Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Барокко как литературное направление в искусстве Западной Европы


Барокко как литературное направление в искусстве Западной Европы

 



Барокко (итал. Вачосс - странный, причудливый) - направление в искусстве и литературе XVII - XVIII вв., которому принадлежит важное место в развитии европейской культуры. Барокко пришло на смену Возрождению, но не было его отрицанием. Художественная система барокко чрезвычайная сложная, ей свойственны изменчивость, полифоничность, осложненная форма. Литература барокко характеризуется сочетанием религиозных и светских мотивов, образов, тяготением к разным, контрастов, сложной метафоричности, алегоризму и емблематичності, стремлением поразить читателя пышным, красочным стилем, риторическим отделкой произведения. В разных культурах, литературе барокко создавалось неодновременно. Среди стран православно - славянской культурной общности барокко начало формироваться и получило значительного развития в Украине и в Белоруссии, что непосредственно сталкивались с польской и западноевропейской барочными культурами. Кроме этого, барокко мало и собственные, націєпемні, источники: киево - русские и фолькролорні, что проявлялись на разных уровнях этого направления - "высоком" , "среднем" и "нижнем". Барокко в истории украинской литературы трактовалось по разному, часто неадекватно. Впервые рассмотрел барокко как эстетическую систему Д. Чижевській в монографии "Украинское литературное барокко" (Прага, 1942 - 1944гг.) но только на XI Конгрессе влавістів в Праге 1968 ученые поставили вопросы славянского барокко, в частности украинского. Его расцвет в украинской литературе приходится на конец XVI - XVIII в. и прослеживается в различных жанрах, в частности в поэзии Лазаря Барановича, Ивана Величковского, Григория Сковороды и др. Образцом барочных есть сборник стихов "курьезной поэзии Ивана Величавського млеко вот овци, пастырю належноє". Выразительные барочные черты имеет школьное дфальтургія. Среди прозаических произведений барокко больше всего проявляется в араторській прозе (сборник проповедей Лазаря Барановича "Меч духовный ", "Трубы словес проповедных"; иваника м'Галятовского "Ключ разумения"; Антония Радивиловского "Огородок Марии Богородицы", "Венец Христов") и казацких летописях самовидца, Григория Грабянки, Величка.

На смену Ренессанса в европейской культуре приходит барокко, в нем сочетаются традиции готика и Ренессанса.

Определяющие приметы барокко:

1. Снова наблюдается склонность к усложненной формы (как в поздней готике)

2. Возвращается готы сницы геоцентризм, но сохраняется антропоцентризм, только теперь человек практикуется не как противовес Богу, а как самое совершенное его творение.

3. Вместо светской направленности видим во времена барокко снова религиозная окраска всех сфер культуры, как в средневековье.

4. Вместо освобождения человека от пут социальных и религиозных норм опять заметное усиление роли церкви и государства.

5. Сохраняется античный идеал красоты, но делается попытка совместить его с христианским идеалом, то есть речь идет о сочетании красоты духовной и физической, внутренней и внешней, в целом происходит примирение традиций античной и христианской.

6. Как и Ренессанс, барокко сохраняет внимание к природе (и в науке, и в искусстве ), но теперь природа трактуется не как противовес Богу, а как путь познания совершенства и милосердия Творца.

Кроме этих черт, зроджених переплетением предыдущих традиций, барокко выработало и собственные особенности.

7. Динамизм, подвижность: в пластическом искусстве это - любовь к сложной кривой линии, в отличие от прямой линии и острого угла или полукруга готики и Ренессанса; в литературе это - изображения движения, путешествия, изменений, трагического накала, катастроф, смелых авантюр.

8. Барокко не считает наивысшим задачей искусства спокойного пробуждения религиозного или эстетического чувства; для этого важнее растрогать, произвести на нее сильное впечатление. Этой установкой вызваны такие вузькостильові качестве направления, как стремление гипербол, захват парадоксами, необычных гротескам, любовь к антитез, страсть к важных форм к универсальности всеохопности.

Художники Ренессанса ценили простоту и структурность организации произведения, художники барокко стройность понимают как схематизм, простоту заменяют вычурностью, надуманность, пишномов'ям. Для них искусство это - часто забава, игра ума. Развивается страсть к аллегориям, появляется аллегорические драмы, поэмы, стихи. Важное значение приобретает внешний вид произведения, пишутся стихи в виде креста, чары, наковальни, колонны, ромба, становятся популярными акростихи и мезостики.

Поэты барокко часто играют нанизыванием вычурных метафор, сравнений, антитез. К примеру, "любовь связывает золото с крицею, пряжу - с большим шелком, побуждает жаливу тянуться к благородной розы, до жемчужин кладет мусора, угля кладет мел и часто прививает дикому дереву сладкий плод".

Из постановлений барокко выливает и самая мощная его недостаток: иногда слишком большое преимущество внешнего над внутренним, "чистая" декоративность, с которой временами исчезает или отводит на задний план глубокий смысл, внутреннее содержание произведения; еще опаснее попытки преувеличить, усилить всякое напряжение, всякую противоположность, все разительно, странное, - это приводит барокко до чрезмерного восхищения в художественной игре к утяжеление произведений формальными элементами.

