами, Дем'яновим Лазом, передает собственные боления и отчаяние нации, которая барахтается в узах имперского зла.

Изысканная форма романа-псалма (от гр. гsalom - хвалебная песня религиозного содержания) помогала художнику создать высокий украинский дух.

Литературоведы сказали свое веское слово о роман Г Иваничука "Орда", который ярко осветил первый в истории массовый геноцид украинцев, варварское разрушение гетманской столицы.

В год памятный и болезненный для каждого украинца хотим поделиться опытом изучения псалма "Орда" со студентами исторического факультета Черниговского государственного педагогического университета имени Т.г.шевченко.

Приводим ориентировочный план семинарского занятия по этим произведением:

1. Роман "Орда" - интересное явление в нашей художественной жизни: психологический художественный анализ трагических событий XVIII века, связанных с разрушением Батурина. Исторический контекст произведения. "Проекция на нынешний день".

2. Жизненный материал и художественный сюжет романа.

3. Жанр произведения. Причудливый роман. Роман-притча, поучительная аллегорическая повествование, в которой фабула подчинена моралізаційній части произведения. Роман-псалом - покаянная молитва за Украину.

4. Композиция романа.

- Кульминационная часть произведения "Армагеддон" (6 разделов) как апокалиптическая катастрофа, украинское кладбище и начало новой жизни.

- "Среди карликов" (7 разделов) - разоблачение колониальной политики России относительно Украины.

- Третья часть произведения "Дорога к Храма" (7 разделов) - путь на Голгофу своей нации.

5. Авторский эпиграф к псалма "Орда":

"И дана была им власть на четвертой части земли умерщвлять мечом и голодом, и мором, и зверями земными... И люди презирали Бога за наказания, ибо кара его была очень велика"

Иоанн Богослов

6. Оригинальная часопросторова строение произведения. Художественное время и пространство в "Орде" как ключ к пониманию трагедии безгосударственной нации.

7. Символика романа.

- Лебедиця - символ чистоты, незапятнанности, верности, надежды (она приносит Єпіфанію надежду на возрождение, но для этого он должен пройти всеми кругами ада). Лебедиця выступает символом чистоты души Епифания.

- Страна Карликов - символ империалистической системы - Советского Союза, в котором все уровне, потому что малые телом и духом.

- Образ дороги как путь к спасению и путь к греху.

Сравнить цвета глуховского тракта и дорогу найденного Храма.

Дорога - символ искупления, движение к самому себе. Вспомните Сковородинське: "Познай самого себя".

- Козак Мамай -- двойник, антипод Епифания - символ непобедимости, величия духа, мужества и отваги (воля его народа - на острие сабли).

- Символический эпизод с бутылкой (церковная чаша и бутыль самогона) - колебания между верой и неверием украинского народа, порабощенного карликами.

- Черные ключи от всенародной тюрьмы в руках Епифания в конце произведения становятся ключами от Храма.

- Картина превращение черных ключей от всенародной тюрьмы на ключи от Храма - символ Преображения и воскресения личности.

8. Библейские легенды, введенные в ткань романа. Мифические горизонты произведения.

Особенно интересно на занятии рассматривается вопрос "Жизненный материал и художественный сюжет романа". Наши студенты-историки уже много лет проводят раскопки в Батурине и успели найти интересные находки времен обороны и падения гетманской столицы. Город-попели-еще мало оставило после себя документов, но много свидетельств варварского уничтожение центра политического и культурного жизни Левобережной Украины. Студенты откопали женщину, которая прикрывалась от глумителів иконой Божьей Матери, но это не спасло ее. Звери-нелюди Меньшикова (иначе и не скажешь, хотя были и христианами-единоверцами) пронзили копьем и женщину и икону. Так и увидели студенты эту ужасную картину: икона, женщина и копье. А еще другие, не менее ужасающие сцены нарисовали откопанные ими изуродованные детские головки...

Не только из летописей, дум и преданий наши студенты воссоздают широкую панораму жуткой кровавой разные и руины гетманской столицы, когда залито кровью пьяное войско царя Петра и кололо и рубало с ненавистью детей, женщин, беззащитных стариков:

"А в огороде в Батурине Мужиков да женщин В пень рубили да рубили. Церкви жгли, святости да Иконы под ноги топтали..."

