Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

НИКОЛАЙ ХВЫЛЕВОЙ
Николай Хвылевой и эстетика «Хвильовизму»




Большинство биографий Николая Хвылевого начинается с конца. Образ простріленої виски со струйкой крови или заткнутої пучком чабреца раны на виске переселился из его творчества на последнюю страницу его собственной судьбы. Это случилось в. Харькове 13 мая 1933 г. в доме писателей «Слово». Покойник с висками, заклеенными марлей, стал символом эпохи, которую сейчас принято называть «расстрелянным возрождением».

Творчество «с его духа печатью» трудно укладывается в рамки какого-либо направления или стиля, начиная от стихов и заканчивая памфлетами. С калейдоскопической быстротой менялось мировоззрение писателя, его манера письма, жанры письма (поэзия - проза - памфлет), объем произведений (традиционный переход от миниатюрных прозаических жанров до романов, конкретнее - от «Синих этюдов» к «Вальдшнепов» и «Іраїди»), и ни один из жанров, в котором работал писатель, не оставил критику равнодушной. Его поэзия была признана новаторской, а после выхода в свет «Синих этюдов» автора было титуловано званием самого талантливого мастера современной украинской прозы. Его произведения издавались и переиздавались многочисленными тиражами. Итак, имеем полное право сказать, что писатель снискал себе славу при жизни.

Родился Николай Григорьевич Фитилев (настоящая фамилия Волнового) 13 декабря 1893 г. в сел. Тростянце на Харьковщине (теперь Сумская область) в семье учителей. Отец был страстным народником, охотником и рыбаком. Родители развелись, и он остался с матерью, братом и тремя сестрами.

Учился будущий писатель в начальной школе, а затем в Богодуховской гимназии. Пять классов гимназии - вся его систематическое образование.

Работал слесарем в ремесленной школе, в канцелярии волостной управы с. Рублевки, участвовал в работе местной «Просвиты».

В 1916 г. ушел в армию.

В 1918 г. воевал в повстанческом отряде. Принимал участие в антигетманском восстании, в боях с деникинцами.

С апреля 1919 г. - член КП(б)У.

Весной 1921 г. M. Волновой идет до Харькова, тогдашней столицы Украины, с целью реализоваться как писатель; в это время были написаны первые произведения, которые с восторгом слушали товарищи на культурно-просветительских собрании. В столице его творческая биография испытывает стремительного развития. Николай Фитилев окончательно становится Николаем Волновым, начинается его активное вхождение в литературу. Уже в 1921 г. выходит отдельным изданием поэма «В электрический век», сборник стихов «Молодость». Стихи публикуются на страницах журналов «Пути искусства», «Арена», альманаха «Поэзии». Поэзия М. Волнового развивалась в кругу идей и форм, предложенных символистами и футуристами. Молодой автор неутомимо и энергично экспериментирует со звуком, формой, образами.

Так испокон веков было:

одни упирались с тряпкой в руке,

а вторые тянулись к стяга зари и шли

за хвостами комет,

раскусив орех бытия. И разве посмеет вечность

швырнуть в мое лицо

упрек?

(«Электрический век»)

Автор с молодой дерзостью стремится понять и передать в слове универсальную суть своей эпохи. В поисках новых красок и ритмов М. Волновой приходит, по выражению Е. Маланюка, к «лирической музыкальности и музыкальной лиричности», что особой выразительности впоследствии вступит в новеллах и станет характерной чертой его индивидуального стиля.

Молимся мудрости и возраста и секунде.

Молимся о том, чего не знаем,

потому что наша молитва -

жажда все-познание

Клавіатурте разум, чувства и волю!

Клавіатурте.

(«Клавіатурте»)

В 1921 p. M. Волновой вместе с В. Сосюрой и М. Йогансеном заключает и публикует «Наш Универсал до пролетариата и пролетарских украинских художников». Этот литературный манифест обозначает начало нового этапа развития украинской литературы. М. Волновой быстро оказывается в эпицентре литературного процесса.

Плеяда молодых художников видела свое предназначение в созидании новой литературы, которая бы сильно отличалась от достижений предшественников. Впоследствии М. Волновой без лишней ностальгии напишет: «Умирала старая форма, как рыцарство, как запорожцы. По тайным лабиринтам мчался ветер с незнакомого края»; «поэт знал, как далеко отошел запах тобілевичо-старицких сорняков, прекрасно пахли после «Гайдамаков» и «Екатерины», как далеко и «Тени забытых предков», и все, что волновало юность». Основными принципами нового искусства становится отказ от точного повторения действительности, художников манит и интересует только «комплексная система фактов, воплощенная в поэтический образ как бессмертный символ желаний, забот, поражений и побед класса и ее эпохи».

