«А в сердце дума и
песня обнялись...»
Л. Яцкова,
учитель украинского
литературы Хмельницкая обл.
Цель: средствами
выразительного чтения и пения передать гармонию слова Бориса Олийныка и музыки
Лидии Яцковой, показать многогранность таланта поэта, его мелодичность
стихотворений; совершенствовать навыки выразительного чтения поэзии под музыку, умение
учащихся анализировать поэтические произведения; воспитывать любовь и уважение к Матери, к
Украине, к родному народу, к художественному слову.
Наглядность: портрет
Б.і.Олійника, выставка его произведений, фотоиллюстрации, аудиозаписи (песни на слова
Бориса Олийныка, оркестр Джеймса Ласта, Феликс Слова-чек).
Эпиграфы:
Как это хорошо -
Песнями расцветает
горизонт...
А. Малышко
Пусть лебедіє у лели
дитя
Мирному небу и ныне и
пресно.
Вечно пребудьмо в
жизни, как в песне,
Песня же - несмертна,
якдрево жизни!
Б.олийнык
Пусть музыка и слово
Взлетают в небеса,
Ибо в них - Добра и
Любви
Неувядающая красота.
Л. Яцкова
Учитель. Творчество Бориса
Олейника - неповторимая, взвешенная, многогранная. Его поэмы и стихи надо читать
"неспешно, потому размеренным и глубоким является дыхание настоящей поэзии, вобравшей в
себя мудрого замысла земли, ее шероховатую подлинность, гордую силу, и память, и
доброту. Тихие воды и ясные зори, солнечные овиди и вербова сумрак, шепот курганов
и суровое молчание могил, песня из-за горы и грохот реактивных двигателей
отзываются в ней голосом древним и новым - большим опытом народа в его
историческом бытии. Есть в ней расчетливый спокойствие, с которым течет между пологими и
крутыми берегами Днепр, пробивается к солнцу росток, земля впитывает снег
ранней весной, а хлебороб хозяйничает ниву. Ибо большой труд требует сосредоточенности и
терпения, ибо истина открывается только упорном ума и чуткой
сердцу" (Владимир Моренец).
Художественная литература
тесно связана с музыкой, потому как искусства слова и звуков - наиболее родственные и
воспринимаются на слух. Поэзия и музыка - два горных ручьи, сливающиеся в
один поток. И чем больше сочетается слово с музыкой, тем глубже литература
влияет на внутренний мир человека.
Слово Бориса Олейника
- образное, сильное своим эмоциональным подтекстом, лирической страстью. Автор
пытается воспроизвести и светлые мечты, и рыдания струн. А когда его поэзия
сочетается с мелодией, она становится похожей на чудесную птичку с легкими красочными
крыльями.
Ученики читают стихи.
Ода музыке
И цвет зари, и вспышки
пионов,
Космический гул, и молчаливый туман,
- Все вокруг в
совершенной гармонии
Звучит урочим строем,
как орган,
Все на свете неземными
узами,
- Тимьян и снег,
журавку и печаль,
- Объединяет мудро
благовисная музыка,
- Земли и неба голубой
хорал.
В музо муз, - и
сущего, и будущего,
Ты очищай нас, как живая
роса,
И прихиляй до поля
многотрудного,
И порывай в духовные
небеса!
Музыка (Песня)
Я приду уже с посеребренными
висками,
Отяжелевший под
условностями и узами,
В тот закоулок с тополиным колоннами,
Что течет во мне
сердце, словно музыка.
Под воротами, где лета
мои проходили,
Я об воспоминания
споткнулся, словно загнузданий.
И выплеснется мне тремкою
прохладой
Твоих пальцев
лебедино-белая музыка.
Я приду сюда аж
с того рассвета
Мальчишкой в полинялому
кепочке,
И растает седой иней моего опыта
В закоулке, что льется
мне, как музыка.
А любовь
самыми грозными указами
Ни зів'яти, ни
вхолонуть - не заставить.
А единых слов, увы, было не сказано...
А для чего те слова,
как плачет музыка?
Учитель. Да, музыка
имеет большую силу. Она всегда там, где писатель глубоко проникает в тайны
жизни. И чем больше сочетается слово с музыкой, тем поэзия глубже влияет на
внутренний мир человека. А особенно, если в ней столько метафорических
образов-символов в произведениях Бориса Олийныка. Например, образы птиц
символизируют и мечты, и необратимый бег времени, и грусть за прожитыми летами, и
тоску по родине... Видимо, поэтому и занимают в стихах Бориса Ильича особое
место: "Потянулись журавли вдали плавно. Догонял их за ноябрь
селом...", или "И летят гуси, летят журавлики, и лета мои письмом
осыпаются...", "Налетели гуси и сели в узголов'ї, словно сны"...
