Цель: подготовить учащихся к тематическому опрос, хорошо усвоить значение терминов «басня», «мораль», «аллегория».
Оборудование: ученические работы, рисунки к басням.
Ход урока
Кажется, байка просто врет.
А действительно - мудрый правду чешет.
Л. Глебов
И. Объявление темы, цели и задач урока.
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
1. Игра «Отгадай слово»
- Короткое, стихотворное аллегорическое повествование, в котором заложен поучительный смысл. (Басня)
- Страна, подарившая миру основоположника жанра басни (Древняя Греция)
- Основоположник жанра басни (Эзоп)
- Часть басни, в которой рассказывается о событии (Повествовательная)
- Часть басни, в которой содержится поучение. (Мораль)
- Отображение одного предмета через другой (Аллегория)
- Замаскированный способ передачи мыслей (Иносказательный язык)
2. Слово учителя
Мы уже знаем с вами, что в центре байки всегда лежит какое-то одно событие, вокруг которой развивается действие. Язык басен проста. В давние времена они писались прозой, позже у них появились ритм и рифма.
Действующими лицами басен есть люди, звери, птицы, растения. Характерно, что звери, птицы, растения выступают носителями определенных человеческих черт и действуют, как люди.
- Как же называется этот прием (персонификация или олицетворение).
Итак, мы знаем с вами кто является основоположником басни. Давайте вспомним биографические данные и интересные факты из жизни этого писателя Эзопа.
3. Рассказ учащихся о жизни Эзопа
- давайте перечитаем с вами басню Эзопа «Волк и ягненок»
- О чем рассказывается в басне (О трагической судьбе Ягненка, которого съел Волк).
- Назовите главных персонажей басни. (Вов и Ягненок).
- Есть ли в басне описания героев? (Нет. Это дает возможность сосредоточить внимание читателей на поступках персонажей, то есть на действия).
- Какой финал басни? (Трагический)
- Чем обусловлен трагизм? (Поступком Волка, который не был справедливым)
- Выделите составные части басни. ( байка имеет две части: повествовательную и поучительную (мораль).
4. Рассказ учащихся о жизни Жан де Лафонтена
- Рассказ басни «Зачумленные звери» напам»ять.
- Что нового, сравнивая с баснями Эзопа, появляется в Лафонтеса? (Большее количество действующих лиц, больше диалогов, стихотворная форма, социальные мотивы.)
- Почему байка, по вашему мнению, называется «Зачумленные звери»? (Герои басни ослепленные блеском золота, которое дает право на жизнь в этом мире.)
- Баснописец пишет: «Так и у нас: есть деньги - имеешь право, Нет - то под суд иди». Кого имеет в виду автор? (Конечно, людей, в жизни которых царят жестокие и низменные законы).
- Какую правду рассказал Лафонтен в своей басне? (Правду о человеческое общество, в котором господствуют не законы разума, а деньги.)
5. Рассказ учащихся о Ивана Андреевича Крылова.
- Рассказ басни «Волк и ягненок» напам»ять.
- Определите составные части басни. (Мораль - в начале произведения, а потом идет розповідна часть).
-Зачитайте слова, что является моралью басни. («У всякого бессильный виноват всегда.)
- Подумайте, носителями которых человеческих черт есть персонажи басни? (Волк - человек сильный, наглая. Ягненок - человек, имеющий чувство собственного достоинства, но в силу различных причин не способна себя защитить)
- Какой прием помогает автору роозкрити идею произведения? (Сатира)
- Что такое сатира? (Сатира - вид комического Она тоже вызывает смех, но смех сокрушительный, что разоблачает пороки человеческого общества.)
- Давайте сравним басню Эзопа «Волк и Ягненок» с басней И. Крылова. Выдающееся общее и отличное в обоих произведениях.
Совместное
1. Место действия
2. «Борьба» между персонажами.
3. Диалог между героями.
4. Трагическая концовка басни.
5. Мораль
Отличное
Эзоп
|
Крылов
|
Речь прозаическая
|
Стихотворная речь
|
Отсутствие художественных средств
|
широкое использование художественных средств
|
Мораль в конце произведения
|
мораль в начале произведения
|
лаконичный диалог
|
значительно расширен диалог
|
6. Тестовые вопросы (устно)
1. По сюжету басни «Ворон и Лисица» Ворон выпустил из клюва:
а) кусок сыра.
б) кусок сала.
в) кусок мяса
2. Волк из известной басни Эзопа увидел Ягненка у:
а) ставка
б) у реки.
в) озера
3. Фригійський раб, который стал основоположником жанра басни:
а) Эзоп
б) Лафонтен.
в) Федр
4. Цикада попросила у Муравья:
а) продуктов
б) убежища.
в) воды
5. В основе басни лежит:
а) гипербола.
б) метафора
в) аллегория
6. Как называется поучительная часть басни?
а) Сатира
б) аллегория
в) мораль
7. Зачумленные звери виновником всех несчастий сделали:
а) волка
б) осла.
в) тигра
8. В чем заключается особенность композиции басни И. Крылова «Волк и Ягненок»?
а) мораль - в начале басни
б) мораль разбита на две части.
в) мораль в конце басни.
9. В басне И. Крылова Волк говорит:
а) «Ты виноват ты уже, что хочу я, видишь ли, есть».
б) «Ты виноват ты уже, что хочу я, понимаешь, пить».
в) «Ты виноват ты уже, что хочу я, вишь, спать»
.
10. Преступление Осла из басни «Зачумленные звери» заключался в том, что он ел:
а) чужую морковь.
б) чужую капусту.
в) чужую траву.
11. Часть басни, в которой рассказывается о развитии событий, называется.
а) спор.
б) повествование.
в) разговор действующих лиц.
6. Работа с эпиграфом.
Как вы понимаете смысл высказывания Л. Глебова, который является эпиграфом урока? ( В баснях выдвигается много проблем, важных для человеческого бытия. Показывая различные недочеты в жизни, раскрывая особенности человеческого поведения, басня учит, как нужно поступать правильно.)
7. Игра «Чарини ячейки».
1. Короткое стихотворное аллегорическое повествование, в котором заложен поучительный смысл. (Басня)
2. Отображение одного предмета через другой (Аллегория)
3. Основоположник жанра басни (Эзоп)
4. Художественный прием перенесеннявластивостей людей в животных, растения, предметы. (песоніфікація)
5. Разновидность комического Она тоже вызывает смех, но смех сокрушительный, что разоблачает пороки человеческого общества. (сатира)
Домашнее задание: Повторить термины. Подготовиться к тематической работы