В 1922 г. выходит сборник стихов М. Волнового «Предрассветные симфонии», а в 1923 г. - первая книга рассказов «Синие этюды», которая окончательно утверждает молодого автора в пореволюційній литературе как пионера и новатора. Авторитетные критики встретили молодого прозаика весьма комплиментарными рецензиями. О. Белецкий в известной статье «О прозе вообще и о нашей прозу 1925 года» назвал Волнового «основоположником настоящей новой украинской прозы». С. Ефремов отметил «быстрое глаз разбитного спостережника вместе с независимой объективностью художника, умение резко и рельефно, без страха зачеркнути контуры, вложить в них красноречивый образ, найти подходящее слово без лишней розволіклості, округлить целую картину каким-либо общим штрихом...»

М. Волновой начинал как неоромантик, хотя в его новеллистике можно найти влияние импрессионистической поэтики, элементы экспрессионизма и даже сюрреализма. Он пытался передать чувства, впечатления. Содержание слова раскрывается благодаря ассоциациям и аналогіям, оно обязательно связано с красками, запахом, звуками; музыкальный принцип организации текста и «удивительно тонкая ритмичность - собственно внутренне музыкальна, а не внешне-механическая» . (по наблюдению Есть. Маланюка) - становятся важными компонентами его лирического настроения.

Можно только удивляться сливе его мыслей и чувств, выраженных в памфлетах течение 1925-1930 гг., особенно во время литературной дискуссии. Памфлет за памфлетом, один острее за другой, выходят из-под пера М. Волнового. Писатель не согласен, чтобы его страну в мировой истории напоминали две строки петитом, которые никогда никто не прочтет.

С первым циклом своих полемических статей «Камо грядеши?» М. Волновой выступил весной 1925 г. В страстных обращениях к современников авторитетный писатель откровенно декларирует позиции, что должны быть программными для украинской литературы. Призывы ориентироваться на «психологическую Европу», освобождаться от агрессивной авторитарности русской литературы «прочь от Москвы!», перспективы нового культурного Азиатского ренессанса, в котором Украина займет достойное место, поражали новизной и открывали новые возможности для творчества. «Прочь от Москвы!», поскольку Москва стала центром всесоюзного мещанства. Об этом говорили и российские писатели. Даже великая русская литература, в которой сам Волновой учился, и неплохо, пропитала насквозь пессимизмом. Основные взгляды на перспективы развития нового украинского искусства, а также программа формирования национальной культурной элиты изложенные в циклах памфлетов «Мысли о течения», «Апологеты писаризму».

Написан в 1926 г. памфлет «Украина или Малороссия?» был запрещен и стал известным лишь в 1990 г. Выступления Волнового как писателя и полемиста взволновали всю украинскую интеллигенцию не только в Украине. В этом единоборстве столкнулись представители различных мировоззренческих групп и художественных взглядов. Началась литературная дискуссия, которая продолжалась до 1928 г. и впоследствии переросла в политическую. Иван Лысяк-Рудницкий в историческом эссе о писателе говорит: «Согласно всем свидетельствам, Волновой был одаренным «харизматичной» личностью. Мелкий ростом, черноволосый и нервный, он производил на всех, соприкасавшихся с ним, не исключая его противников и обвинителей, большое впечатление своей смелостью, искренностью и блеском диалектического мышления. Каждая его книга, начиная от первого сборника рассказов, електризувала общественность и вызвало реакцию со стороны официальных чиновников. Но он осуществлял свое влияние также другими путями: через свои критические статьи и памфлеты, через публичные дискуссии, что в них он принимал участие, через литературные ассоциации, что он был основателем, через журналы, которые он был вдохновителем».

Певец «загірної коммуны» и лидер «олимпийского», то есть элитарного, объединения писателей ВАПЛИТЕ, марксист, который диктатуру пролетариата называл черным трибуналом коммуны, националист, который свое национальное государство именовал «хохландією», пускал в мир поговорки вроде «вы серьезно или по-украински», ненавидел «загопачену» просвета и противоречивой считал роль Шевченко в украинской культуре - таким неоднозначным был сам Волновой, такими же являются многомерными и его тексты. Трудно сказать, где начало страстной игры и окончания страстной правды. Современник Николая Хвылевого, сначала соратник, а затем недруг, литературный критик Владимир Коряк в 1928 г. писал: «Истинно: Волновой. Сам волнуется и нас всех волнует, пьянит и волнует, раздражает и пленяет. Аскет и фанатик, жестокий к себе и к другим, болезненно вражлывый и гордый, нетронутый и суровый, а порой - нежный и застенчивый, химерник и чародей, влюбленный в слово, в форму, мечтатель».