Ученик читает стихотворение
"Как упал же он..." (Песня)
Как упал он на
белый,
На последний снег
весны, -
Налетели гуси и сели
В узголов'ї, словно сны.
А из сна выходит мать
На тесові на мосты.
"Гуси, гуси,
гусята,
Возьмите меня..."
- и затих.
Вышла мать в синий
вечер,
А с высокой мглы
Упали гуси ей на плечи И заплакали.
Пошатнулась, словно
колос,
Без рыданий и молитв,
Только седым цветом
косы
Мамины зацвели.
Снова гуси в поймы
Губят усталость
голубу...
Выросли сыновья белокурые,
Только же он русыми
был.
И спрашивают мать ребята,
И спрашивают гостей:
- А почему, как восходит солнце,
Снег багрянцями
цветет?!
Не спрашивайте ее, милые,
Не будите далекие
сны...
Он когда упал на
белый,
На последний снег
весны.
Учитель. Мать является
символом жизни, святости, вечности, тепла и всепобеждающей любви. Во все века
славяне больше всего почитали ее. Через тысячелетия дошли до нас имена
величайших богинь: Земли-матери, Матери-огня, Славы, Берегини, Лады,
Богоматери, которые считались заступницями, добрыми порадницями людей. Видимо,
самое важное и одновременно найстражденніше на земле - сердце Матери. Богиня рода,
первая и самая мудрая воспитательница - именно Мать. Вот почему образ Матери является одним из
самых любимых и в украинском фольклоре, и в художественной литературе.
В стихах Олейника
образ Матери приближается к символу, что вбирает в себя понятие Отечества, жизни,
верности, искренности и доброты. Как нежно и трепетно называет поэт самую дорогую
человека: горлица, ласточка, солнышко...
Ученик. Мать наша -
сивая горлиця.
Все до ее сердечка
льнет:
Золотая пчела -
бусиной,
Небо - празниковою
платком,
Седой дуб - прокуренным прадедом,
Белочка - рисованным
пряником,
Жура-журавель над
колодцем
- Чистой
слезой-водицей,
Ученица. А земля -
пшеницей ярой,
А летом - задумчивым явором,
Что с сорок первого
сокрушается:
"Где же это,
молодице, твой суженый?"
Месяц - непоколотим золотом,
А береза - утренним
солодом,
Хата - ласточками над
крышей,
А туман - вдовиною утешением.
Яйцом - солнышко в
шкафу...
А она до всех до них
- песней.
Ученик. Ты - зарей. А я
- кленом... Ты - зарей...
Ах, если бы так и
осталось в веках!
И ходил бы между небом и землей
Белый ветер в
пушистых сапожках.
Я к тебе иду сквозь
дальше дни и ночи,
Ибо одна-единственная ты на
целый мир...
В мое сердце засмотрелись
твои глаза
- Синий утро, синий
грусть, синий квит.
И не бойся, не
печалься, моя нене:
Нас не удержит асфальт
на якорях.
Ты - зарей... А я -
кленом... А я - кленом!
Только бы ты не
затухала, как заря...
Ученик. Мать сеяла сон
под моим под окном,
А уродился подсолнечник. И
теперь: хоть буран, хоть бурьян или туман, А мне - солнечно.
Мать сеяла лен во
под моим окном, А сошло полотно.
И теперь: хоть овраги, хоть
ветры сквозь боры, А я иду все равно.
Мать сеяла снег, чтобы
он мягко к ногам, А уродилось зелье.
И хоть январь сечет, а
мне за плечом Журавли журавлять.
Ученик. Мать сеяла
хмель, чтобы девушек отовсюду
Состоянием я знаджував,
А они, как на смех,
пропускали все,
Все же одна -
решилась.
Мать выбрала лен.
И вино уже давно
Хмельно так хмелиться.
И из-под крыльев журавлиных мне под окно
Ноябрь стелется.
Только цветом своим
при моем окне
Не опав подсолнечник.
Я несу его в мир,
чтобы не только мне,
Чтобы и вам солнечно.
