Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 70-90-х годов XIX века

Павел Арсеньевич Грабовский (1864-1902 гг.)

Творчество

Из 38 лет жизни П. Грабовский 20 лет провел в неволе - тюрьмах, лагерях, ссылках. Оторванный от родного края, физически немощный, часто доведенный до отчаяния, поэт все же сумел сохранить веру в правое дело борца за лучшую будущность Украины. Он ни на минуту не оставлял своего писательского труда, которую понимал как долг перед украинским народом. Находясь в Сибири, П. Грабовский вимріював национальную независимость Украины, ее общественный прогресс. Страстная мечта видеть Отечество обновленной, счастливой, свободной пронизывает все его творчество.

К сборников оригинальной поэзии П. Грабовского «Подснежник», «С Севера», «Кобза» вошли стихи широкого диапазона звучания. Среди них - посвящения друзьям, у которых искреннее восхищение «настоящими героями», стихи, адресованные школьникам (с уровнем образования он связывал будущее Украины), прекрасные образцы пейзажной лирики, в частности «Веснушки».

Настоящими жемчужинами творчества поэта можно считать его стихи «Швея», «Труженица», «Рабочему». Они свидетельствуют чрезвычайно тонкую душу, чуткое сердце поэта, переживание за судьбу братьев-украинцев, готовность встать на их защиту.

В стихах, посвященных изображению тяжелой жизни трудового народа в експлуататорському обществе, звучит глубокое чувство любви поэта-гражданина к обездоленным людям. В одном из ранних своих стихотворений «Рабочему» поэт несколькими штрихами, кратко, как это вообще характерно для поэзии Грабовского, описывает тяжелую жизнь сельского бедняка, что дни и ночи работает на заработках, казнит свои силы в чрезмерной работе на сельских мироедов:

Делай на вторых дни и ночи,

На волну труда не заспы;

А возьмет сумм, заплачут глаза,

В рюмке горенько топы...



Подобную картину подает поэт и в широко известном стихотворении «Швея». Чтобы получить хлеба черствого кусок», швея должна, несмотря на то что, В чрезмерной работе «ручки немеют, слипаются глазки», работать на других, на «паненят капризных, томных» «с раннего утра до поздней ночки». И заставляет его так работать «свободная неволенька». Этими двумя словами поэт подчеркивает, что после отмены крепостного права женщина-біднячка только формально стала свободной, а.насправді осталась такой же пленницей.

Характерной приметой произведений П. Грабовского различных тематических групп является гражданский пафос. Он звучит и в пейзажной, и в интимной лирике поэта. Свое художественное кредо поэта-гражданина произносит П. Грабовский в стихотворении «Я не певец чудовної природы».

Глубоким лиризмом полон стихотворение «К матери», страдания которой в связи с арестом сына представляются ему стократ тяжелее, чем собственные. Ведь, кроме естественного материнского боли за сыном, ей приходится защищать его еще «от человеческого неправого суда».

Много стихов посвящено встречам и прощанию с товарищами по ссылке. Такой, например, стихотворение «К М. О-ва», стихи «Прощание (Г. В. О-м)», «На память», «товарищу», «Спогадання», «воспоминание», «На братской могиле», «К О. Б-й», «К Б. С-го». В основном эти стихи Грабовский писал в записную книжку, в альбом своим друзьям, эти стихи имели большую популярность среди политических ссыльных. В стихах, обращенных к товарищам по ссылке, Грабовский выражает непоколебимую веру в то, что страдания их не бесплодны, потому что они прокладывают путь к новой жизни:

Не унывайте, что куча на куче

Все поляжем за дело святое:

На зітлілому нашем трупе

Бессмертное братство вырастет!

(«Общества»)



Большое место в поэзии П. Грабовеького занимают стихи, посвященные его друзьям и товарищам по ссылке, их страдницькому жизни, их героической борьбе. Первое место среди этих стихов, особенно в сборнике «Подснежник», занимают стихи, посвященные лучшему другу Грабовеького, революционерке Надежды Сигиді, ее светлому образу, ее трагической и героической смерти.

