Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Творческие работы наших посетителей


Автор: Роксолана

Подготовка к тематического опроса. Итоговый урок
по теме: «Басня как жанр литературы»

Цель: подготовить учащихся к тематическому опрос, хорошо усвоить значение терминов «басня», «мораль», «аллегория».

Оборудование: ученические работы, рисунки к басням.

Ход урока

Кажется, байка просто врет.

А действительно - мудрый правду чешет.

Л. Глебов

И. Объявление темы, цели и задач урока.

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

1. Игра «Отгадай слово»

- Короткое, стихотворное аллегорическое повествование, в котором заложен поучительный смысл. (Басня)

- Страна, подарившая миру основоположника жанра басни (Древняя Греция)

- Основоположник жанра басни (Эзоп)

- Часть басни, в которой рассказывается о событии (Повествовательная)

- Часть басни, в которой содержится поучение. (Мораль)

- Отображение одного предмета через другой (Аллегория)

- Замаскированный способ передачи мыслей (Иносказательный язык)

2. Слово учителя

Мы уже знаем с вами, что в центре байки всегда лежит какое-то одно событие, вокруг которой развивается действие. Язык басен проста. В давние времена они писались прозой, позже у них появились ритм и рифма.

Действующими лицами басен есть люди, звери, птицы, растения. Характерно, что звери, птицы, растения выступают носителями определенных человеческих черт и действуют, как люди.

- Как же называется этот прием (персонификация или олицетворение).

Итак, мы знаем с вами кто является основоположником басни. Давайте вспомним биографические данные и интересные факты из жизни этого писателя Эзопа.

3. Рассказ учащихся о жизни Эзопа

- давайте перечитаем с вами басню Эзопа «Волк и ягненок»

- О чем рассказывается в басне (О трагической судьбе Ягненка, которого съел Волк).

- Назовите главных персонажей басни. (Вов и Ягненок).

- Есть ли в басне описания героев? (Нет. Это дает возможность сосредоточить внимание читателей на поступках персонажей, то есть на действия).

- Какой финал басни? (Трагический)

- Чем обусловлен трагизм? (Поступком Волка, который не был справедливым)

- Выделите составные части басни. ( байка имеет две части: повествовательную и поучительную (мораль).

4. Рассказ учащихся о жизни Жан де Лафонтена

- Рассказ басни «Зачумленные звери» напам»ять.

- Что нового, сравнивая с баснями Эзопа, появляется в Лафонтеса? (Большее количество действующих лиц, больше диалогов, стихотворная форма, социальные мотивы.)

- Почему байка, по вашему мнению, называется «Зачумленные звери»? (Герои басни ослепленные блеском золота, которое дает право на жизнь в этом мире.)

- Баснописец пишет: «Так и у нас: есть деньги - имеешь право, Нет - то под суд иди». Кого имеет в виду автор? (Конечно, людей, в жизни которых царят жестокие и низменные законы).

- Какую правду рассказал Лафонтен в своей басне? (Правду о человеческое общество, в котором господствуют не законы разума, а деньги.)

5. Рассказ учащихся о Ивана Андреевича Крылова.

- Рассказ басни «Волк и ягненок» напам»ять.

- Определите составные части басни. (Мораль - в начале произведения, а потом идет розповідна часть).

-Зачитайте слова, что является моралью басни. («У всякого бессильный виноват всегда.)

- Подумайте, носителями которых человеческих черт есть персонажи басни? (Волк - человек сильный, наглая. Ягненок - человек, имеющий чувство собственного достоинства, но в силу различных причин не способна себя защитить)

- Какой прием помогает автору роозкрити идею произведения? (Сатира)

- Что такое сатира? (Сатира - вид комического Она тоже вызывает смех, но смех сокрушительный, что разоблачает пороки человеческого общества.)

- Давайте сравним басню Эзопа «Волк и Ягненок» с басней И. Крылова. Выдающееся общее и отличное в обоих произведениях.

Совместное

1. Место действия

2. «Борьба» между персонажами.

3. Диалог между героями.

4. Трагическая концовка басни.

5. Мораль

Отличное

Эзоп

Крылов

Речь прозаическая

Стихотворная речь

Отсутствие художественных средств

широкое использование художественных средств

Мораль в конце произведения

мораль в начале произведения

лаконичный диалог

значительно расширен диалог

6. Тестовые вопросы (устно)

1. По сюжету басни «Ворон и Лисица» Ворон выпустил из клюва:

а) кусок сыра.

б) кусок сала.

в) кусок мяса

2. Волк из известной басни Эзопа увидел Ягненка у:

а) ставка

б) у реки.

в) озера

3. Фригійський раб, который стал основоположником жанра басни:

а) Эзоп

б) Лафонтен.

в) Федр

4. Цикада попросила у Муравья:

а) продуктов

б) убежища.

в) воды

5. В основе басни лежит:

а) гипербола.

б) метафора

в) аллегория

6. Как называется поучительная часть басни?

а) Сатира

б) аллегория

в) мораль

7. Зачумленные звери виновником всех несчастий сделали:

а) волка

б) осла.

в) тигра

8. В чем заключается особенность композиции басни И. Крылова «Волк и Ягненок»?

а) мораль - в начале басни

б) мораль разбита на две части.

в) мораль в конце басни.

9. В басне И. Крылова Волк говорит:

а) «Ты виноват ты уже, что хочу я, видишь ли, есть».

б) «Ты виноват ты уже, что хочу я, понимаешь, пить».

в) «Ты виноват ты уже, что хочу я, вишь, спать»

.

10. Преступление Осла из басни «Зачумленные звери» заключался в том, что он ел:

а) чужую морковь.

б) чужую капусту.

в) чужую траву.

11. Часть басни, в которой рассказывается о развитии событий, называется.

а) спор.

б) повествование.

в) разговор действующих лиц.

6. Работа с эпиграфом.

Как вы понимаете смысл высказывания Л. Глебова, который является эпиграфом урока? ( В баснях выдвигается много проблем, важных для человеческого бытия. Показывая различные недочеты в жизни, раскрывая особенности человеческого поведения, басня учит, как нужно поступать правильно.)

7. Игра «Чарини ячейки».

1. Короткое стихотворное аллегорическое повествование, в котором заложен поучительный смысл. (Басня)

2. Отображение одного предмета через другой (Аллегория)

3. Основоположник жанра басни (Эзоп)

4. Художественный прием перенесеннявластивостей людей в животных, растения, предметы. (песоніфікація)

5. Разновидность комического Она тоже вызывает смех, но смех сокрушительный, что разоблачает пороки человеческого общества. (сатира)

Домашнее задание: Повторить термины. Подготовиться к тематической работы