Когда студенты во время семинарского занятия цитируют І.Борщака и Р.Мартеля: "Все жители Батурина без оглядки на возраст и пол (пол. -- С.Ж.) вырезанные, как предписывают нечеловеческие обычаи москалей." - "Вся Украина купается в крови. Меншиков употребляет средств московского варварства" [4,110], мы приводим переводы о том, что Сеймом в течение трех дней текла не вода, а алая кровь (15 тысяч жителей гетманской столицы было вырезано, других убиты, сожжены; окровавленные трупы старшин прибивали гвоздями к доскам и бросали в реки).

Давая общую характеристику сюжета, студенты останавливаются на тех ярких сценах трех частей романа, которые организуют события, и эстетически осмысливают их.

Помогают готовиться к этому виду работы вопросы и задания, которые предлагаются студентам в подготовительный период к семинарского занятия по трем частям произведения. Приводим ориентировочный перечень этих картин и вопросов.

"Армагеддон" (разделы 1-6) 1. Сцены кровопролития в Батурине. Круг смерти. Прокомментируйте слова Мотри: "Воля всегда рождается в крови" [1,9].

2. Пытки в Глухове (смертная казнь коменданта Батурина полковника Дмитрия Чечеля, царское проклятие Украине, "очередь" за имениями).

- Прокомментируйте слова Чечеля:

"Замордованный мученик опаснее для завоевателя, чем жив рыцарь, - ибо он рождает идею мести" [1,18]. "Мертвые оживут мстителями в потомках!" [1,19]. - Прокомментируйте слова отца Даниила: "За Батурин вся Украина встанет!" [1,22].

3. Почему первая часть романа называется "Армагеддон"? "Среди карликов" (главы 7-13)

1. Страна Карликов (Советский Союз). Властные люди Системы:

1) Образ Петра - Антихриста.

2) Образ Меншикова и его аксиома теории рабства: "Империи нужное человеческое унижение".

3) Федор Ромодановский - главный палач Системы.

4) Ермолай, Уважаемый Карлик, Калмык, Арбуз, Опричник - колесики Системы.

2. Праздники Мотря Кочубеївна - идеал национальной честности.

3. Наказной гетман Украины Павел Полуботок как символ непокоренной самостоятельного государства.

("В фуфайках вы пришли на Украину, в фуфайках и пойдете с ней: грабитель никогда не богатеет... Царю ненасытный! Ты нищиш мою Украину, а не знаешь того, что загартовуєш ее, сам же в ярости своей сгораешь, словно тля" [1,117]).

4. Профессорская колония: "Вся мудрость украинская в Петербург перекочевала" [1,122].

- Прокомментируйте слова профессора Тимофея Вергуна о том, как Украина отдает в очередной раз свою культуру России: "Уже почти сотню лет кормит Украина разумом Москву. И не жалко было бы делиться богатством с соседом - пусть и он имеет, пусть полнится культурой весь мир, да нет же: берет за свое, срывает с нас родовые таблички и швыряет в грязь..." [1,123].

5. Проблема силы и ума, оружия и науки по роману Р.Іваничука.

- Прокомментируйте мысли профессора Тимофея Вергуна: "... воля на одной сабли удержаться не может. В запустение пришли мы Академию на Подоле, захирела философский кружок Лазаря Барановича в Чернигове, глядь - уже и сабель в руках нет! То есть теперь истина? Конечно же - воля, только добывать ее теперь, когда у нас отняли меч, можем единственной мыслю... воскрешаймо прытко наш разум! Ты не знаешь, что тебе делать?... Твой товарищ по науке Самойло Величко ослеп в Диканьке, он уже не закончит своего летописи. Или же то грамоты не знаешь, не выковали в тебе киевские дидаскали здольного ума. Возьми перо и раскрой преступления и добродетели достойны, расскажи о рождение и гибель царств, поставь на глаза подвигах героев, которые жили в славе, витлумач священное учение трисвятого Бога. История - свидетель времен, свет истины, учительница жизни, а слово летописца делает ее бессмертной. Напиши историю неволе - и этим подтверждаешь справедливость единой истины - свободы!" [1,125].

"Дорога к Храму" (разделы XIV-XX)

1. Встреча Епифания с волхвом и язычниками, которые молились Даждьбогсві.