Учитывая попытку сочетание романтического и реалистического типов творчества, на поиск золотой середины между крайностями раздвоенной человеческой натуры эпоха барокко, с одной стороны, была эпохой бурного развития естествознания и математики, а с другой эпохой расцвета многословия, большой ("тридцатилетней") религиозной войны, эпохой великих мистиков и философов - идеалистов (Сведенборг, Кемт, Сковорода). Человек барокко или убегает к уединению с Богом, или, наоборот, погружается в пучину политической борьбы, переплывает океаны в поисках новых колоний, берется планов улучшения стеке всего человечества или политической (проекты искусственных языков), или какой-то другой реформой.

И все же наиболее характерные проявления этой эпохи - мистицизм, религиозный экстаз, реабилитация христианского аскетизма, увлечение жанром духовной песни и поэзии, в драматургии - обращение к мистерии. Герой барочного искусства мучительно ищет надмету жизни и находит ее в бегстве от мира, в появлении себя служению Богу, в страданиях за христианскую веру (напр.,"Стойкий принц" еспенського драматурга Педро Кальдерана где м Берхи (1600 - 1681рр.) или "Екатерина Грузинская" немецкого драматурга А. Гріфіуса (1616 - 1664рр.) образ мученика за веру постоянный и в живописи барокко ("Распятая Петра" П. - П. Рубери).

Определяющим в философии и искусстве, отчасти и в массовом сознании становятся идеи о том, что все земное - тленное, временное, здешнее "жизнь - есть сон", настоящая жизнь наступает лишь после физической смерти; реальный мир - долина страданий которые надо стойко терпеть, в ожидании смерти, соединяясь душой с Богом. А отсюда барочные метафоры: жизнь человека - роза, быстро губит нечеловеческий, однако колючий и сухой стебель; человек - огарок; отсюда же аллегорические персонажи - Смерть, Судьба, Вера, и др.; стихи, цене сборки под заголовками "Кладбищенские мысли", "Похоронные песни" и т.д.

В Украине барокко просуществовал около двухсот лет и стало следующим после эпохи Киевской Руси расцветом украинской культуры, прежде всего архитектуры, литературы, образования, общественно - политических институтов, самоуправления. Это умственным такие факторы.

a) Именно барокко оказалось наиболее созвучным эмоциональной, романтической, хмельной до уравнивания различных начал русской душе;

b) На то время в Украине было ослаблено, а на определенный период и вовсе исчезло, колониальное иго, построено достаточно сильно гетманское государство, всячески способствовала розвоєві культуры (особенно во времена Ивана Мазепы).

Украинское барокко по сравнению с западноевропейским имеет следующие особенности.

1. В украинском барокко значительно преобладают духовные (религиозные) составляющие над светскими. Хотя и не нехватка последних: имеем светскую лирику, навелу, хронику, письмо, научный трактат, светские элементы в драме.

2. Античность приводит в украинскую культуру уже после Ренессансного противостояния с христианством, в барочных формах, поэтому без сопротивления привлекаются антично - мифологические образы: религиозная лирика стоит под охраной древнегреческих муз, Пресвятая Деве порой отождествляется с Диной, крест сравнивается с трезубцем Нептуна, в мистических тракторах появляется амуры, купидоны. В целом барокко утвердилось в украинской литературе без всякого опру и борьбы, просто для него давно уже был готов духовная почва.

3. речь барочной украинской литературы принципиально осталась на церковно - славянском, я и в предыдущий период. Обобрав в себя большое количество элементов народной речи, она, к сожалению, не улягала никаким определенным нормам. Поэтому встречаем большие уклоны к украинской народной речи, то польской, то - изредка во второй половине XVIII в. - к российской.

4. элементы барокко приступают уже в стиле И. Вишневецкого (длинные периоды, накопления паралелізмів, смелые антитезы, скопления формальных украшений). Однако стало творчество Мелетия Смотрицкого, а также стихосложения Кирилла Транквилиона Ставровецкого, в полной же победой барокко - создание Киево - Могилянской академии, вполне барочной по сути. И литература этой эпохи выделяются еще такие фигуры, как Петр Могила, Иван Величковский, Стефан Яворский, Иван Мазепа, Феофан Прокопович Йоанській Галятовский, Дмитрий Туптало, Григорий Грабъянка, Самойло Величко, автор летописи Самовидца. Но самым ярким представителем украинского барокко стал Григорий Сковода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Начиная с конца XVI века в искусстве Италии отмечаются новые явления. Светлые и уравновешенно - спокойные образы искусства эпохи Возрождения сменяются мрачным, темным, беспокойным. В искусство входит бурная подвижность, трагедийность.

Развивается искусство театра, балет, музыка. Создаются огромные дворцы, площади, грандиозные памятники и фонтаны. Здания украшаются затейливой скульптурой и огромными многофигурными росписями религиозно - мифологические темы. Устраиваются торжественные шествия, празднества в честь повелителей. В Италии торжествует папской Рим. Наибольшей пышностью отличаются все мероприятия главы католической церкви (папы): и праздники, и богослужения.