Учитель. Художник часто
задумывается над сущностью семейных и родовых связей, над опасностью
отдаление от народных традиций, духовного обнищания. В стихотворении "И было в
матери четыре сына" - история целой жизни матери, которая вырастила сыновей, а
потом долгие годы одиноко ждала-выглядела их из дальних жизненных дорог. Наконец
съезжаются сыновья и, желая утешить мать, берутся спеть ей песню. Но
безразлична невнимание к матери за годы випорожнила их души. В их молчании
слышится пустота, а сама и молчание звучит, как гром.
Ученики читают балладу
"И было у матери четыре сына..."
И было у матери
четыре сына.
(Люли-люли. Гойда-хить.) (2)
Качала их, пока малая
силу.
Выросли - пустила в
мир.
Качала их, пока малая :
Выросли - пустила в сап
Как прощались -
присяга.-.
Мы же тебе и то и се -
И пожизненную любовь, и верную
В своем сердце
принесем.
И любовь пожизненную, и
верную песню
В своем сердце
принесем.
Да и пошли себе на
четыре бы :
Кто тропами, кто шоссе.
(2)
Снопуваписьдні,
скиртувалі-
Забувалось то и се.
Снопувалисьдні,
скиртувал.-
Забувалось то и се.
А годы летели, словно
седые кони...
Уже и видеть
стала.
Над глазами клала козырьком
ладони -
Выглядела-ждапа.
Над глазами клала козырьком
ладони -
Выглядела-ждапа.
На двадцатое лето сыновья
вспомнили,
Ударили в полы
сокрушенно. (2)
В конце концов на карте...
село отыскали -
Двинулись.
В конце концов на карте...
село отыскали -
Двинулись.
За порог ступили:
"Здравствуй, ненько,
Извини, что немного
поздно.
Так за то тебе мы,
хоть здалеченька,
А таки же принесли
песню.
Так за то тебе мы,
хоть здалеченька,
А принесли
песню".
"Садитесь,
дети.
Зря, что тесно,
Спасибо, что вспомнили меня.
(2)
А самая большая благодарность вам за песню!
То, сынки, кто же
начнет?
А самая большая благодарность вам
за песню!
Кто же, сыночки, начнет?"
А сыновья так робко оглядываются,
Словно кто-то в шею
гонит. (2)
Подождала мать и
опять спрашивается:
"Ну, так кто же,
сынки, начнет?"
Подождала мать и
опять спрашивается:
"Кто же, сыночки,
начнет?"
То послала им пол
ряднами,
А себе в головы -
кудель.
Перед сном включила
привычно радио:
Пусть уж поют чужие.
Перед сном включила
привычно радио:
Пусть поют чужие.
Как прощались -
присягали:
Мы же тебе и то и се -
И любовь пожизненную, и
верную песню
В своем сердце
принесем.
И любовь пожизненную, и
верную песню
В своем сердце
принесем.
Ученица. Родители и
дети! Дети и родители!
Нероздилиме и извечный
круг.
Мы засеваем житейское
поле,
И не на день преходящий -
на веки.
Между нас не лягут
воронками года,
Потому что наша кровь пульсирует в
нашей судьбы...
Родители и дети Дети...
и родители...
Нам ничего делит на
совместным поле.
Этих тополей обречен
кортеж
Пожизненно сопроводит
Украину,
И традиционные вербы, и
калина -
Все родительское, но и
сыновье - тоже!
Одно оно, как мать в
нас одна.
Как первое слово - и
последнее слово,
Как сабля незагублена
Серкова
И Лысенкова дума
неземная.
Все наше - од дощинки
на века!
К вечной Тарасовой
муки -
Передаю сынам своим и
внукам,
И не на день преходящий -
на века!
Ученики исполняют песню
"Ты в моем сердце, Украина..."
В ясный день и в ночи
рябине,
В родной или в далекой
стороне -
Ты в моем сердце,
Украина,
Думой Шевченко гомониш.
До твоего ясного
беспокойства,
В твоих утомленных
ладоней
Припаду днепровской
жаром,
Радугами вистелю твой
сон.
А как вечер серебряными
лодками
Проплывет между парами в саду,
- Над твоими чистыми
мыслями
- Звездой счастливой сойду.
Учитель. Почти в
центре Европы раскинулась под бездонным небом Украины живописная Полтавщина.
Родительская хата, яблони и вишни в цвету, звездное небо и серебряные росы - все это -
колыбель, из которой Борис Олейник вышел в широкий мир. Каждый с детства чувствует
какой-то невидимый неразрывную связь с родной землей, с тем местом, где
родился, где произнес первое слово, сделал первый шаг, впервые влюбился, не
прислушиваясь к советам матери.