Эта женщина стала для политических заключенных пламенным символом непокоренности. Это стихотворения «К Н. К. С», «Тяжелое завет», «мученицы». Через всю свою жизнь и творчество пронес П. Грабовский любовь и уважение к Надежды Сигиды. В стихах-посвящениях автор называет ее «ангелом», «сестронькою», «святой и невинной». Мужество и решительность - это те черты, которые должны быть у борца. Именно такой была Надежда Сигида. Среди произведений П. Грабовского отличается стихотворение «Вперед», в котором он призывает к решительным действиям «за край родной и волю».

Но смерть дорогого человека вызывает у поэта не только тоску, слезы, но и непримиримую ненависть к мучителям. Вспоминая, как закатована на каторге Сигида в предсмертном письме завещала «любить всех людей», «любить правду и добро», Грабовский говорит:

Твои заветы... я их берегу

Ты тропу светишь и из могилы...

Но простить мучителей твоих не почувствую в себе силы!

(«Тяжелый завет»)



ЭТО ИНТЕРЕСНО

С Надеждой Сигидою, учительницей из Таганрога, сосланной на каторгу за сокрытие материалов организации «Народная воля», Грабовский познакомился по дороге в ссылку. Поэт сдружился с ней и полюбил. Несмотря на свою молодость (Сигиді было 25 лет), она не дорожила своей жизнью, по дороге в Сибирь потеряла своего осужденного мужа. Надежду Сигиду было отправлено на Карійську каторгу, где и замучены на смерть (она умерла от наказания ее ста розгами). Того же дня умерли три ее подруги, приняв яд как протест против закатывания Н. Сигиды.

Грабовский вместе с другими ссыльными составляет протест Русскому правительству», который был направлен против нечеловеческих условий обращения с политзаключенными. Этот протест был распространен по всем городам России. За это Грабовеького было снова брошен в тюрьму на три с половиной года.

Доминирующим мотивом поэтического наследия П. Грабовеького есть мотив неволи Украины. Обращаясь к Украины, П. Грабовский чаще всего использует поэтическую форму послания. Это стихотворение «К» («Под небом чужбины дальней...»), «К украинцам» («Украинцы, братья милые»), «К галичанам», «украинскому Народу», «Поэтам-украинцам», «До украинки», «К» («Сижу в неволе и брежу тихонько»), «К Руси-Украины». В названных стихах-посланиях поэт утверждает идеи правды, образования, согласия, любви,

Поэтическим выражением извечного стремления украинского народа к свободе стало стихотворение П. Грабовеького «К Руси-Украины», опубликован в первом сборнике поэта «Подснежник» (1894 г.), которая появилась в печати в Львове.

В поэзии «К Руси-Украины» поэт выражает свое самое заветное желание видеть родной край свободным. И речь здесь не только о классовой зависимость, но и Национальную. П. Грабовский выражает свое убеждение в том, что волю украинский народ должен добывать сам:

Желал бы я, мой родной край,

Чтобы ты на волю здобувавсь,

Давно ожидаемой рая

От себя собственно и ждал.



В этом стихотворении автор отстаивает естественное, единственно законное право украинцев «воцариться» на Руси, то есть быть хозяевами в своей стране. Мир, согласие, «величие простого народа» должны установиться в Украине, когда она освобождена будет «из-под привычного ярма» - такую мысль проводит П. Грабовский в стихи. И именно ради такого, нормального, истинно человеческой жизни, «Русь порізнена» должен встать, встать с колен во весь рост, освободиться «из-под привычного ярма» чужеземных и собственных угнетателей.

Залогом национального сознания П. Грабовский считает образованность народа. К проблеме образованности он обращался неоднократно в своих стихах, адресованных землякам. Освоить «лан образования» поэт призывает в стихотворении «К украинцам».

Этот стих является пламенным обращением поэта-борца до братьев-украинцев, которые живут далеко от родной земли, отдавая свой ум и талант обогащению чуждых культур.

Значительной проблемой для поэта было то, что к нему мало поступало информации относительно событий в Украине. Только из писем Б. Гринченко, М. Павлика и И. Франко он узнавал о некоторых новостях в культурной и общественной жизни украинцев. Поэтому понятно обращение к землякам:

Украинцы, братья милые.