Торжественность, преувеличение во всем - таков внешний сторона стиля, что рождается не в одной только Италии, но и в других странах, что были в культурной зависимости от Рима в течение этой эпохи, например в Австрии. Противником этого стиля называли его словом бороко, то есть странный, безудержный, причудливый (от португальского perola barroca - "жемчужина причудливой формы").

В истории искусств слово барокко осталось для обозначения сложного, противоречивого, порой трагического искусства, которое господствовало в Европе, и прежде всего в Италии, с конца XVI до середины XVIII века.

Наиболее характерные черты итальянской архитектуры целое. В римской архитектуре барокко появились типы храма, городской площади и дворцового ансамбля.

Первым образцом стиля барокко можно считать церковь Иль - Джезу, построенную в Риме в 1975г. архитекторами Джакомо Бароцці и Віньйола (1507 - 1773) и Джакомо делла Порта (примерно 1537 - 1602) для монашеского ордена иезуитов. Автор основной части проекта Віньйола обратился к форме купольной базилики. Центральный неф церкви здесь короче и шире, чем мы купольной базилики. Центральный неф церкви здесь короче и шире, чем в предыдущих сооружениях подобного типа, а вместо боковых нефов с двух сторон располагается капеллы (часовни).

Интерьер храма оформлен мощными колоннами и пилястрами, многочисленными скульптурными украшениями, на вид очень торжественный. Большое количество деталей притягивает к себе внимание тех, кто вошел в церковь, будто намеренно затрудняя движение к куполу, где его ждет пространственный прорыв в гору. Все это напоминает духовный путь человека к общению с Богом через преодоление страстей и пороков.

Интересная композиция фасада Иль - Джезу, выполнена Джакоми делла Порта. Мастер разделил огромную плоскость стен на два горизонтальных яруса, оформив каждый из них ордером. Более узкой верхний ярус обрамленное по краям спіральовидними деталями - волютами (итал. voluta - завиток) и словно перетекает вниз. Это придает фасаду сложного и выразительного вида.

В Италии XVII века прославился скульптор Лоренцо Бернини (1598 - 1680), исключительно одаренный мастер. Бернини стал центральной фигурой среди художников стиля барокко. Бернини работал в Риме, он добывал здесь всеобщее уважение, был придворным мастером римских пап и французского королевского двора. Уже одна из первых его статуи "Давид" (1623, музей и галерея Боргезе, рим) наглядно показывает отличие нового искусства от искусства эпохи Возрождения. "Давид" Бернини, созданный более 100 лет, изображен в динамике - в момент бросания камня из пращи: он весь в движении, в напряжении, в гневе, даже прикусил губу. Как раз все эти черты и характерные для стиля барокко, который пришел на смену простому и строгому стилю Ренессанс. Для бороко внешнее выражение страсть и волнение стало важнее сами человеческие чувства.

Бернини в течение своей долгой жизни создал множество портретных бюстов и статуй. Его скульптура всегда сочетала с архитектурой и природными условиями. Примером может быть знаменитый фонтан Четырех рек на площади Новона в Риме (1648 - 1651). В гробнице Медичи, созданной Микеланджело во Флоренции, четыре фигуры, олицетворяющие день, ночь, утро и вечер, были полны глубокого обще человеческого значения. Четыре фигуры в фонтане Бернини должны были просто изображать четыре великие реки мира: Ганг (Азия), Нил (Африка), Дунай (Европа) и Рио дела Плата (Южная Америка). Эта скульптурная группа, увенчала вывезенным из Египта древним столбом - обелиском, в сочетании с реальными каскадами воды, частями скал и дополнительными декоративными фигурами производит неповторимое, незабываемое впечатление.

Бернини стал основателем стиля барокко в архитектуре.

В 1657 - 1663 гг. Бернини соорудил по сторонам огромной поощі перед собором Св. Петра в Риме - перед самым большим и самым высоким зданием в то время во всей Европе - две грандиозные закругленные галереи. Они создают как бы две руки, что обнимают массу людей, которые движутся к собору.

Другой великий архитектор Италии XVII века - Франческо Борромини (1599 - 1667) создал ряд сооружений, дворцов и храмов, которые отличаются характерной исключительно для барокко большим количеством украшений, криволинейными контурами обрамлений дверей и окон. Он ввел в отделка фасадов скульптурные фигуры, целые группы, сочетал самые разнообразные строительные материалы.

Для архитектуры стиля барокко характерны грандиозные сооружения. В основном это были дворцы королей, князей и светской знати, а также церкви и монастыри. Фасады зданий украшались и деталями, которые много раз повторяются, чередуются, нагромождениями различных форм. Во внутренних помещениях сооружений стиля барокко все рассчитано на эффект освещения: сочетание таинственного полумрака и яркого света. Архитекторы барокко широко использовали живопись, позолоту, все виды декоративного искусства. Особенно характерным стал роспись потолков самыми сложными многофигурными картинами, которые как бы расширяют внутреннее пространство до бесконечности.

Благодаря совокупности различных художественных приймів искусство барокко производило очень сильное впечатление на зрителей, поражая их своим величием и грандиозностью.