Ученики исполняют песню
"Молодая жура моя..."
И откуда оно облако
волохатая
И мое сердце тоскливо
облегает?..
- Ох, было бы тебе, первое
чем заниматься любовью,
- И напиться воды из
Дуная...
- И было бы, мама, и
было бы, умница,
- И было бы слушать -
сердце не спрашивается.
- А теперь мне тополиная улица
За четвертым домом
кончается.
А уже в той хате
отбыли помолвке,
Відтюгукали старосты с
боярами,
И осталось лишь мое
огорчение
На боковых одиноким
явором.
И летят гуси, и
летят журавлики,
И лета мои письмом осыпаются.
Только и до сих пор еще молодая жура моя
За четвертым домом
кончается.
Учитель. Интимная
лирика Олейника - это поэтизация самой идеи любви, высокой мечты, глубокого и
трепетного чувства. Она характерна мелодичностью, многокрасочностью, в ней -
родниковый чистая и светлая любовь, чувство красоты мира, стремление к счастью.
Мелодия
Ученик. Заболю, затужу,
заридаю... в себе, закурличу,
А про глаза человеческие
засміюсь, надломивши печаль.
Помолюсь украдкой на
твое праславянское лица,
И заря положит на
молчание мое печать.
Ученица. Забіліли
снега, забіліли на целом мире.
Опадает лист, как
увядшие чаїне крыло,
Там, где мы отбыли,
там, где наше відтьохкало лето,
- Забіліли снега...
забіліли снега... замело.
Ученица. Это приходит,
словно сон.
Это приходит ко мне
из грез:
Теплый шепот и
всхлип... или слеза, роса от реки?
И на вечерний горизонт
лягались, словно на эллинский мрамор,
Едва обозначенный профиль
и тихая лилея руки.
Ученик.
Я для других одцвів, я
под сердцем спрятал свои цветы.
Я от глаза чужого туманом осенним укривсь.
Но однажды ночью подойди и тронь мои виты
- Я тебе засвічусь, как
никому еще не світивсь!..
Ученик. Заболю, затужу,
заридаю...в себе, закурличу,
А про глаза человеческие
засміюсь, надломивши печаль.
Помолюсь украдкой на
твое праславянское
лицо, И заря
положит на молчание мое печать.
Я тебя любил...
(Старая песня на новый
мотив)
Я тебя любил, я так
любил,
Горе мое, звезда,
ладо-знадо,
Что слова от счастья
растерял,
И никто никогда их не
найдет.
Я до твоего двора, сам не свой,
Лебедем приходил, как
на праздник,
Только ты, словно на рану соль,
Бросала лукаво: "Здравствуй, свате!"
А однажды мой отец
ночью
Подстерег меня и
говорит: "Парень,
Ты к ней тропы не
топчи,
Там давно соседа
тропу топчет.
Знаю, что болит, как на ножи!
Только уж пусть
оно... как получилось.
Ударь об землю бедствием,
не скорби,
Да и ищи себе к
пары другую".
Я покинул с тоски все
как есть,
Бег более слезой на
край света!
Только ты на горе на
мое,
Где бы я ни ступал,
зарей цвела.
Или мне кто зельем сделал?
Или наколдовала злая гадалка?
Я же поэтому и жену
полюбил,
Что она на тебя немного
похожая.
Думал, что сойдет за
течением лет...
Но как увидел тихие
розы,
Соловьем затьохкав
белый свет,
А мне на сердце - черно и угрюмо.
Уже твоя коса, как у
дыма,
Лишь ты мне светишь
юным состоянием...
Стала ты женой
ему,
А мне навек зарей
стала!
Учитель. Лирический
герой ищет счастья, любви, но, увы, это только мечты или воспоминания - о
далекую юность, незабываемые школьные годы.
Ученики исполняют песню
"Формула"
Вера Ивановна,
воспоминанием перевисаю
В классную комнату, где
цифры гудят, как рой...
А за окном голубя розтривоженість имею,
И у меня в дневнике
двойка мрачная стоит.
Я был награжден ею
в то утро по праву
За то, что не взял
Пифагоровых острых вершин.
И грустно вздыхала
справа соседка белокурая,
А солнце посмеивалось, хоть
жалобу на него пиши!
Я плутавсь в формулах,
словно в тропических лианах,
Я, словно слепой, натикавсь на углы пирамид,
И все мои минусы
спроецировались рано
На вашем лице в
морщины до боли прямые.
