Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Подготовка к ЗНО и ДПА по украинской литературе

II. Давняя украинская литература

 

Тема 6. Григорий Сковорода (1722 - 1794)

 

Творчество выдающегося украинского мыслителя-гуманиста, писателя, просветителя Г. Сковороды является яркой страницей в жизни нашего народа. В его произведениях отразились мировоззрение, способ мышление, живая душа украинцев.

Произведения Григория Сковороды:

- Сборник лирических стихов «Сад божественных песен» вмещает 30 произведений таких жанров: пейзажные стихи; романсы, которые вошли в рукописные сборники народных песен; панегирики, оды, песни;

- книга «Басни харьковские»;

- философские трактаты («Разговор, называемая Алфавит, или Букварь мира» и др.);

- притчи.

В своих произведениях Г. Сковорода воспевал природу Украины, трудолюбивых людей, высмеивал господствующую верхушку, провозгласил человека и его свободы высшей ценностью, развил идеи демократизма и гуманизма, единение человека с природой, внес в литературу новые темы и образы. По мнению писателя-философа, источник истинного счастья - творческая работа с природными наклонностями; истинная сущность человека - в працелюбстві, в поисках пути к «всенародного счастья».

«Всякому городу - обычай и права»

(С сборник «Сад божественных песен» )

В стихотворении «Всякому городу - обычай и права» писатель выступает против социальной несправедливости, существующей бюрократической системы, что унижает человеческое достоинство:

Барские Петр для чинов трет уголки,

Федор-купец обмануть прыткий,

Тот строит дом свой на человеческий манер,

Другой гендлює, возьми проверь!

Поэзия отражает историю тогдашнего общества. Образу Петра автор раскрывает психологию новорожденного лакузи, который морально вырождается. Он, вместо того, чтобы бороться за свободу, сознательно направляет свою деятельность «для чинов».

Именно крепостнический строй разрушил устоявшуюся мораль. На то время определенная категория людей ползала и обтирала углы барские, чтобы иметь «теплое место».

Это создало психологию крестьянина: выработало такие негативные черты характера, как прислужничество, холуйство, беспринципность, самосохранения ценой жизни других.

Произведение является острой сатирой на верхушку общества того времени: купцов, чиновников, помещиков, которые удовлетворяли свои причуды:

Тот непрестанно стягает грунта,

Сей иностранны заводит скота.

Те на ловлю готовят собак,

В сих дом, как улей, гудит от гуляк...

Не обошел поэт и юриста, законы поворачивал так, как было выгодно ему: он обогащался на взятках.

Итак, Сковорода высмеивал коренные недостатки тогдашней общественной жизни. Это картина нравов второй половины XVIII ст.

Эта песня является вершиной поэзии Сковороды, ибо, осуждая експлуататорське общество, соответствовала настроениям и почуванням народа.

Разоблачая эксплуататоров, показывая их жестокость, паразитизм, невежество, грубость, лицемерие, писатель приходит к выводу, что современное ему общество - это ужасный мир изнурительного труда трудового люда и паразитизма эксплуататоров.

«Пчела и Шершень»

Григорий Сковорода не только талантливый поэт-лирик, но и выдающийся баснописец. По мнению Сковороды:«Воспроизвести истину и выразить критическое отношение к общественным явлениям - такое задание и назначение байки». Поэтому почти все его басни - это изображение глубокой истины в простых жизненных сюжетах с помощью сатиры.

Г. Сковорода всегда считал, что каждая человек должен работать по своим способностям, отмечал, что нет ничего хуже, чем болеть мыслями. А лучшим лекарством против этой болезни является «сродна труд». Мыслитель призывает людей познавать самих себя, ведь путь к счастью лежит через самопознание своих способностей и склонностей к определенному виду деятельности. Эти взгляды он выразил в басне «Пчела и Шершень» (сборник «Басни харьковские»), где Пчела - это мудрый человек, «что в своем деле работает». Она собирает мед, потому, собственно, рожден для этого. Для Нее именно сбор меда - «несравненно большая радость от его потребления». Этого никак не может понять Шершень. И поэтому сразу можно понять, что Шершень - это олицетворение паразитов, которые привыкли жить за счет других.

Идея басни: труд должен стать естественной потребностью для каждого.

Важным является положение Сковороды о полезность и почетность любой работе, профессии, главное, чтобы она отвечала призванию человека и приносила пользу обществу. Успех в деятельности человека обусловливается не только ее способностями, но и такими качествами, как трудолюбие, терпеливость, умение владеть собой, сдержанность, добродетель, справедливость, доброжелательность, благодарность, бодрость духа, а также гуманизм и милосердие. Г.С. Сковорода писал: «Мы создадим лучший мир. В будущий Украине вижу все новое: новых людей, новое творение и новую славу».

«De libertate» («О свободе») 1757

Жанр: гражданская лирика.

Тема: проявление гражданского мужества поэта в период усиления крепостничества, воспевая свободу как самое большое богатство человека.

Идея: прославление Богдана Хмельницкого, народного героя, который посвятил свою жизнь борьбе за свободу и счастье украинского народа; утверждение свободы человека как высшей общественной ценности. .

Основная мысль: свобода - наивысшее благо общества и богатство человека; только при условии получения свободы человек чувствовать себя счастливой; никакое золото не заменит «вольности».

Идейный смысл произведения.

Поэзия начинается спокойным философским рассуждениям о том, что представляет собой воля, которая ее ценность:

«Что есть свобода? Добро в ней какое?

Говорят, как будто оно золотеє.

Нет ведь, не злотне: сравняв это злато,

Против свободы оно лишь болото».

Очень показательным является прославление в этом стихи Богдана Хмельницкого как «отца вольности», как верного сына украинского народа. Поэт заканчивает произведение словами:

«О, если бы в дураках мне не пошитись,

Чтобы без свободы не мог я остаться.

Слава навеки будет с тобой,

Вольности отче, Богдан-герою!»

Таким образом, самой большой радостью, которая должна принадлежать человеку, является ее свобода. Подобный лозунг во времена постепенного наступления крепостничества был очень своевременным и предусмотрительным. В противопоставлении золота и свободы, по мнению Г. Сковороды, побеждает свобода. И олицетворением свободной человека, который смог подарить надежду на волю украинцам, есть Бы. Хмельницкий, которого и славит художник в этой поэзии.