Путь Волнового к себе предусматривал прежде всего поиски личной и творческой идентичности. В этом продвижении художник стремился достичь единства с миром и собой. Биография М. Волнового - это биография человека-Фауста, одержимого творчеством, поиском истины. Координаты путешествия в художественном пространстве Н. Волнового определяет попытка обретения собственной идеальной часопросторової координаты - страстное желание попасть в «тихих озер загірної коммуны», где встретит человека - «воплощенный прообраз той чрезвычайной Марии», что стоит «на гранях неизвестных веков». Путешествие туда - это динамическая путешествие бесконечным дорогам ассоциаций, вариаций, напівфантастична путь в пространство грез, снов и памяти: «Моим арабескам-finis. Но я не тоскую. Я еще раз познал силу бессмертного слова, и оно превратилось в мне. И с океана вариаций я випливаю, м'ятежний и радостный, к новым неизвестным берегам... Моим арабескам - finis. Тогда Стерн, Гоголь, Диккенс, Гофман, Мир идут тоже от меня, и уже маячат их романтические фигуры, как голубые дилижансы на дорогах моего безумного путешествия».

Среди смысловых кодов, что были в активном употреблении европейских модернистов, путешествие приобретает прежде всего формы поиска, который художник осуществляет не столько в реальном пространстве, сколько в мире собственного духа, часто вне истории.

Специфика мировоззрения М. Хвылевого, как справедливо замечает П. Голубченко, находит идеальное воплощение как индивидуальный стиль художника, что стал комплексом «стиля как мироощущение», «стиля как важнейшего, что автор имел сказать», и «стиля как мира автора (политического, психологического и всякого другого)». Для писателя «романтическое направление», «романтика вітаїзму», «революционная романтика» были тождественными понятиями.

В сборнике «Синие этюды» (1923 г.) автор стремится представить версию человека своей эпохи. Герои Волнового становятся носителями того самого комплекса прозини, разочарования, веры и безверия, что и он сам. Новелла «Кот в сапогах», посвященная женщине революции, становится попыткой осознать свое время и себя в нем. Автор сознает, что действительность - слишком сложный комплекс переживаний, рефлексий, поэтому новелла - только «отрывок правды, потому что вся правда - то целая революция». Деятельность героини новеллы - товарища Жучок, которая «ходит по сорняках революции и, как фреска, тянет солнечную вес, чтобы высушить болото... А какое - вы сами знаете...», приобретает символическое значение. Таким образом формируется идея «маленького незаметного подвига» - весомой составляющей общей победы. Писатель пытается тему идентичности личности решить в сложном историческом контексте: личность становится активным участником событий, которые предусматривают ее тотальное нивелирование как залог победы революционных идеалов.

Прежде всего бросается в глаза настроєвість произведения, что характерно для импрессионизма. Восторженно-возвышенное отношение наратора до Гапки-Жучка выражается как непосредственно словами, так и самим синтаксисом - это в основном короткие, часто однословные предложения. Так могут говорить крайне увлеченные люди: «Товарищ Жучок № 2, № 3, № 4, и не знаю, еще сколько есть. Товарищ Жучок № 1 нет. Кот в сапогах - тип. Точка. Коротко. Ясно. Все...» Герою без имени соответствует пространство без границ. Знаком беспризорности людей, потерянности их в мире становится бешеный лет паровика сквозь пространство. Стираются пространственные границы, стираются грани жизни, прошлое вместе с именами. В таком мире женщина Гапка превращается в обезличенную существо с прозвищами мужского рода - Кот, Жучок (она невысокая, узута в большие сапоги, имеет бойкий характер).

Товарищ Жучок - секретарь партячейки - часто разговаривает на русском языке (новелла практически написана наполовину на русском), что доносит до читателя дух того времени, иными словами - стиль жизни.

Языковая стихия произведения полна воодушевления, радости, искреннего восхищения и симпатии.