Ах, Вера Ивановна, гуси ячать над землей,
И годы, словно гуси,
исчезают за вечный границу...
А вам уже в косы не подходит хрупкая лилия,
И мне уже не легко
сделать в "девятку" бросок.
И наши сыновья уже
школьную форму подгоняют
Под звон малиновый
новых сентябрьских світань...
А я же еще не йдосі
вывел тяжелую формулу:
Как вернут вам
растеряны в классах лета.
А я же еще и до сих пор не
вывел тяжелую формулу:
Как вернут вам
растеряны в классах лета.
Учитель. Да, лета уже
не вернуть, но воспоминания - то приятные, болезненные - тревожат душу,
тревожат сердце и, как не странно, пробуждают давно забытые мечты.
Ученица. Так ветерком
перейти по леваду шелковую
Засветится роща, а за
гаем - село.
И все проминуле ко мне вернется снова,
А лет перебутих сразу
словно не было.
Ученик. И я узнаю
платок легкую за плечами,
Хоть столько в реках
слетело воды!
И ты мне тихо озвешся
своими глазами...
И это уже-никогда...
Никогда... Никогда... Всегда.
Ученица. И я вернусь
в пору мою утренний,
Почувствовав в ладони лепесток руки.
И впервые произнесу
когда не произносимое слово,
И вернутся в осень с
той весной ласточки.
Ученик. Растает снежок
на годы притомленій виска.
Вернется листьев в декабрьские сады
И дзенькнуть удилам лошади
И это уже-никогда...
Никогда... Никогда... Всегда.
Ученица. Залетная
снежинка слезой сошла
на ладони,
Морозом шепнула мне
седина.
Что уже не вернутся
юности нашей лошади,
Потому что слишком далека между
нами легла даль.
Ученик. Погасле костра
давно на ветрах холодеет,
И столько в реках
слетело воды!
И время забывать тебя,
как незбуту надежду...
Таце уже - никогда...
Никогда... Навечно... Всегда.
Прощальный вальс
(Песня)
Золотые мои надежды,
молодые мои сады...
Сумерки сентябрьское
одевается в кармин.
Откурлыали осенне,
відгукали поезда.
...А на третьим
полустанке осыпается жасмин.
Голубые мои рассветы, цветные мои сны,
Сколько лет
перелетел, сколько зим и перемен!
А крыло мое майское возвращает к весне,
Где третьим
полустанке просыпается жасмин.
И не может же того
быть, что одбуте промина!
Верните меня к классу серебряным зовом
звонка.
Загрустила моя парта,
третья парта от окна.
...А твои волосы
хлюпа, словно бронзовая река.
Посторонитесь, мои
летом, как туманы на поля!
Выплываешь ты красиво на прощальный юный вальс.
Вся в небесно-голубом
- первая дама короля. ...
А звезда моей судьбы тихим
грустью повилась.
Белым цветом на
волосы опада холодное время -
Сколько лет
перелетел! Что было, то відгуло...
А мне до сих пор снится
молодой вишневый вальс,
Хоть между нами все
дороги уже давно перемело.
Золотые мои надежды,
молодые мои сады...
Сумерки сентябрьское
одевается в кармин.
Откурлыали осенне,
відгукали поезда.
...А на третьим
полустанке осыпается жасмин.
Голубые мои рассветы, цветные мои сны,
Сколько лет
перелетел, сколько зим и перемен!
А крыло мое майское возвращает к весне,
Где третьим
полустанке просыпается жасмин.
Учитель. Борис Олейник
- многогранная личность: талантливый поэт, известный политик, государственный и
культурный деятель. Его публичные выступления - острые, содержательные - свидетельствуют, что это
гражданин, который стремится жить в подлинно гуманистическом обществе
справедливости, которое заботится о Человеке. Обшир поэта мышления достигает планеты и
вселенной, но Борис Ильич - прежде всего патриот с искренним сердцем и нежной душой.
Поэтому так органично и просто сочетается в его поэзии любовь и к селу и его
жителей-земледельцев, и до города, которое тоже стало ему родным.
Ученики читают стихи.
Ога Киеву (отрывок)
Возрадуйсь, граде на
Днепровской круче, С
верховин пятнадцати веков,
Благословенная,
плодоносящая ветвь,
От корня русинского
- мощнейшая!