Волхв: "А наш Даждьбог добрый. Он любит нас, как своих детей, потому приднепровский есть, и мы сливаемся с ним, как с Природой, и познаем его в природе" [1,139].

Каминный Даждьбог: "Помни: Украина только тогда станет свободным, когда будет иметь свою самобытную религию, которая воплотит в себе свойства украинской природы и состояния души. Великий народ не может быть подражателем чужих религий и ритуалов, он должен иметь свой независимый путь духовной жизни" [1,142].

2. Прокомментировать псалом Епифания (раздел 15) о вечности украинского народа на приднепровской земли и о Единстве Закона, созданного народом, с вечным Законом Божьим [1,143-144].

3. Как вы понимаете образы двух душ (белой и черной) у нашего народа и образ украинского Пасхи - вимаршу Гетмана против Антихриста.

4. Художественное чтение отрывка про Батурин и похвалу Великому Гетману [1,146-149]. От слов "... немел черный призрак Батурина" к "Возвысилось духом - Украина очунює от знепритомлення, Украина начала строить свой Храм".

5. Исторический комментарий к видениям Епифания о государстве без Бога [1,151-152].

6. "Село, что в белых льолях..." (село с рабской психологией). Психологические комментарии.

7. "Не любил я этого народа, терпеть не мог. И знаешь, за что? За вашу надменность!" Образ Меншикова и его аксиома теории рабства: "Империи нужное человеческое унижение". Встреча в Тобольске Войнаровского и Меншикова. "Нет тебе прощения за Батурин" [1,168].

8. Образ Седого Казака (он же казак Мамай). Прокомментируйте фрагмент текста "А все уже Мамаи сошли с картин?

- Они сойдут с полотен в день страшного суд над империей" [1,169].

С какой народной картиной ассоциируется образ Седого Казака?

9. Епифаний в Печерской Лавре (его встреча с московитом, который відмолює первородный грех русского народа - мессианство; пронизан ордынским духом раскольник).

Мелодекламация монолога Епифания [1, 174].

10. Епифаний на Подоле. Прокомментируйте монолог Епифания, прозвучавший возле Днепра:

"Я вечный здесь. Я существую в категории. Есть и в ней всегда зостануся. Нет такой силы на свете, которая могла бы переместить меня и мой вечный народ в категорию БЫЛО, лишив нас перспективы. Мы идем в непрерывном походе времени - гордые, мудрые и с нашим Богом, а за нами дріботять, подбегают и теряются в неизвестности тени тиранов.

Стою лицом к Днепру и в душе викохую его образ, чтобы пойти с ним в дальнюю дорогу. А дорога и, словно обвод кольца, конца нет, а дорога и - через каждый город, село, хутор на Украине, через души и сердца каждого человека - и всем надо вкрапити в сознание, отбить, вырезать в ней образ благословенного Днепра, до которого совпали обе половины большого пространства Украины, уцепились за его берега, а дети украинской земле прокладывают через него мосты и кладки и тянутся зобабіч, чтобы за руки взяться и держаться крепко, навсегда в Будущее. Так было, так есть и крюк будет" [1,174].

11. Раскройте функции символа дороги. Объясните смысл лекции профессора Антония Простибога о выборе жизненной дороги, о малость народа, который теряет духовность [1,175-177].

Прокомментируйте мнение:

- "Без религии народ хаміє. Не дайте дьяволу отнять у народа веру в Бога!" [1,177].

- "... После разрухи Храм всегда выходит из пламени целым и снова собирает возле себя народ, являя миру в первозданной чистоте христианский идеал: ценность человеческой личности, которая является носителем вечного смысла жизни - любви" [ 1,177].

12. Объясните образы Голгофы и Храма. Почему только на Голгофе нашей истории может быть построен наш Храм?

13. Крест в Батурине. Особенности памятника павшим батуринцам в ноябре 1708 года.

Прокомментируйте слова Епифания: "Лебедице-Мотре, Лебедице-Мотре! - прошептал Епифаний, ставя крест на батуринском погарищі. - Явись мне, приди ко мне, белая душа моя, я прощен, я нашел Храм!" [1,190].

Художественные картины "Орды" волнуют наших студентов, поскольку создают иллюзию бесконечности времени и пространства, помогают проникать в тайны человеческого духа.