Природа мироощущение М. Волнового оказывается в антиномічній природе воплощенной в новелле идеи: маленькие мурали без имен - авторы «маленького подвига» нивелированы бешеным временем, рассеянные в пространстве, но они творят «незаметный подвиг», необходимый для победы революции.

Ряд сквозных тем - лейтмотивов, к которым автор обращается последовательно в разных произведениях, удостоверяющий круг проблем, которые возникали в сознании М. Волнового как переживания революционных событий и постреволюционного синдрома. К их числу принадлежит попытка осмыслить в аспекте собственного мировоззрения оговоренное героями романа Ф. Достоевского «Братья Карамазовы» морально-этическую проблему «слезы ребенка» - меры допустимой жертвы ради счастья всех. Проблема эта характеризовала комплекс страдания и душевные муки и самого М. Хвылевого и его поколения.

Идея искусной действия - возврат до идеального человека-бога, целостного существа, которая сочетает в себе мужское и женское начала. Превращение женщины Стеньки в новелле «Легенда» на буйного юношу-мстителя демонстрировала аннигиляцию новым существом обычных человеческих норм и законов. Стратегия этой новой богочеловека - абсолютная свобода мести: «Молюсь всем человеческим мучениям, молюсь местью, что привожу ее на палачей жестоких, на силу не нашу. Молюсь и тебе, человек свободен, взял нож и зажег сердце грозами».

Люди, ради которых проливались «ушаты крови», не приняли суровой правды юноши: «И порешили люди тогда, что Стенька действительно связался с нечистой силой... только незаконнорожденные дети и голодранцы поддерживали его, а другие люди отшатнулись от него». Трансформация «юноши буйного» в «голую женщину-красавицу» в сознании общества является возвращением идентичности. В народе осталась жить легенда о необычной жену Степаниду, ее волю к жизни и мужество.

На первый взгляд, в новелле «Легенда» Г. Волновой обращается к другой стилистической манеры, избегает откровенных обращений к читателю, формирование ряда ассоциативных цепей и т.п., его творческая программа остается той же. Автор стремится через судьбу отдельной личности выявить характер своей эпохи - прекрасной и жестокой одновременно. Космическая, универсальная природа событий передается через включение их до естественного цикла. Начало восстания соотносится с бурным возрождением природы и неуправляемой стихией: «Влетела буря, крикнула - звонко, просторно:

- Восстание!

Зашумело в зеленых рощах, ударил гром, грохот. Проснулась река, подумала рассветом и разлилась - широко-широко на большие голубые гони. Да и побрели по колено в воде туманы опечаленные, наклонные.

Шла наводнение... Летела буря...»

Действительность предстает в сознании художника как синтез космоса и хаоса: создание нового мира с новыми людьми и законами, разрушение устоявшихся норм, правил, сдерживающих развитие общества и человека. В пылу творения уничтожаются общечеловеческие идеи, результатом становится трансформация нравственного стержня, человек теряет собственную идентичность и становится неспособной адекватно воспринимать и оценивать действительность. В кругу этих проблем формируется творческая программа М. Волнового - синтез радикального преобразования мира и одновременно наиболее полной его интерпретации.

Писатель стремится постичь сущность вещей, для него становится очевидной непригодность к этому обычных логических структур, им осознается необходимость выхода за пределы традиционной мыслительной стратегии. Элементы новой поэтики формировались как на основе реалистического метода, так и на почве модернизма, который те же жизненные проблемы решал не с конкретно-социальной точки зрения, а с точки зрения космического, вечности. Новая литература, смелые художественные эксперименты вполне захватывают Г. Волнового. Настоящим художественным шедевром этого периода, воплощением творческих идей и мечтаний писателя становятся «Арабески» (1927 г.). Это одна из самых характерных новелл, и вместе с тем один из самых сложных для понимания произведений М. Волнового. Возможно, потому, что «Арабески» - скорее гимн творчеству, свободному творческому духу. Это новелла о счастливом будущем. Она воспринимается в образе голубой бури, завихренной эмоциональными вспышками и ослепительными молниями розкриленої фантазии, она полна счастливой радости творчества, мечтаний, сладкой тоски по молодости, ожидания любви, счастья, вселенского мира, особой душевной мечты.

Творческий прорыв реализуется в тексте как переживание любви: «...я буду писать так, чтобы изредка услышать кармазинные колокола из глухого заречье, когда сердце так сожмет, будто взгляд стройной девушки, когда она на мое буйное желание говорит сквозь яблочную метель, здригнувши: - Да!» Идеальным воплощением слова-творчества, что противостоит смерти, является легендарная Шехерезада: «На современность я смотрю сквозь призму легенд Шехерезады», «Это тебе, мое синее вечерний город из легенд Шехерезады. Это же с тобой разговаривал я по закате солнца, когда надо было найти слово».