Отзовитесь, где вы есть,

Живы ли еще, или в могиле

Давняя слава сгниет.



Беспокоится поэт и тем, «покраща наша судьба», или мы избавимся рабского ига. И здесь снова звучит вывод поэта о том, что только вместе, ілляхом образования, с горячей любовью в сердце до Украины можно прийти до лучших времен.

Таким образом, и в интимной, и в пейзажной лирике П. Грабовского, в его посвятах друзьям, знакомым звучит гражданская обеспокоенность о судьбе родной земли. Тема Украины, ее неволи и надежду на лучшую судьбу объединяет большинство поэтических произведений П. Грабовского.

Выражая «украинские чувства украинской души», П. Грабовский призвал:

Эй, воедино, определенные дети!

Всех ведет цель одна:

Путь любви и образования

Нас навеки поєдна!



И в этом призыве ярко проявились его народнические убеждения.

Только вместе, только путем образования, которая откроет глаза, поможет национальном прозрению, можно творить будущую судьбу Украины. Совместная неутомимый труд поможет развязать руки, даст вдохновение к борьбе «за высочество духа», поможет найти ответ на вопрос: «Кто мы?».

Ответ на этот вопрос автор пытается получить и в лирике «Орлы». Эта поэзия проникнута переживаниями писателя, вызванными несчастливой судьбой Украины, лукавые сыны которой, заботясь лишь о собственных доходах, «тнуть головушку» перед чужеземными захватчиками и полностью отреклись от родного народа и материнского языка. Откровенной сатирой звучит в стихотворении собирательный образ «орлов», которые, «на пожитки густые зевая», пичкают свои «карманы толстые». Развенчивая псевдопатриотов, П. Грабовский обращается к матери-Украины:

Или ты таких орлов .

Надеялась,

Как за них лила кровь,

Беспокоилась?



В снегах Сибири автор обращается к Украине, болеет за ее будущее. Стихотворение «К детям» звучит как завещание поэта подрастающему поколению Украины:

Первая мысль наша, дети,

Краю родном;

Первый труд посвятить

Люду бедному!



Жить в мире и дружбе, любить родной край, помогать ближнему, «не заниматься сексом в пользы», в своих действиях руководствоваться принципами христианской морали, на которых зиждется будущее нации.

В своем поэтическом творчестве П. Грабовский много внимания уделял также переводам. В течение всей творческой жизни Грабовский осуществлял огромную работу как переводчик произведений мировой поэзии. В книгах «С чужого поля», «Судьба», «С Севера» (раздел «Переводы»), «Кобза», в подготовленной, но не изданной в сборнике «Волна» (1899 г.) помещены переводы поэтических произведений с 25 литератур мира. На украинском языке благодаря труду Грабовского зазвучали русские былины, произведения Державина, Жуковского, Пушкина, Рылеева, Полежаева, Лермонтова, Тютчева, Огарева, А. К. Толстого, Курочкина, Некрасова, Добролюбова, Михайлова, Минаева, Плещеева, Майкова и др.

Грабовскому принадлежат переводы поэм Байрона, Бернса, стихов Шелли, Гете, Гейне, Беранже, Гюго, Дюпона, Метерлинка и др.

Значительное место в переводах Грабовского занимают поэты славянских, скандинавских и венгерской литератур. Одним из первых на Украине Грабовский обратился к грузинской, армянской и эстонской поэзии.

Интересным явлением является создание сборника «Песни Украины» (при жизни поэта не было напечатано) - попытка популяризации русском языке лучших поэтических произведений украинских поэтов XIX века.

Переводы Грабовского (сам автор часто называл их «перепевами») имеют разный уровень соответствия оригиналам. Неусталеність переводческих принципов и отсутствие первоисточников, вызванные бедствиями ссылку, сказались на созданной Грабовский «антологии мировой поэзии», но не умаляют ее значение, особенно для своего времени.

Своеобразием переводческой деятельности Грабовского является и то, что поэт в основном щедро вдохновлял переводное произведение пафосом и идеями собственного творчества.