Колыбель тополиная трех мужей,
Что растоптали
троєжалля змиево,
- Возрадуйся, мой
седовласый Києве,
- - Высокий щит
славянских рубежей!
Пусть лебедіє у лели
дитя
Мирному небу и ныне и
пресно.
Вечно пребудьмо в
жизни, как в песне,
Песня же - несмертна,
как древо жизни!
Колыбельная
новорожденному киевлянину
(Песня)
Спи, мой маленький
киевлянин, люли,
Спи, мой роменовий
цвет!
Щедро тебе накували кукушки
Целых пятнадцать (2)
столетий.
Сколько прислали
подарков и ласки
С многомовних краев!
Кий-сивовус передал
тебе сказку
Аж из полянских (2)
рощ.
Лыбидь русая тебе
колыбельную
Играет на струнах
Днепра,
Дарница стелет дорогу
шелковое
, Вышитая нитью (2)
добра.
Спи, мой маленький
киевлянин, люли,
Спи, мой калиновый цвет!
Пусть накують тебе щедрые
кукушки
Целых пятнадцать (2)
столетий.
Учитель. Сколько в этой
колыбельной любви и нежности, веры в счастливый завтрашний день грядущих
поколений, в щедрость шелковой дороги будущего. И как хочется, чтобы в том
будущее не попали ни подлость, ни зависть, ни жестокость.
Крыло (Баллада)
Потянулись журавли
вдали плавно.
Догонял их за ноябрь
селом.
А один, как сирота, горько плакал
С перебитым в локте
крылом.
А шел себе хлоп'як через луга.
Заприметил сером
издали.
Он взял, как ребенка, на руки
И домой принес журавля.
Поселил за комодом в уголке.
(Оттуда смешно торчал ему нос).
Мать вышила журавку рубашку.
Отец кеды из магазина принес.
Стало быстро крыло
заживать.
И, когда отгуляла
зима,
Как-то вышел с цибато
дома,
Встрепенулся, взлетел и - нет...
Наклонился хлоп'як у
крыльце.
От печали еще больше
умалился...
Когда это сентябрьского
утра
Полный двор прибыло журавлей!
Вышел из группы в кедах
цибато
И сказал хлоп'яку: "Не журись!
Каждую весну прилітатиму,
брат,
Потому крылом я к тебе
прирос".
Так они и росли, как
близнецы.
Научил журавлик мальчика летать.
Когда село клонилось ко сну,
Они вдвоем выходили на
луки...
...И звезды им прятались
под крылья,
И так им обоим хорошее
было!..
...А рядом жил
соседа-завидюх.
Стояла у него на два
крыльца хата.
...Детей у него не
было. Зато
Имел сад, задушен
глухим забором.
(Тот сад издали шли
соловьи).
Как-то в полночь ...
петлял по лугам:
Что-то краденое за
пазухой нес.
Глядь - из тумана
вынырнула явление.
То был журавлик. Он
к мужу
По привычке доверчиво
шел.
(Потому что думал - люди
на)...
Зеленым яростно
засветились глаза:
"Ага, так вот кто
выследил меня?!
То на же тебе!" -
Палка зловеще свистнул.
И только вопль взлетел.
И... обірвавсь.
...Шел по лугам
юноша весело
На встречу со своим
цибатим братом.
И сгоряча об что-то
мягкое споткнулся.
Под ноги глянул -
побледнел, как месяц:
Лежал ничком мертвый
журавель!
Припал к нему и
отпрянул дико,
Когда в мертвім глазу
журавля,
Как в зеркале, свое лицо усмотрел,
Что просто на глазах
старело трудно...
...А потом что-то оборвалось под сердцем...
"Тебе Уже никогда
не летать!"
Потянулись журавли
вдали плавно.
Догонял их за ноябрь
селом.
Тілький седой мужчина
тихо плакал,
Юный... седой мужчина молча плакал
С перебитым в локте
крылом.
Учитель. Пусть эти
слова, полные боли и печали, напоминают каждому, что никто и никогда не имеет
права посягать на человеческую мечту. Желаю вам всегда видеть высоту ясного неба,
золотое сияние хлеба и солнца, чувствовать нежность маминых рук и тепло человеческих
сердец. Живите в добром согласии с природой и собственной Совестью. Именно это и есть
основой поэзии Бориса Олейника и музыки Лидии Яцковой.
Литература
1. Мащенко Н.Н. Источники гармонической красоты.
- К.: Рад. школа, 1978.
2. Олейник Б. Поэзии. - К.,1986.