Были такие семинарские занятия, когда актуализировались элементы событийного типа анализа романа и, как не странно, это обеспечивало результат, потому что авторская модель трагических событий XVIII века, связанных с разрушением Батурина и разрушением украинской души и духовного здоровье нации, никого не оставила равнодушным. Кстати, студенты нашего университета неплохо ознакомлены с образом Ивана Мазепы - историческим и литературным. Четыре часа семинарских занятий по плану по истории украинской литературы посвящаются темам "Творчество Ивана Мазепы" (рассматривается содержание и политическая тенденция "Думы", популярность "Песни о чайке"авторство "Псалмы", ее распространенность среди лирников, письма гетмана к Мотре Кочубєївни как первый в украинской литературе образец любовного эпистолярия) и "Образ Ивана Мазепы в мировой литературе". Семинарское занятие "Исторический роман "Орда" Романа Иваничука" подчеркивает идеологию гетмана как строителя государства, просветителя, политического деятеля, который думал о единство, целостность, самостоятельность Украины, расширяет литературные горизонты студентов. Анализируя часопросторову строение, богатую символику романа, работая над эпиграфом, библейскими легендами, об-разами-персонажами, они открывают истинный, глубинный смысл прочитанного. Студенты усваивают опыт жизни литературных героев, который становится их духовным достоянием, понимают морально-этическую и патриотическую позицию Романа Иваничука в произведении. Наши будущие историки осознают, что "народ мельчает тогда, когда теряет духовность...", и им надо беречь свой народ от духовного упадка, накапливать духовную энергию. Студенты соглашаются с сентенцией писателя: "Мы загоняли в идеал подтекст и таким создавали новый вид литературы, которую можно прочитать с помощью кодового ключа" [5,283]. Они убеждены: надо беречь национальную идею.

Помнится: одна группа на следующем семинарском занятии попросила еще семь минут для Іваничукової "Орды". Собственно, это была философская, историческая, графическая интерпретация текста писателя. Александру Бондарю захотелось написать графические работы с образами романа (предлагаем для ознакомления), Дарье Хропатій - прочитать эти иллюстрации, а вместе всем сделать глубокие и убедительные выводы об истории и современности, которые, оказывается, очень связаны между собой. Неслучайно же Роман Иваничук говорит, что глыбами истории надо выкладывать плотину перед натиском террора.

Комментарии

"Наша орда". Языческие переплетение - возвращение к Даждьбога. Облака - чистота душ. Знак вопроса на кресте - это символ того, что неизвестно, кто будет распят на этом кресте в будущем, возможно, завтра или через тысячу лет. Выщербленная икона - неприкаянная душа Епифания. Колокол - голос памяти. Звезда-орда карликов. Трезубец - независимость нашей истории, но эта история омрачена различными вещами.

"Боль". Церковь - символ духовности украинского народа. Огонь на церкви - это время, которое уничтожает безжалостно все и всех и превращает в дым, что идет до небес. Сабля - борьба, но борьба всех против всех. Колокол - голос памяти. Нимб над головой казака - это святость батуринских людей, что погибли невинно, через противостояние властных людей. Крест - это символ воскресения и возрождение. Казацкая слеза и есть тот самый "боль" за нашу историю.

Литература

1. Иванычук Роман. Орда: Іст.роман. - К.: Укр.центр.духовн. культуры, 1994. 192с.

2. Інаничук Роман. "Второй раз в плен не пойду..." // Киев. 1993. №2. С.З 11.

3. Павленко С.А. Гибель Батурина 2 ноября 1708 года. Чернигов, 1994. 150с.

4. Борщак И., Маріелі. Г. Иван Мазепа: Жизнь и порывы великого гетмана: Пер.з фр. / Упоряд.Л.Ю.Копань. К.: Рад.письменник: Журн. "Киев", 1991. 316с. - (Б-ка журн. "Киев").

5. Иванычук Роман. Огненные столбы. Романный триптих. Львов: Летопись, 2002. 432с.

6. Слоневская Ольга. Вырос у нас уже Голгофа? (Взгляд на роман "Орда" Романа Иваничука) //Дивослово.1994. №5 6. С.45-46.

7. Слоневская Ольга. Преодоление человеком пространства и времени в мифическом аспекте бегства иа мытарств // Слоневская Ольга. След неуловимого Протея. Ивано-Франковск: Плай-Коломыя: Возраст, 2006. С.371 403.