Тайна рождения Слова автором включена в космогонический миф: «...тайная мавка рассказывает океана сказку». Тайну слова творят океан как источник зарождения, сокровенные ракушки, мерцающие жемчужины: «...возникают образы, которые, как потоки, как жемчуг, протекают у моего романтического сердца: жемчуг хрустит». Ощущение уверенности, неповторимости каждого мгновения формирует в тексте суггестия хрупкого, мерцающего, сверкающего: «хрустит жемчуг», «японские фонарики», «прозрачно-фантастические леденці (кузнечики)», «бриллианты снежинок», «как хрусталь, медуза». Таким образом формируется ассоциативно-смысловой ряд, который передает современное видение двойственности творчества и жизни, что объединяет сознательное, необходимое и случайное, порядок и хаос.

Автор последовательно формирует концепцию творчества. ее признаками являются прежде всего поиск «запаха слова», «бунт против логики» - выход за пределы рациональности, реализма, доминанта интуиции, подсознательного, иррационального. Своеобразным эквивалентом творчества, начала в художественном мире М. Волнового становится «женщина - мир наших эмоций» («Арабески»).

«Дорога и ласточка» (1927 г.) - небольшая импрессионистическая новелла, которая становится ярким свидетельством ориентации автора на организацию смысловой плоскости путем сочетания различных или даже контрастных эпизодов: в комнату влетает ласточка, ударяется в светильник и погибает. Можно было бы считать этот сюжет романтичным, если бы не внезапное натуралистическое окончание: в комнате появляется рассказчик и выбрасывает ласточку в помойную яму, где роются городские псы. Можно было бы считать этот сюжет реалистичным, если бы не комната. «То была комната в моем воображении», - сообщает писатель. Автором организованы в единое художественное пространство разные по эмоциональным настроем новеллы «Дорога» и «Ласточка», сначала напечатаны в сборнике «Синие этюды» (1923 p.).

Проблема расхождения мечты в действительности была для Волнового одной из важнейших на протяжении всего творческого пути. Бинарное противопоставление реальных сцен и вимріяних, воображения и действительности, романтических взлетов и прикрытых приземлений является основным принципом композиции его новелл.

На определенном этапе своего творчества М. Волновой претерпел значительного влияния импрессионизма - как французского, так и отечественного. Михаилу Коцюбинскому - «Цвітові яблони» - писатель посвятил одно из впечатляющих рассказов «Я (Романтика)», темой которого является нерешенный психологический конфликт между человечностью и фанатизмом служение коммунистическим идеям, что его переживало поколения 1920-х pp. Картина убийства сыном-чекистом своей матери, центральная в рассказе символизирует этот глобальный и апокалиптический конфликт.

Автор находит ту форму, которая органично передает трагическое мироощущение личности, переживания одиночества и обреченности художника в прагматическом мире. Герой рассказа находится в состоянии крайнего психологического напряжения. Он боится и сомневается, страдает от собственной жестокости и жестокости своего времени. Он, коммунар, не хочет расстреливать собственную мать и одновременно не хочет, чтобы единомышленники считали его предателем. В состоянии психологического раздвоения он выбирает верность идеи.

Художественная система текста оформлена на таким образом, что возникает ощущение размытых временных и пространственных реалий: «...проносится передо мной темная история цивилизации, и бредут народы, и веки, и само время...» Впечатление безвременности действия усиливает образ матери, который является аллюзией на образ Богоматери: «...моя мать - воплощенный образ той чрезвычайной Марии, что стоит на гранях неизвестных веков. Моя мать - наивность, тихая жура и благость безгранична». Принесение в жертву матери Марии - сознательный выбор «я», которое горит в «огне фанатизма», выглядит трагическим приговором и одновременно диагнозом целому поколению. Фанатичное убеждение «я», что через такую жертву открывается дорога к загірних озер «неизвестной прекрасной коммуны», оказалось иллюзией и роковой ошибкой - такой ценой открывается дорога только в «далекую неизвестность». «...Вместо космоса, куда всеми фибрами своего существа рвется романтик, - пишет известный литературовед С. Ефремов, - ему приходится заглядывать в «глухих закоулков», заросших сорняками, а там на месте «торжественной коммуны» - «харя непобедимого хама» розпаношилась. И Волновое так же, пристально и до тех закоулков призирається и выбирает из них типичные лица, давая достаточно полную картину всего современного быта и целую галерею современных образов, заливают собой окрушини революционного пафоса».

Языковая стихия этого рассказа - это стихия страха, безумия и смерти, которая врывается в сознание и завладевает чувствами каждого читателя.

В рассказе «Мать» трагизм и конфликтность революционных идеологических противостояний М. Волновой передает через их восприятие матерью парней-воинов Остапа и Андрея, которые оказались по разные стороны борьбы. Автор словно сворачивает, локализует художественное пространство произведения - в плоскости его внимания мать и два сына, которые живут в маленьком провинциальном городке. Таким образом актуализируется традиционная в литературе проблема «маленького человека», его способ видения, восприятия и понимания глобальных событий, агрессивно вмешиваются в сложившуюся жизнь, разрушают не только быт, но и бытие.

Дальнейшие поиски художником адекватных форм воплощения идеи «романтики вїтаїзму» реализуются в попытке создания крупных прозаических форм. О движении М. Хвылевого до крупных прозаических форм свидетельствуют «Повесть о санаторійну зону» (1924 г.), опубликован на страницах киевского журнала «Жизнь и революция» начало романа «Ираида» (1925 p.), который, очевидно, был уничтожен, и уцелевшая часть романа «Вальдшнепы» (1926 p.). Этот период характеризуют, как метко отметил А. Лю5-ченко в своих «Воспоминаниях о Хвылевого», большая прекрасная художественная простота», «глубокое заглядывания в жизни, тонкий психологизм».

Пылкие борцы за новую жизнь, романтики и фанаты революции находятся в плоскости художественного внимания М. Волнового. В постреволюционный время они оказываются не только лишними, но и, по мнению героя «Повести о санаторійну зону», анарха, вредными. Еще молодые по возрасту, его герои живут будущим - ярким, страстным, на грани жизни и смерти, они, растерянные и неопределенные в настоящем, живут с предчувствием его перерождение, наивной мечтой в «даль», «загірну коммуну», «синий город». Тему потерянного поколения, выпавшим из своего времени, подчеркивает мотив утраченного дома. Координаты пребывания героев М. Волнового находятся в межвременье и пространственных рамках: «край села», «за городом», «в глухом углу», «заулку», «хаосе планетарного движения», «санаторійній зоне»...

Летом 1926 г., в разгар литературной дискуссии, вышла в свет первая часть романа «Вальдшнепы». Его персонажи, так же неутомимо полемизируя, ищут ответов на самые острые вопросы своего времени. В романе речь идет о болезненные проблемы национального бытия, национально-культурного возрождения Украины, о осмысления непростых уроков революции. М. Волновой в «Вальдшнепах» действительно стремится органично сочетать сюжетную интригу, психологические портреты героев, мастерски выписанные пейзажи и диалоги героев, в которых речь идет о новое государство, литературу, нового человека и любви. В 1927 г. в шестом номере журнала «ВАПЛИТЕ» была подготовлена к печати вторая часть романа, но весь тираж был конфискован, и полного текста романа до сих пор не найдено.

Жизненный проект очень сложного и многогранного писателя Николая Хвылевого определяет непрерывное путешествие от себя к себе, к своему, настоящего, читателя, к которому автор обращался с надеждой («милый мой читатель»), собеседника и единомышленника: «И читатель - творец, не только я, не только мы - писатели. Я ищу, и вы ищите». Путешествие эта вбирает в себя короткое художественная жизнь, что ярко вспыхнуло и неожиданно погас. Художественное наследие М. Волнового стал объемным стереоскопическим образу суток. Так, Г. Костюк отмечает: «В воссозданных живых обстоятельствах прошедшего времени познаем богатейший человеческий типаж неповторимой революционной и послереволюционной эпохи. Познаем их идеи, их вождение и сомнения, их веру и разочарование, их искания и неудачи, их любовь и ненависть. Мы чувствуем в каждом произведении Волнового, независимо от жанра, особое, новое звучание и свежий повел стиля в литературе послереволюционной эпохи. И еще такая деталь: мы воспринимаем ее как сплошную сложную и противоречивую, но именно поэтому такую живую и динамичную панораму жизни украинских 20-х годов XX ст.»

Все совершенное М. Волновым осталось в сокровищницу украинской культуры как одна из ярчайших ее страниц, как залог будущего расцвета, вимріяного этим писателем.